С.В. Чечелев, Омский государственный университет, кафедра теории и истории государства и права
Проводящаяся в настоящее время судебная реформа в Российской Федерации, во многом используя опыт самой известной и значительной аналогичной реформы в истории России, осуществлявшейся во второй половине прошлого века, вновь возрождает и институт мировых судей.
В связи с этим представляется весьма полезным обратить внимание на такую составную часть мировой юстиции, как институт почётных мировых судей.
Институт почётных мировых судей в Сибири появляется с момента введения в действие в регионе Судебных Уставов - в 1897 г. - в Западно- и Восточно-Сибирских губерниях, в 1898 г. - в Акмолинской и Семипалатинской областях.
В течение всех 20 лет своего существования институт почётных мировых судей не претерпел сколько-нибудь заметных изменений.
Правовой статус почётного мирового судьи определялся на основании главы 4 Общей части "Учреждения судебных установлений [1]. Почетный мировой судья разбирал дела, подсудные учасковому мировому судье, возбуждённые в порядке частного обвинения, но только в том случае, если к его посредничеству обращались обе стороны. Почётный мировой судья исполнял свои обязанности на обществееных началах, не получая денег от государства "на содержание и расходы по своей должности" [2].
Основным назначением мировых судей по замыслу правительства было "облегчение исполнения многочисленных обязанностей мирового судьи лицом, заслуживающим полного доверия и уважения, не лишая возможностей исполнения своих обычных обязанностей" [3].
Особенности социально-экономического, политического, культурного и пр. развития Сибири в конце прошлого века, а также особенности субъективного взгляда правительства на состояние региона приводят к тому, что институт мировых судей в целом (в том числе и почётных мировых судей) отличался значительным своеобразием в сравнении с Европейской частью России.
Эти особенности проистекали как из нормативных актов, определявших правовой статус почётных мировых судей в Сибири, так и из особенностей региона, определивших кадровый состав мировых судей, их общественный статус и основной круг рассматриваемых дел.
Прежде всего, Временные правила, вводившие новую систему судебных учреждений в крае, по-иному, нежели в Европейской России устанавливали круг требований, предъявляемых для занятия должности почётного мирового судьи. Статья 2 Временных правил устанавливала, что почётные мировые судьи назначаются министром юстиции сроком на 3 года из числа подданных Российской Империи в возрасте не менее 25 лет, имеющих среднее или высшее образование или прослуживших не менее 3 лет "в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел" [4].
Кандидатом на должность почётного мирового судьи не могло быть лицо, ранее судимое или состоявшее под судом или следствием, объявленное несостоятельным должником или состоявшим под опекой за расточительство, а также уволенные на основании решения суда со службы за совершённые должностные правонарущения.
Почётные мировые судьи могли замещать любую иную общественную или государственную должность, кроме должностей прокурора, товарища прокурора, местных чиновников казённых учреждений и полиции, должности волостного старшины.
В отличие от общероссийского Учреждения судебных установлений Временные правила не устанавливали в качестве обязательного условия к занятию должности наличие определенного имущества [5].
Подобный подход законодателей очевиден - вызвано это немногочисленностью Сибирского населения и особенно землевладельческой и торгово-промышленной прослойки, обладающей имуществом, соответствующим требованиям части 3 и 4 19 статьи Учреждения.
Особый порядок был также установлен и для замещения должности почетного мирового судьи [6]. На первом этапе особые губернские и областные комитеты составляли списки проживающих в губернии лиц, которые могли занять должности почётных мировых судей (кандидаты на должности). В состав Особых комитетов входили по должности: губернатор (в области - военный губернатор) - в качестве председателя комитета, вице-губернатор (помощник губернатора), председатель окружного суда, прокурор окружного суда, городской голова губернского или областного суда.
На следующем этапе Акмолинский и Семипалатинский областные комитеты передавали составленные списки Степному генерал-губернатору для более детального рассмотрения и предварительного утверждения. На этом этапе тщательно исследовались деловые, моральные и прочие качества кандидатов.
В дальнейшем списки кандидатов, составленные губернскими Особыми комитетами, поступали на утверждение непосредственно министру юстиции, а списки областных комитетов - через Генерал-губернатора с приложением замечаний по отдельным кандидатурам. Министр юстиции утверждал кандидатов в должности на предстоящий трёхлетний период.
Порядок назначения судей министром юстиции мировых судей Сибирских округов являлся логическим продолжением политики контрреформ, выразившейся в том числе в отходе в 1889 г. от принципа выборности судей в масштабе всей Империи и постановке их под контроль центральных властей.
