Смекни!
smekni.com

Проблема системного единства международной и национальной составляющих правового регулирования свободы совести (стр. 2 из 2)

Соотношение международных норм и норм национального законодательства в сфере свободы совести в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) определяется положениями ч. 3 ст. 2 данного закона: «Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации"14. Несложно заметить, что такой подход существенно ограничивает влияние международных норм по сравнению с общей формулировкой соотнесенности международных и российских норм, представленной в ч. 4 ст. 15 Конституции15: здесь мы не находим упоминания об общепризнанных принципах и нормах международного права. Кстати, в системе российского права существуют и другие формулы соотнесенности международных и национальных составляющих. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1 УК РФ «Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права"16. Специалисты оценивают эту ситуацию как классический пример внешнего системного противоречия в российском законодательстве17.

Совершенно новая правовая ситуация складывается в области совмещения общепризнанных норм международного законодательства, касающихся мировоззренческих свобод, с национальной составляющей российского конституционного института свободы совести после присоединения России в 1998 г. к Уставу Совета Европы. С этого момента нормативные акты Европейского Союза в сфере основных прав человека приобретают для Российской Федерации не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку в процесс реализации на территории России мировоззренческих свобод включается международный механизм обеспечения соответствующих положений международного права. При этом заметим, что право Европейского Союза, направленное на защиту прав человека, в плане основных идей является органической частью соответствующего международного права. Способ правового регулирования при этом имеет хотя и наднациональный, но в то же время государственно-подобный характер. В нем все более проявляется тенденция к федерализации18, что с неизбежностью приводит к добровольному ограничению суверенитета государств-членов ЕС и более тесному вовлечению национальных правовых систем, особенно в области прав человека, в европейскую правовую систему.

Вступив в Совет Европы, Российская Федерация взяла на себя, в частности, обязательства по исполнению требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В связи с этим событием вопросы надлежащего исполнения законодательства в области свободы совести в России оказываются в пределах компетенции Европейского суда по правам человека, который рассматривает их с применением международных норм, действующих в данной сфере. Решения Европейского суда для государств — членов Совета Европы обязательны к исполнению. Уже сегодня в Европейский суд обратились сотни российских граждан с исками, касающимися нарушений прав человека19. Представляется, что практика рассмотрения тех из них, которые связаны с проблемами реализации права на мировоззренческую свободу, выявит латентные противоречия, имеющиеся между международным и российским законодательством в области свободы совести.

Впрочем, следует отметить, что первый опыт рассмотрения российских жалоб в сфере мировоззренческих свобод (Никишина против РФ, Питкевич против РФ20) показал, что подход Европейского суда позволяет достаточно гибко совмещать европейское и российское законодательство при рассмотрении этих вопросов.

Подводя итоги рассмотрения проблемы системного единства национальной и международной составляющих российского конституционного института свободы совести, можно отметить следующее:

Наиболее сложной проблемой в плане дальнейшего развития международного правового института свободы совести (мировоззрения) является необходимость выработки гибких механизмов учета цивилизационных особенностей соответствующих национальных правовых институтов.

Механизм инкорпорации норм международного права о свободе совести (мировоззрения) в российское право недостаточно разработан и в некоторой степени противоречив.

Сегодня в сфере правового регулирования свободы совести (мировоззрения) в РФ международные нормы имеют очевидное преимущество перед нормами внутреннего права только в том случае, если это нормы международных договоров. В то же время нормы международного права не имеют преимущества над нормами Конституции РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь договорно-правовую форму, существовать в виде международного обычая или иметь смешанный характер.

Вступление Российской Федерации в Совет Европы актуализировало механизм имплементации в российскую правовую систему международных норм, касающихся прав и свобод человека, в том числе и свободы совести. Одно из направлений этого процесса — исполнение решений Европейского суда по правам человека.