В России причинами выделения международного терроризма и организованной преступности в отдельную сферу современного общества стала конкретная криминальная культура, рост «теневой» экономики, питающей криминалитет и многообразная деидеологизированная среда (информационная, молодежная, спортивная, военная и другие), которая обеспечивает саморазвитие криминального образа жизни. В этих условиях наблюдается рост этнической и религиозной нетерпимости, проявлений ксенофобских форм экстремизма, особенно в молодежной среде. Этим пользуются идеологи и организаторы экстремистских движений, формируя фанатиков, готовых «за идею» на любой террористический акт или иное преступление. Осенью 2003 года генерал Р. Нургалиев (МВД РФ) впервые отметил, что на первый план выходит некая «псевдоидея — так называемый суицидный терроризм». Эта угроза имеет принципиально новые качества: пронизана псевдоисламской идеологией, высокотехнологично оснащена и имеет исполнителей-смертников. Террор — это образ жизни, образ смерти и смысл существования. Современный терроризм не столько военное, сколько «идеологическое», социальное и моральное явление.
В этих условиях важнейшими категориями всех идеологий российского гражданского общества (всех его структур) должны стать безопасность, мир, законность, права человека.
Функциональную структуру общества XXI века можно представить в виде семи секторов, каждому из которых присущи конкретные виды идеологий. Первый сектор — это в основном государственные структуры, более всего заинтересованные в формировании новой российской идеологии консолидации. Второй — коммерческие организации и доминирующие здесь корпоративные идеологии: либеральные и неолиберальные, консервативные и неоконсервативные. Третий — неправительственные, некоммерческие организации. Здесь самый широкий спектр идеологий. Прежде всего, религиозные идеологии основных российских конфессий, идеологии всех партий и движений, участвовавших в выборах в Государственную Думу 7 декабря 2003 года (наиболее оформлена идеология марксизма), а также экологические, ветеранские, женские, спортивные и другие. Четвертый — отдельные граждане и представители неправительственных организаций, которые функционируют исключительно в Сети с соответствующей идеологией Сети, Интернета. Пятый — условно объединяет граждан, которые в значительный период времени не участвуют в предыдущих секторах. Их можно соотнести с потребительской идеологией. Шестой — образуют закрытые неправительственные организации — разнообразный спектр масонских структур, сионистских организаций, духовных орденов. Здесь правомерно говорить о масонской идеологии, об идеологии сионизма и т.д. Представленные в первом — шестом секторах идеологии представляют собой сумму идеологий гражданского общества. В седьмой сектор включаются национальные и международные организации международного терроризма и организованной преступности с соответствующими идеологиями4.
Защита конституционных прав и свобод граждан предполагает содействие благополучию и безопасности человека, семьи, народов, российского общества и государства. Для достижения этой цели возможен и необходим идеологический компромисс. Объектами компромисса являются идеологии, представленные в первом-шестом секторах. Они могут «уступить» какие-то свои смыслы на некоторое время во имя благополучия и безопасности всех граждан России. На этой основе возможно формирование идеологии консолидации российского общества XXI века для выполнения задач, записанных в Конституции Российской Федерации — содействие абсолютному большинству конкретных людей и семей, народов России в достижении достойного качества и уровня благополучия и надежной безопасности Человека.
Смысл прав человека в том, что они поддерживают в человеке человеческое достоинство — нечто, позволяющее ему быть именно Человеком. Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
В Российской Федерации создана и функционирует система государственного контроля за соблюдением прав человека. В числе других государственных структур (прокуратура, суды) она включает в себя институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. В настоящее время они уже действуют в 27 субъектах России.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный рассматривает обращения граждан (заявления, жалобы) Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, в которых заявители сообщают о нарушенных правах и свободах и требуют их восстановления или недопущения незаконных действий против них. За годы деятельности Уполномоченным и его рабочим Аппаратом было рассмотрено более 155 тысяч обращений (жалоб) граждан, поступивших из всех регионов России, стран СНГ и Балтии и ряда стран мира.
В обращениях (жалобах) граждан отражен весь спектр проблем современной жизни российского общества. Больше всего к Уполномоченному поступило обращений и жалоб с просьбой защитить гражданские (личные права) граждан — 57,8 процентов. Из них: о нарушении права на справедливое судебное разбирательство и права на равную защиту закона — 74,6 процентов, о нарушениях прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы — 14,7 процентов; обращения о нарушении права на гражданство, права на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства — 8,8 процентов.
Из обращений граждан, посвященных проблемам защиты политических прав (1,5 %), более трети заявителей сообщали о нарушении политических прав народов на самоопределение, избирательных прав, остальные — о нарушениях основных политических свобод — права на свободу мысли, слова и печати, совести, религии и убеждений (в том числе, о нарушениях законодательства о порядке регистрации политических партий, общественных объединений, религиозных организаций и культовых объектов).
Просьба о защите экономических прав граждан содержится в 16 процентах всех обращений и жалоб, поступивших к Уполномоченному. Из них: о нарушениях права собственности, законодательства о предпринимательстве (более 55 процентов), о нарушениях прав трудящихся на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, права на равную оплату за равный труд, на защиту от безработицы.
Проблемам защиты социальных прав человека посвящены 24,2 процентов обращений и жалоб из всех субъектов Российской Федерации поступивших к Уполномоченному. Более половины обращений посвящено защите прав человека на достойные условия жизни, достаточный уровень жизни, треть — проблемам нарушений пенсионного законодательства.
Из обращений в защиту нарушенных культурных прав человека (0,5 %) более половины посвящено защите права на образование, остальные сообщали о необходимости защиты прав на участие в культурной жизни, об охране памятников истории и культуры, культурно-просветительских учреждений, прав этнических меньшинств.
Более половины российского общества живет за чертой бедности, бедности которая оскорбляет и унижает, бедности, которая питает «серую экономику», коррупцию, организованную преступность, международный терроризм. Пренебрежение к правам и законным интересам граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие населения к органам государственной власти и их должностным лицам, создает неблагоприятную правовую ситуацию. Устранение проблемы бедности, неравенства может стать одной из самых понятных национальных задач, важнейшим фактором укрепления безопасности человека и семьи. Борьба с бедностью может осуществляться только через достойную оплату труда и адресную социальную поддержку нетрудоспособных — детей и пенсионеров.
«Ядром» идеологии ХХI века должна стать ориентированность на безусловное формирование позитивного и динамичного отношения к труду; преодоление бедности и несправедливого социального, экономического, информационного неравенства. Для достижения этого необходимо органичное соединение человека (субъекта, работника), ситуации, процесса, сознания, деятельности (поведения) и окружающей работника среды. Речь идет о человеке, у которого есть работа, который трудится, о социальной справедливости, о социальной ответственности, соблюдении всеми законности, прав человека. Но и этого недостаточно: нужен смысл жизни, нужна мечта, нужна цель, и конечно, надежда. Эти подходы позволят дополнить, развить идею высшей ценности человека, его достоинства, прав и свобод, независимо от каких-либо различий и могут стать мировоззренческой основой общественного согласия, залогом гражданского мира, внутриполитической стабильности.