Смекни!
smekni.com

Древнеславянское право (стр. 1 из 2)

.

Право древних славян можно разделить на два периода, когда славяне составляли еще относительную общность друг с другом. Самый первый древний период общеславянского права восходит к арийской общности индоевропейцев. Это особенно хорошо видно на лингвистических примерах и материале сравнительной мифологии.

Основа правовых воззрений древних славян заключается в первомифе о грехопадении. Лишенный сакральности такой миф читается уже как миф о первопреступлении и о воздаянии за это преступление, наложенное богами.

Понятие права и суда обозначалось одним словом - РАДЪ, РЕДЪ, RECHT, в смысле органа как места, где судят.

Суть права, таким образом, раскрывается через судебный процесс, судебный поединок, сущность которого есть выбор между добром и злом. Нахождение истины богом или его подручным, часто победа бога - олицетворения добра , истины, справедливости. В таком действии обязательно участие третейской стороны, собственно судьи в современном значении этого слова, который и делает выбор, но пока еще не самостоятельно, а по наущению, тайному или явному, бога и его сторонников, причем бога главного, истинного.

Такой суд обладает громадной императивностью внутреннего убеждения лиц, в нем участвующих. Суд отождествляется с судьбой, роком. Бог, принимающий участие в данном судебном поединке, выступает как бы в двух и даже более лицах: он - стороны в споре, он - судья, т.к. тот находится под его влиянием, он - само решение, принятое судьей, он - та истина, к которой пришел судья и стороны в ходе разбирательства. Не случайно поэтому общеславянский “соудъ” и “рядъ” восходят к общеарийскому корню dhe, который означает “справедливость”.

Греки под понятием ссуда часто понимали свою богиню Немезис. Это имя подразумевало сколько не богиню, а решение, приговор суда. Приговор внушался судьям богом.

В основе возмездия лежит принцип равному за равное.

В основе решения суда лежит договор как частно-правовая категория - соглашение сторон об урегулировании их спора.

Надо заметить, что право здесь уже обладает определенной долей дуализма. Оно распадается на две свои части, которые не противо-стоят друг другу, а дополняют друг друга. К славянскому праву в этом отношении полностью применим дуализм древнего римского права: fas и ius. Не смешивать дуализм с дуализмом публичного права. В данном случае дуализм является формальным, более формальным, чем первый, освещенный волей богов. Fas - правда, а ius - право. До нас дожило только одно значение “правды - истины”. Изначально правда понималась, как lex, закон - “Правда Русская”. Аналогичную ситуацию мы встречаем на Западе, где “правды” варварских народов переданы в латыни как lex, leges: Lex Salica, Lex Saxonum, Lex Barbarorum.

Древнее право славян практически лишено абстрактности. В первонормах славянского права в качестве адресатов фигурируют имена героев (прародителей) и богов. Право конкретно и представляет из себя отдельные мифологические произведения, что-то вроде древних былин, саг. (“Песнь о Любуши) - доказано, что она является подделкой.

Форма права совпадает с формой эпоса(былины). Право представляло из себя следующую логическую импликацию: A->B->C

Протоправо в форме обычая достигло достаточно высокой степени развития у славян, что мы могли видеть, например, в институтах кровной мести, семейно-брачных отношений и т.п. Период записи обычаев - XI-XIII вв. Славянское право уже могло быть систематизи-ровано по институтам.

Ius publicum представляло из себя свод норм, касающихся светской власти, особенно князя. Князь является собственником всей террито-рии, все зависит от его воли. Обычное право уже подробно регулирует функционирование аппарата княжеской власти, различая суд князя, и суд наместника - тиуна и т.п. Аналогия в гос-вах варваров. Государственный аппарат представлен в виде двора короля и его представителей. У славян земской принцип - сохране-ние и развитие таких форм народных демократий как вече - собрание племен.

Государство пока слабо участвует в жизни своих подданых, а суд пока является исключетильным правом князя.

Частное право проявляется уже в некоторых основных институтах. Вещное право знате деление вещей на движимые и недвижимые, правда последние существовали для центральной власти. Вид виндикационного иска древних славян - сводъ, который известен всем без исключения, позволяет сделать вывод о стойком индивиду-алистическом чувстве славян, знающих деление на “свое” и “чужое”.

Развиты были и различные формы самопомощи - убийство вора ночью на месте воровства и т.д. Частная и государственная собственность на землю.

Обязательства были предсталены некоторыми видами: emptio-vendotio, при заключении которого необходимо было присутсвие нескольких свидетелей и преломление пучка соломы.

Следующий вид muturum. Кредит. Кредитор, не довольствуясь процентами брал еще 5 солидов за выдачу дочери должника замуж. Договор займа был вторым видом пополнения рабства.

