Впрочем, подобные запретительные меры оказались малоэффективными, так как они осуществлялись в контексте секуляризации общественного сознания. Появилась новая разновидность проституции, традиционно определимая как семейная проституция, когда проститутками являлись горничные и другая домашняя прислуга. Впоследствии бесперспективность радикальной борьбы с проституцией привела к регламентации последней, что обеспечило новый модус ее существования.
Идея регламентации могла означать своеобразную форму примирения с проституцией как неизбежным социальным злом, чьи негативные последствия, впрочем, можно каким-то образом уменьшить. Здесь, по сути дела, мы сталкиваемся с повтором отношения к проституции со стороны государства, аналогично тому, которое существовало в Римской империи. Суть регламентации состоит в признании легальности находящейся под контролем государства зарегистрированной проституции и в запрещении ее не институциональных форм. Система регламентации включила в себя следующие компоненты:
1. Обязательная регистрация проституток;
2. Обязательный периодический медицинский осмотр;
3. Принудительное лечение венерических заболеваний;
4. Проживание и «профессиональная» деятельность в строго отведенных местах..
Одновременно, начиная со второй половины XIX века, происходит определенный перелом общественного мнения в отношении проституток. Индикатором этого процесса может считаться классическая отечественная литература. В произведениях Толстого и Достоевского проститутка показана не как проявление социального зла, а как жертва антигуманных общественных отношений. Одновременно стало заявлять о себе общественное движение, определяемое как аболиционизм, направленное на защиту прав и достоинств женщины.
Регламентируемая государством проституция воспринималась аболиционистами как нарушение прав женщин и ограничение их свобод. Раскрытие принципов аболиционизма выявляет в качестве императива равенство между лицами обоего пола. Государство обвинялось в потакании проституции, прикрытой декларациями по ее упорядочению.
Проблема генезиса проституции в России, по мнению большинства исследователей, остается ноуменальной. Один из первых документов, фиксирующих наличие данного феномена в истории России, относится к 18 веку. Мы можем судить о наличии проституции в допетровские и более ранние периоды только контекстуально. Косвенным аргументом, подтверждающим наличие проституции, могут служить труды древнерусских религиозных писателей, таких как: Феодосии Печерский, Нил Сорский и некоторых других. Известный русский историк С.М. Соловьев указывает на большое количество; проституток, посещающих наиболее людные места [5].
Одним из первых законодательных актов, направленных на ограничение проституции, стал «Наказ о городском благочинии» царя Алексея Михайловича. Впервые понятие проституции вводится в отечественный вокабуляр при Екатерине Второй. Начинает изучаться проблема распространения венерических заболеваний, вызванных распространением проституции. Длительный период бескомпромиссной борьбы с проституцией завершается попытками ее регламентации посредством государственного контроля. Данные тенденции нашли свое воплощение в «Уставе городского благочестия». Согласно «Уставу», обязательным становится постоянное врачебное наблюдение за проститутками, их локализация в определенных районах города и другие профилактические меры. Окончательно система регламентации и государственного контроля сложилась в 40-х годах 19 века, каковой она и сохранилась с некоторыми модификациями вплоть до 1917г.
В советский период обнаруживается некоторое снижение уровня проституции, которое, впрочем, обусловлено не только репрессивными, запретительными мерами, но и отсутствием должного статистического учета, а также специальных социологических исследований.
Тем не менее, снижение проституции в послереволюционный период очевидно. Причин здесь несколько. Во-первых, изменился социальный статус «низов» общества, как основного поставщика проституток. В частности, можно отметить определенную работу государства по социализации женщин, занимающихся проституцией. Во-вторых, снижению уровня проституции способствовали парадигматические изменения в массовом сознании и прежде всего в сознании молодежи. Идеолог новых сексуальных отношений А.Н. Коллонтай констатировала необходимость свободы половых отношений, и данная идеология получила значительный отклик в обществе, объективно способствуя снижению уровня проституции. На третий фактор уменьшения числа проституток указывают И.А. Голосенко и С.И. Голод. По их мнению: «В условиях военного коммунизма, невиданной экономической разрухи и дикой инфляции роль обесцененных денег упала во всех договорных отношениях, в том числе и во взаимоотношениях полов» [б]. В четвертых, впервые в послереволюционные годы было предельно упрощено как заключение браков, так и их расторжение, что превращало семейные отношения в некий аналог отношения проститутки и клиента. В пятых, демографический дисбаланс, связанный с многочисленными социальными катаклизмами, резко уменьшивший число мужского населения, косвенным образом повлиял на снижение потребностей в проституции. В дальнейшем меры репрессивного характера способствовали типологическим видоизменениям проституции, ее приспособляемости к новым условиям.
Определенный рост проституции был вызван целым рядом социальных причин, что обнаруживает себя в период новой экономической политики (нэпа) и возрождения рыночных отношений. По мнению исследователей в 20-е годы количество проституток в крупных городах достигло дореволюционного уровня.
Отказ от рыночных отношений, обозначившийся со второй половины 20-х гг., связан с попытками государства радикальным образом уничтожить проституцию. На смену социальной реабилитации проституток, практиковавшейся в первые послереволюционные годы, пришли радикальные репрессивные меры, затрагивающие не только собственно проституток, но и их клиентов. Определенным итогом борьбы государства с проституцией стало уничтожение ее массовых проявлений при сохранении незначительных латентных форм, как правило, контролируемых государственными органами (спец. службами, милицией и т. д.).
Ослабление тоталитарного давления на общество, связанное с так называемой «хрущевской оттепелью», привело к отказу от уголовного преследования лиц, занимающихся проституцией по формальным признакам. Проститутки подвергались исключительно административным наказаниям. Уголовно наказуемым считалось только вовлечение в занятие проституцией. Со всей очевидностью государство искало опосредованные способы ограничения проституции, в частности, предусматривалась ответственность за заведомое заражение венерическими заболеваниями.
Резкий всплеск отечественной проституции связан с демократическими преобразованиями и проводимыми в обществе реформами. На сегодняшний день государственные институты, общественность практически устранились от решения проблемы проституции, что, безусловно, обуславливает актуальность исследований данного феномена в современной России с точки зрения получения о нем более полной социологической информации, что, в свою очередь, позволит выработать соответствующие адекватные подходы, направленные на ее минимизацию.
Список литературы
1. Красуля С.Н. От жриц любви до обитательниц борделей // Проституция и преступность. М.: Юридическая литература, 1991.
2. Аверина Н.А. Пятьдесят семь юных «леди» из обслуги интерсервиса. М.: Юридическая литература, 1991. С. 258.
3. Антонян Г.Г., Бабаев Н.М., Миньковский Г.Н. Преступность несовершеннолетних и ее профилактика. М., 1971. С. 17.
4. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1986. Т. XXV.
5. Вебер М. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 25.
6. Венингер С. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М., 1991. С. 128-136.