Особенностями правового статуса почётного мирового судьи в рассматриваемом нами регионе были более широкие пределы их компетенции по сравнению с коллегами из губерний Европейской России.
Во-первых, Временные правила расширяли круг дел, подсудных мировому судье [7]. Так, если мировой судья в Европейской России рассматривал иски на сумму не свыше 2 000 рублей, то сибирские мировые судьи могли рассматривать иски о взыскании любых сумм без ограничения при условии проживания истца и ответчика в одном мировом округе.
Во-вторых, так как Временные правила не предусматривали существования отдельного института съезда мировых судей, а обязанности последнего возлагались на окружные суды, то почётные мировые судьи в соответствии со ст. 48 и 146 Учреждения судебных установлений приглашались для пополнения присутствия членов окружного суда "в случае недостатков членов оного".
Особенности выдвижения и утверждения кандидатур почётных мировых судей, их компетенция определялись помимо всех прочих причин ещё и внутренними условиями Сибирского региона.
Во многом эти условия определяли и практический характер их деятельности, реальную систему отношений, в которую был вовлечён институт почётных мировых судей сразу после его создания.
Документы фондов Государственного архива Омской области позволяют нам выяснить кое-что о кадровом составе корпуса почётных мировых судей округа Омской судебной палаты.
Так, в списке кандидатов, составленном Семипалатинским областным комитетом в марте 1902 года, по Семипалатинскому уезду было зарегистрировано 10 человек. В их числе: военный губернатор, областной врач, директор мужской прогимназии, областной инспектор народных училищ, городской голова г. Семипалатинска, военный следователь Сибирского военного окружного суда, советник областного правления [8].
Как мы видим, в список вошли достаточно уважаемые в уезде люди, занимавшие весьма важные должности в гражданском или военном управлении. Аналогичную картину мы встречаем и в других уездах области. В Усть-Каменогорском уезде в список кандидатов (всего - 3 чел.) были включены: атаман военного отдела сибиркого казачьего войска, городской староста и главный участковый врач.
Необходимо отметить, что состав кандидатов в Семипалатинской области объяснялся особенностями её положения, она была по существу пограничной областью, населённой в значительной степени инородческим населением, подсудным своим инородческим управам.
Русское население, сконцентрированное в основном в небольших городах-поселениях и гарнизонах - опорных пунктах империи в колонизуемом регионе - представлено было главным образом военно-чиновничьей, в меньшей степени - торговой прослойкой и составившей в итоге кадры мировых, в том числе и почётных мировых судей.
В крупных губернских городах и уездах с по преимуществу русским земледельческим населением общая картина в целом была аналогичной, хотя несколько различалась в деталях.
Так, в списке кандидатов в почётные мировые судьи от Тобольского окружного суда на 1908 - 1911 гг. - Городской голова г.Тюмени, управляющий тюменским отделением Сибирского торгового банка, 2 непременных члена присутствия по крестьянским делам тобольского губернского управления, вице-губернатор, известный тарский купец, бывший директор тарского уездного училища и известный курганской землевладелец [9]. Таким образом, преобладание торгово-промышленного и земледельческого населения в Тобольской губернии предопределило и состав почётных мировых судей. Собственно чиновничий элемент составлял только 38% всех кандидатов.
Что же касается Акмолинской области, то здесь в числе почётных мировых судей подавляющее большинство составляли чиновники гос. управлений, медицинского ведомства и представители старшего и среднего командного состава Сибирского казачьего войска и в каждом уездном городе - городской голова или городской староста. Так, в общей сложности от 5 уездных городов области (Омска, Петропавловска, Кокчетава, Акмолинска, Атбасара) в 1908 г. выдвинуто было 27 человек. Из них:
- гос. чиновники - 6 чел. (22%);
- крестьянские начальники - 5 чел. (18,5%);
- врачи, врачебные и ветеринарные инспектора - 5 чел. (18,5%);
- директора училищ и гимназий, инспекторы народных училищ - 5 чел. (18,5%)
- городской голова - 3 чел. (11%) (в том числе омский Городской голова Остапенко Н.П.)
- казаки - 2 чел. (7,5%);
- прочие - 1 чел. (3,5%); [10]
Данный список поступил в соответствии со ст. 630 и 656 особенной части Учреждения судебных установлений на рассмотрение Степного генерал-губернатора. На основании информации, представленной Прокурором Судебной палаты генерал-губернатор выдвинул возражения против ряда кандидатур.