Возражения были выдвинуты по двум основаниям:
во-первых, по причине низких моральных качеств некоторых кандидатов. В их числе были названы: акмолинский податной инспектор Сероцинский, "производящий впечатление больного, психически неуравновешенного человека, заведомо для окружающих на почве болезни предающегося разного рода излишествам", и председателя Усть-Каменогорского съезда крестьянских начальников Петржкевича. В отношении последнего данные негласного жандармского дознания свидетельствовали о неоднократном получении им взяток по месту прежней службы. В связи с этим прокурор сообщал о подготовке к возбуждению по этим фактам уголовного дела;
во-вторых, лица, в отношении которых имелись сведения о принадлежности их к левым партиям (зав. 2-классным русско-киргизским училищем в Каркаралинске Ахмед Батурсунов, врач 1 участка Усть-Каменогорского уезда Высоцкий и др.)
Представаляется необходимым отметить тот факт, что несмотря на достаточно строгий отбор, в число почётных мировых судей попадали люди недостаточно компетентные и доволно малограмотные, с низким уровнем культуры. Пока такое лицо исполняло только мировые обязанности, особого вреда это не приносло. Основное число жалоб участников процесса приносилось тогда, когда такой судья исполнял обязанности члена присутствия окружного суда, когда возможностей избежать его "судейства" было весьма немного.
В целом же, несмотря на все свои недостатки, институт почётных мировых судей в округе Омской судебной палаты доказал свою жизнеспособность, способствуя удешевлению правосудия, повышению авторитета судей в глазах сибиряков, внедрению правовых знаний в среду местной интеллигенции, являвшейся основным источником замещения судейских должностей. Некоторые особенности института почётных мировых судей в Сибири: расширенные пределы подсудности гражданских дел, возможность участия в деятельности окружного суда, с одной стороны, повышали значимость данного института, с другой - усложняли его деятельность, заставляли местных чиновников смотреть на исполнение судейских обязанностей как на дополнительную повинность. Практически постоянно достаточно остро стояла проблема, связанная со всёвозрастающими трудностями в подборе кандидатов на должности почётных мировых судей.
На наш взгляд, использование опыта мирового судороизводства (в том числе и института почётных мировых судей) представляется целесообразным на следующем этапе судебной реформы в Российской Федерации уже в начале будущего столетия.
В частности, можно предположить, что учреждение в Российской Федерации института почётных мировых судей наряду с уже предусмотренными законами РФ участковыми мировыми судьями может иметь следующие последствия:
- значительное удешевление и ускорение самого судопроизводства;
- повышение авторитета как судебной власти в целом, так и мирового суда в частности.
- занятие должностей почётных мировых судей непрофессионалами приведёт к значительному росту спроса на правовые знания, повышению правовой культуры широких слоёв населения.
Возможные негативные последствия непрофессионализма почётных мировых судей будут сведены к минимуму принципом рассмотрения дел только при обоюдном согласии сторон и возможностью выбора между участковым или почётным мировым судьёй. В таких условиях достаточно быстро выявятся среди почётных мировых судей лица, оказавшиеся неспособными к исполнению судейских обязанностей.
Почётные мировые судьи в обязательном порядке должны избираться - это приведёт как к более качественному формированию судейского корпуса, так и дополнительной возможности удовлетворения здорового честолюбия наиболее активной части населения страны.
На наш взгляд, почётные мировые судьи РФ в XXI в. должны иметь одно важное отличие - государственные служащие не должны иметь права занимать эту должность в соответствии с основными принципами судоустройства в РФ.
Нам представляется, что институт почётных мировых судей, безусловно, должен стать одним из элементов гражданского общества и демократической политической системы России.
Список литературы
Учреждение судебных установлений 1864 г. Ст. 46-50.
Там же. Ст.50.
Российское законодательство Х - ХХ вв. Т.8. М., 1989. С.87.
Полное Собрание Законов Российской Империи (ПСЗ) III. \No 12952.
ПСЗ III. Там же.
Временные правила от 19 мая 1897 г. ПСЗ III. Там же.
ПСЗ III. Там же.
ГАОО. Ф.25. Оп.1. Д.42. Л.24об.
ГАОО. Ф.25. Оп.1. Д.164.
ГАОО. Там же. Л.12.