Смекни!
smekni.com

Галахические проблемы Талмуда (стр. 2 из 2)

Талмуд по вполне понятным причинам не употребляет столь распространенное в наше время понятие ``виктимная преступность''. Но мне кажется, что в постановлении Мудрецов впервые в мировой практике была заложена идея ``виктимной преступности'', которая стала достоянием правовой мысли ХХ века и получила свою дальнейшую разработку в понятиях и категориях криминологии.

Талмуд закладывает общие принципы и общие правила международных отношений. Важнейшим из них является постановление Мудрецов, сформулированное в виде афоризма: "Закон царства - закон". Оно обязывает еврея подчиняться законам той страны, в которой он проживает. Это относится только к общим законам, но не к законам, определяющим отношения между человеком и Всевышним.

Во взаимоотношениях с государствами надо считаться с законами разных царств, учитывать интересы сторон. Нельзя поступиться лишь принципами веры, свободой и жизнью своих подданных.

В Талмуде наряду с нормами материального права широко представлены и процессуальные нормы. В частности, галахи трактата Бава Меция устанавливают порядок рассмотрения имущественных споров в суде. В отличие от уголовных дел, эти споры могли разбираться судом в составе трех судей. Причем большинство таких споров имели право разбирать три судьи, не имевшие специального разрешения учить или судить, или один судья, получивший право судить и учить.

Уголовные дела о преступлениях, по которым в качестве наказания могла быть назначена смертная казнь, рассматривались Верховным Судом в составе семидесяти одного судьи, получившим от своих учителей право учить народ закону и судить. Судебные заседания проводились во внутреннем дворе Храма, где располагался жертвенник, и лишь в исключительных случаях такие дела рассматривались местными судами.

При рассмотрении дел о преступлениях, наказуемых смертной казнью, требовалось скрупулезно исследовать доказательства, выяснить совпадения показаний свидетелей и верность показаний каждого из них.

Талмуд определяет круг источников для получения доказательств в суде, устанавливает пределы доказывания, способы проверки улик. Если по теории А. Вышинского царицей доказательств считалось признание подсудимым своей вины, то по Талмуду самым важным доказательством признавалось изобличение человека в даче ложной клятвы. "Человек, давший ложную клятву, способен на любое преступление", - гласит галаха трактата Незикин.

Талмуд является, пожалуй, единственным в мире сводом законов, нормы которого можно было не только выполнить, но даже и перевыполнить. Древнееврейские Мудрецы выработали общее правило, согласно которому истцу в зависимости от обстоятельств дела, морального состояния и материального положения ответчика не следовало настаивать на соблюдении буквы закона, а проявить милосердие к своему ближнему и частично уступить. В трактате Бава Меция говорится, что это правило соответствует духу священных законов Торы, предписывающих человеку не всегда настаивать на своих правах и по мере возможности уступать. Оно может быть рассмотрено как общая характеристика большинства предписывающих и запрещающих галах Мишны. Как это не покажется парадоксальным, по закону Торы, человек часто обязан делать больше того, что требует от него формальный закон. В содержание галах Мишны и в комментарии Гемары был введен даже специальный термин, описывающий поступок или поведение человека, выходящие за рамки формального закона: "действие за пределами черты закона". Естественно, что выполнить эти требования мог лишь высоконравственный человек, обладающий глубокими познаниями в законе, позволявшими ему избегать конфликта с другими предписаниями Талмуда.

В краткой статье я попытался дать самую общую характеристику Талмуда, раскрыть лишь одну из его сюжетных линий. Но и этого достаточно, чтобы понять - к нам вернулась великая книга, сокровищница тысячелетней мудрости. Она займет подобающее ей место в ряду других великих книг - Библии и Корана. Талмуд привлечет пристальное внимание ученых разных специальностей. Его не будут больше шельмовать и преследовать, а умных людей в нашей стране не будут презрительно именовать "талмудистами и начетчиками".