1. предприятие как юридическое лицо;
2. предприятие как имущественный комплекс.
В первом случае предприятие является субъектом гражданского права (республиканским, коммунальным, частным, унитарным предприятием). Во втором случае предприятие является имущественным комплексом (совокупностью имущества). Правовая связь между двумя этими понятиями заключается в том, что согласно статье 132 Гражданского кодекса предприятие как имущественный комплекс используется для осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятиях» от 14 декабря 1990 года № 462-XII имущество предприятия составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия [5].
Имущество предприятия в соответствии с законодательными актами, уставом предприятия может принадлежать ему на праве собственности либо владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником или уполномоченным им органом и действующим законодательством.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
- денежные и материальные взносы;
- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- капитальные вложения и дотации из бюджетов;
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и физических лиц;
- иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь [5].
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Гражданского кодекса предприятие в целом и его части могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав [1]. Однако законодательством или договором могут быть предусмотрены и иные условия в отношении состава предприятия. Причем отступления возможны как в сторону сужения состава предприятия как объекта гражданских правоотношений (например, согласно ст. 530 ГК при продаже предприятия права продавца, полученные им на основании лицензии (разрешения) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежит передаче покупателю), так и в сторону расширения имущественного комплекса (например, согласно п. 2 ст. 321 ГК при ипотеке предприятия в его состав помимо имущества, указанного в п. 1 ст. 132, права требования и исключительные права, которые будут приобретены после заключения договора залога).
Однако, предприятие как имущественный комплекс не может выступать объектом некоторых правоотношениях, о чем должно быть прямо указано в законе. Так, согласно статье 546 Гражданского кодекса предприятие не может быть предметом дарения в отношениях между коммерческими организациями [1].
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что предприятие является своеобразным и сложным объектом гражданских прав. Предприятие как имущественный комплекс представляет из себя совокупность всех видов имущества. При этом само предприятие является одним из видов имущества, причем имуществом недвижимом, поэтому оборот предприятия в гражданских правоотношениях регулируется нормами, регулирующими оборот имущества. Сложность предприятия также заключается в том, что, с одной стороны, оно является объектом гражданских прав, ас другой стороны – субъектом гражданских прав.
2.5. Органы и ткани человека как объект гражданских прав.
Как видно из вышесказанного, состав имущества как объекта гражданских прав меняется в процессе развития человеческого общества. А как известно человеческое развитие происходит по спирали, в связи с чем на современном этапе все новые предметы материального мира включаются в состав объектов гражданских прав и регулируются гражданским законодательством. Среди таких нововведений можно выделить такие специфические объекты, как органы и ткани человека.
Сразу же необходимо отметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь не выделяет органы и ткани человека в качестве объекта гражданских прав. Однако, данным предметам присущи все характерные признаки объекта гражданских прав. Правила обращения органов и тканей человека устанавливаются в специальном законодательстве.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» Органы и ткани человека – анатомические образования, не определяющие отличительных черт личности. Перечень органов и тканей человека, подлежащих трансплантации, определяется республиканским органом государственного управления, ведающим вопросами здравоохранения [7]. Однако данное определение не дает возможности определить органы и ткани человека в качестве объекта гражданских прав.
Я же попытаюсь доказать, что органам и тканям человека присущи все признаки вещей (и именно вещей) как объекта гражданских прав.
Во-первых, органы и ткани человека, несомненно, представляют собой материальные объекты окружающего мира. Во-вторых, они являются статичными объектами, «явившимися результатом природных процессов». В-третьих, органы и ткани человека способны непосредственно удовлетворять потребности человека. И в-четвертых, они могут иметь денежное выражение. На последнее утверждение может последовать аргумент, что в Законе «О трансплантации органов и тканей человека» сказано, что трансплантация органов и тканей человека, регулируемая этим законом, происходит на безвозмездной основе. Однако, например, при обороте этих объектов на «черном рынке» органов человека, на них устанавливается (пусть и нелегальная) цена, то есть органы и ткани все же имеют денежное выражение.
Итак, органы и ткани человека можно с полной уверенностью отнести к вещам, то есть к объектам гражданских прав. Причем эти вещи можно определить как движимые, индивидуально определенные и ограниченные в гражданском обороте.
То, что в определении органов и тканей, данном в Законе, сказано, что это анатомические образование не определяющих отличительных черт личности не означает, что органы и ткани являются родовыми вещами. Органы и ткани человека являются индивидуально определенными так как они отчуждаются у конкретного человека и, более того, имеют такие физические свойства, которые позволяют использовать их в качестве донорского материала для конкретного человека.
Ограниченность в обороте данных объектов заключается в том, что, во-первых, право собственности на них переходит только в порядке, прямо установленном законодательством. А, во-вторых, данные объекты могут переходить в собственность только ограниченного числа лиц – реципиентов, нуждающихся в трансплантации.
Как и всякий объект гражданских прав, органы и ткани человека могут быть классифицированы. Основная классификация органов и тканей, которая имеет правовое значение, закреплена в статье 3 Закона «О трансплантации органов и тканей человека»:
1. Органы и ткани человека, трансплантация которых регулируется указанным Законом.
2. Органы и ткани человека, трансплантация которых регулируется иным законодательством:
- органы, их части и ткани, имеющих отношение к процессу воспроизводства человека (яйцеклетка, сперма, яичники, яички либо эмбрионы);
- кровь и ее компоненты;
- тканевые компоненты, используемые для приготовления препаратов и пересадочных материалов [7].
Правовое значение данной классификации заключается в том, что, в зависимости от принадлежности к одной из двух категорий, зависит оборотоспособность органов и тканей человека.
Так, согласно части 4 статьи 3 указанного Закона, органы и ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер. Совершение возмездных сделок, а также рекламирование потребностей в органах и тканях человека с целью предложения вознаграждения за их получение влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь [7]. Причем данное положение распространяется только на те органы и ткани человека, порядок трансплантации которых регулируется данным Законом.
Однако, и данное положение, на мой взгляд, нельзя считать абсолютным и безоговорочным, так как согласно указанному Закону и Постановлению Совета Министров Республики Беларусь «О компенсации расходов, вызванных необходимостью восстановления здоровья, в связи с донорством органов и тканей» донорам, помимо всего прочего, предоставляется единовременная выплата для восстановления здоровья в размере до 30 минимальных заработных плат [14].
Что же касается крови и ее компонентов, то данные объекты могут отчуждаться как на безвозмездной, так и на платной основе. За донорство данных объектов выплачивается вознаграждение в размере, установленном законодательством [8; 15].
Необходимо, однако, отметить, что, не смотря на то, что перечень органов и тканей, зафиксированный в Законе «О трансплантации органов и тканей человека» является закрытым, трансплантация не всех указанных в нем органов регулируется в законодательстве. Из этого можно сделать вывод, что в связи с тем, что органы и ткани человека являются вещами, то на них распространяются общие правила о гражданском обороте. Но при этом должна учитываться специфика данного объекта гражданских прав и применятся аналогия закона.
Также необходимо отметить, что гражданско-правовой оборот органов и тканей человека несколько связан с наследственным правом. Эта связь заключается в том, что согласно указанному Закону возможно производство забора донорского материала у умершего человека. Однако такой забор может происходить только в случае, если на это было получено согласие у донора до его смерти или у его близких родственников после смерти донора.