Следующий вид societas. Носил полупубличный хар-р. Этот вид договора часто применялся в торговом обороте, но уже в позднюю эпоху, к ней можно отнести и возникновение большинства других видов обязательственных отношений.

“Вязебное” право - за любую помощь и действие надо платить.

Наследственное право регулировалось несколькими простыми правилами. Сначала к неследованию имущества допускались все члены семьи вне зависимости от пола, участия в формировании имущества и т.д. Позднее, когда дочерей стали выдавать замуж с дачей приданого, с оплатой их отказа от права наследовать, наследниками стали только сыновья в раной доле. Никто не имел права отчуждать родовую собственность без согласия всех членов рода. Естественным опекуном у славян был либо дядя по материнской линии, либо сама мать. Желая вступить в брак, она должна была разделить имущество между наследниками. Она же являлась единственной наследницей, 6если в роду не оставалось ни одного агната. С отцом также.

Выморочное имущество - “задница”. Оно шло князю, если собственник не успевал распорядиться им при жизни.

Судебный процесс был довольно развит. Славяне знали суд присяж-ных, суд двенадцати мужей по Русской Правде. Знает суд и истцов, “доводчиков”, “ответчиков”. “Речник”- восточно-славянский адвокат, а “параць” - у южных.

Протогосударственные союзы славян.

Анализ происхождения идеи государственности необходимо вести в общих рамках развития общественных институтов у древних славян вообще.

Мы уже знаем, что взаимодействия этносов подчинено определенным законам, в результате проявления которых возможно появление политических форм господства с разными целями (в зависимости от исторических условий), но классифи-кация их все же возможна. Причем результатом классификации является довольно простая трехполгосная схема взаимодейст-вия родов и племен, составляющих основу протогосударствен-ного союза.

Первый вид протогосударственного союза обусловлен условиями взаимодействия этноса с окружающей средой. В результате получаем, так называемые "ирригационные цивилизации" древности: Египет, Месопотамия, Китай и т.д. Здесь государство, государственность возникает в результате хозяйственной необходимости организовать массовый труд оптимальным образом. Эта оптимальность выражается в установлении начальников - руководителей ирригационных работ. Затем эта структура получает окраску политического господства одних над другими. Такой тип господства сходит на нет с началом эпохи эллинизма - со смертью Александра Македонского. Но в Новом Свете, в Америке, этот тип государства держится до прихода туда конкистадоров.

Две другие модели возникновения протогосударственного союза обусловлены уже взаимодействием этноса с другим этно-сом. Таких форм взаимодействия две. Одна заключается в спе-циальной организации родоплеменного общества для доетиже-ния целей завоевания других племен и народов. Другая - прямо противоположная первой, состоит в организации, созданной для защиты себя от завоеваний. Резкой грани между этими формами нет. Одна свободно перетекает в другую и наоборот. Единственно, что необходимо пояснить здесь: то, что вторая форма отдаленно напоминает колоиню. Но только отдаленно. На самом деле, колония есть форма систематического грабежа, высасывания соков, и в этой рациональной оболочке есть плод западной культуры относительно недавнего прошлого. Чистая древняя форма протогосударственного союза, созданная для защиты от завоеваний, допускает периодическое ограбление, разорение территории, после которого обязательно следует промежуток времени, необходимый для восстановления сил.

Все три формы возникновения протогосударственных союзов достигают своей цели, т.е. действительного своего существования, только при одном условии: когда в этносе, создавшем этот союз, проявляется осознание собственного положения в мире, когда у него появляется идея государства.

У славян мы наблюдаем постоянное перетекание одной модели государственного союза в другую, пока обособившиеся ветви славянства не создают собственных узко этнических государственных объединений, ставших впоследствии основами современных славянских государств Центральной Европы и Балканского полуострова.

Изначально же мы видим лишь слабые начала государственности у славян. Мы можем предположить, что скифы, и позднее савроматы, для собирания дани с подвластных славянских племен могли спрессовать их в определенную общность. Гораздо легче брать дань с крупных поселений и родов, чем вылавливать людей по одиночке да еще в такой непроходимой тайге, которой была покрыта раньше вся Центральная и Восточная Европа.

Занятие славян земледелием, возможно, способствовало то что часть их была, так наз. скифами-пахарями - на возмож-ность этого указывал П.Н.Третьяков. Сверх того, он делал предпмржение, что восточная ветвь славят их южная часть является наследницей скифо-сапроматской культуры, ибо ассимилировала часть этих кочевых арийских народов. Ассими-ляция предполагает сглаживание стереотипов поведения, соответственно выработку новых стереотипов, возникает новое движение в сфере общественного строительства.