Ныне действующее авторское законодательство не предусматривает существования каких-либо типовых авторских договоров как особых подзаконных актов, а исходит из принципа свободы авторского договора. В этой связи все названные выше типовые авторские договоры утратили свою обязательную юридическую силу. Но не верно их вообще сбрасывать со счетов, так как они могут, особенно на первых порах, использоваться сторонами в качестве примерных образцов при составлении конкретных авторских договоров.
Наряду с предоставлением участником авторских отношений возможности самостоятельно определять свои договорные права и обязанности. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" предъявляет к авторским договорам определенные требования. Эти требования сформулированы в виде ряда закрепленных законом диспозитивных и императивных правил. Первые из них вступают в действие тогда, когда сторонами авторского договора конкретно не решены те или иные вопросы. В качестве примера можно привести правило о том, что действие передаваемого по договору права ограничивается территорией российской Федерации, если в авторском договоре отсутствует условие о территории, на которую передается право. Императивные правила либо запрещают вводить в авторские договоры определенные условия, либо предписывают решение отдельных вопросов при выборе сторонами конкретного варианта своих взаимоотношений из числа возможных. Например, закон заранее объявляет недействительным условие авторского договора, которым автор ограничивается в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области. Примером императивной нормы предписывающего характера может служить требование обязательного установления максимального тиража произведения, если в авторском договоре об издании или в ином воспроизведении произведения вознаграждение определено в виде фиксированной сумме. Данные правила выполняют, в сущности, ту же функцию, которая во многом была свойственна типовым договорам и состояла в ограждении интересов автора от диктата пользователей произведений. Наличие таких гарантий, равно и, как и закрепление их на законодательном уровне, является оправданно мерой, которая согласуется с принципом свободы договора и практикой правового регулирования авторских отношений большинства государств.
Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечит лишь соблюдение личных и имущественных прав автора. Издательство, научные, учебные и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия автора. Поэтому они не редко прямо заинтересованы в том, что бы их отношения с авторами рассматривались как трудовые.
В тех случаях, когда заключенный сторонами договор, в рамках которого создано творческое произведение, не содержит четкого указания на его характер, вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда условий. Прежде всего, предметом трудового договора является трудовая деятельность работника соответствующая его должности и квалификации она может носить творческий характер, как, например, работа штатного переводчика издательства или штатного фотографа журнала, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного соглашением сторон творческого результата. В некоторых случаях, однако, трудовой договор может быть заключен и на выполнение творческой работы связанной с созданием конкретного творческого произведения, например на выполнение оформительских или картографических работ. Здесь важно установить был ли включен автор в трудовой коллектив заказчика, подчинялся ли он правилам внутреннего трудового распорядка и распоряжение администрации, закреплялись ли за ним трудовые права и льготы, получал ли автор за свою работу ежемесячное вознаграждение и т. п. Если ничего этого не было, то для квалификации отношений сторон как трудовых нет никаких оснований.
Наконец, когда совершенно очевидно, что стороны были связаны трудовым договором, необходимо установить входило ли создание данного творческого произведения в трудовые обязанности его автора. Если произведение создано, хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными законом правами, включая право на использование произведения.
Нередко особенно при заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства возникает вопрос об разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадают в частности подрядчик выполняет работу на свой риск, результат его работы передается в собственность заказчика, который не несет перед подрядчиком никаких дополнительных обязанностей в связи с дальнейшим использованием результата и т. д. По сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение переходящие в собственность другого лица и т. д.
Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде всего, по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора является произведение науки, литературы, искусства как результат творческой работы автора. На практике отграничить их друг от друга бывает не так просто. Наиболее остро данный вопрос встает при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий. В юридической науке нередко утверждается, что копия, в том числе авторская, - это результат обычной работы, по поводу выполнения которой должен заключаться договор подряда.
Иногда разграничить авторские и подрядные договоры по их предмету не возможно. Так 22 августа 1986 года Госарбитражем СССР были утверждены типовой договор на создание произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, монументально-декоративных и оформительских работ и типовой договор на создание произведения станковой живописи и графики. Оба договора имели своим предметом создание произведений изобразительного искусства, однако знакомство с их содержанием не оставляло никаких сомнений в том, что взаимоотношения сторон были построены по подрядному типу. Объяснялось это тем, что договоры подобного рода заказчики соответствующих произведений, а с предприятиями художественного фонда, которые выступали в роли своего рода посредников между авторами и заказчиками произведений. Авторы же создавали свои произведения в рамках договора художественного заказа, который заключался ими с предприятиями авторского фонда и носил авторский характер. Таким образом, наряду с предметом договора, дополнительным критерием для разграничения авторского и подрядного договоров выступает их субъектный состав. Непременным участником авторского договора всегда является сам создатель произведения или его законный правопреемник, в частности наследник. По субъектному составу авторские договоры отличаются и от некоторых других договоров, связанных с использованием произведений.
После присоединения СССР в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве в советском законодательстве было закреплено деление всех авторских договоров на два типа - авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор. По авторскому договору о передаче произведения для использования автор или его правопреемник передавал либо автор обязывался создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования обусловленным в договоре способом, а организация обязывалась осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору или его правопреемнику вознаграждение, кроме случаев указанных в законе. По авторскому лицензионному договору автор или его правопреемник предоставлял организации право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязывалась уплатить вознаграждение за предоставление этого права или за использование произведения в форме, предусмотренной договором, поскольку иное не установлено законом или поскольку стороны не договорились об ином (ст. 503 ГК РСФСР 1964 г.).
В качестве особого типа гражданско-правового договора, авторский договор в свою очередь подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.