Смекни!
smekni.com

Кто вправе простить преступника

Т. Кадышева, С. Ширинский, Белгородская областная коллегия адвокатов

В переводе с греческого амнистия - это забвение, прощение. Виновному человеку свойственно надеяться на то, что его простят. Потерпевшие от преступлений воспринимают амнистию неоднозначно, а то и с ужасом. Большая часть остальных граждан безразлично относятся к актам амнистии.

Ранее этот институт в России не находил должного закрепления в Уголовных кодексах. Впервые он специально предусмотрен УК Российской Федерации 1996 года в ст.84. Приурочиваются амнистии к каким-либо годовщинам политического характера или знаменательным датам, но своим появлением они обязаны идеям гуманизма.

Считаем, что амнистии следует применять не от случая к случаю, а ежегодно. Многие из осужденных осознают свои ошибки задолго до окончания назначенных сроков лишения свободы. Прощение таких лиц просто необходимо.

К сожалению, общие амнистии применяются редко. Среди граждан существует боязнь освобожденных. Кроме того, принять акт амнистии - это еще не проявление гуманизма - важно, чтобы общество было подготовлено "по-человечески" принять амнистированных. Ничего подобного у нас нет, все пущено на самотек: освобожденным негде работать, а порой и негде жить, не к кому обратиться за помощью (государство ее даже не гарантирует). В такой ситуации люди снова совершают преступления. В заключении нередко лучшие условия, нежели те, в которых оказываются амнистированные на свободе. Парадоксально, но не все попавшие под амнистию хотят освободиться, предчувствуя что их ожидает на воле. Поэтому они преднамеренно совершают преступления чтобы избежать освобождения. Без устранения причин преступлений и их рецидива нельзя всерьез говорить о ликвидации и даже сокращении преступности.

В правовом государстве необходимы специальные органы, которые бы на постоянной основе заботились не только об амнистированных, но и об освобожденных условно-досрочно и всех остальных, покидающих места лишения свободы.

В России необходимо переходить от частичной амнистии к общей. К примеру, почему бы за тяжкие и особо тяжкие преступления не изменить режим содержания, облегчить условия жизни осужденных, освободить их от дополнительных наказаний? Ведь исходя из смысла ст.84 УК амнистия может распространяется на все виды преступлений. Тем более, что пенитенциарные учреждения находятся в глубочайшем кризисе. Также можно предусмотреть возможность освобождения от дальнейшего отбывания наказания в определенных случаях при уплате денежных сумм, которые бы пошли на содержание уголовно-исполнительной системы, помогли уберечь заключенных от тяжелых болезней и вымирания, создать условия для их перевоспитания. Желающих "выкупить" своих родственников найдется немало.

Амнистии применяются как по делам публичного, так и частного обвинения. В последнем случае возникает вопрос: почему государство подменяет частных обвинителей, т.е. потерпевших. Наказание по таким преступлениям небольшое, но в то же время, вред от них порой бывает немалый. Осужденные же зачастую не возмещают ни моральный, ни материальный ущерб. Представляется, что по указанным преступлениям не может применяться амнистия. Право простить обидчика закон (ст.27 УПК РСФСР) предоставляет исключительно потерпевшим.

На наш взгляд, амнистированию должны подлежать не только преступники, но и совершившие административные проступки. Арестованные в административном порядке также нуждаются в освобождении от наказания, что надо предусмотреть в КоАП РФ. Ведь принцип гуманности должен распространяться на всех. Общество от этого только выиграет.