Субъектом преступления против нравственности Талмуд признает наряду с мужчиной и женщину. Девушка, посвященная жениху, подвергалась уголовному преследованию за половую связь с другим мужчиной (Ваикра 21:13). Тяжким преступлением считается и измена дочерью священника своему жениху в период обручения (Ваикра 20:14).
Характерной особенностью всех перечисленных преступлений является, как полагали древнееврейские Мудрецы, обоюдное согласие мужчины и женщины на вступление в половую связь. При установлении судом признаков насилия общественно опасное деяние квалифицировалось как преступление против личности.
Вавилонский Талмуд называет не иначе как "отвратительными преступлениями" мужеложество и скотоложество (Ваикра 20:15-17). Эти преступления не только сурово наказывались судом, но и подвергались осуждению общественным мнением.
Типичным для еврейской правовой Системы преступлением против нравственности является общественно опасное деяние с таким своеобразным названием, как "пыль от дурного языка". Подобные преступления не встречаются ни в одном историческом памятнике правовой мысли, ни в одном из действующих законов.
Суть данного преступления заключается в том, что еврей нарушает запрет, введенный Мудрецами, говорить что-либо, что может косвенным образом указать на дурные стороны и поступки человека. Такое распространение позорящих сведений называется "пыль от дурного языка". Мудрецы запретили также высказывания, которые не содержат ничего предосудительного о человеке, но могут спровоцировать других на преступление (например, чрезмерная хвала перед недоброжелателем). Тот, кто прислушивается и верит словам, позорящим ближнего, может легко прийти к нарушению Торы: ненависти, мести, оскорблениям. Поэтому Мудрецы предупреждали, что "пыль от дурного языка" убивает троих: того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком говорят.
3. В Вавилонском Талмуде относительно немного составов преступлений против жизни и здоровья человека. Такое положение объясняется тем, что в большинстве случаев за вред, причиненный здоровью, виновные лица привлекались к имущественной ответственности. Тем не менее, жизнь и здоровье рассматривались как неотъемлемые блага личности. Всякие посягательства на эти блага квалифицировались как тяжкие преступления. К их числу относили: а) умышленное убийство (Дварим 13:16); б) случайное убийство или убийство по ошибке (Бе Мидбар 35:2-8); в) убийство на почве кровной мести (Шмот 27:32); г) нанесение побоев (отцу или матери, а равно причинение им телесных повреждений(Шмот 21:15); д) захват или похищение еврея с целью получения выкупа, его продажа либо принуждение к рабскому труду (Шмот 21:37); е) изнасилование незамужней женщины (Шмот 22:16); ж) кастрация человека (Ваикра 22:24).
Характерная особенность всех перечисленных преступлений заключается в том, что их составы отличаются конструктивной простотой и доступностью для понимания. Объективная сторона конкретных преступлений против жизни и здоровья раскрывается, по существу, в запретах Торы или постановлениях древнееврейских Мудрецов.
4. В Вавилонском Талмуде закреплены два состава преступлений против чести и достоинства личности: оскорбление и клевета. Однако закон не проводит четких различий между этими смежными составами. Талмуд просто запрещает рассказывать о дурных сторонах жизни или поступках человека, независимо от того, соответствуют ли действительности эти сведения или нет, выражены ли они в приличной или неприличной форме (Ваикра 19:16).
Древнееврейские Мудрецы ввели много постановлений, предостерегающих человека от совершения этих преступлений, и предупреждали, что их запрет по своей силе равен трем строжайшим запретам Торы: идолопоклонства, убийства, кровосмешения. За его нарушение предусмотрена суровая ответственность.
5. Преступления против собственности отражают уровень экономического развития древнееврейских государств Палестины, особенности хозяйственного уклада еврейской общины. Вместе с тем в Вавилонском Талмуде закреплены и такие составы преступлений, которые встречаются в уголовном законодательстве высокоразвитых стран.
Наиболее типичным преступлением против собственности по Талмуду считается кража. Судя по содержанию Талмуда и современных уголовных законов, кражу можно смело рассматривать как одно из "вечных" преступлений против собственности.
Древнееврейские Мудрецы определяют кражу как тайное похищение чужого имущества (Ваикра 19:11). В дискуссиях о применении закона они неоднократно подчеркивают, что нельзя украсть у самого себя.
В Талмуде выделена кража чужого имущества, совершенная при отягчающих обстоятельствах. К числу таких обстоятельств закон относит: кражу скота как самого ценного имущества евреев (Шмот 21:37) и кражу любого иного имущества, совершенную путем проникновения в помещение через подкоп (Шмот 22:1).
Мудрецы считали кражу чужого имущества самой опасной формой хищения. При краже потерпевший не может оказать сопротивление, позвать на помощь прохожих, укрыть свое имущество от преступников.
Наряду с кражей чужого имущества, Вавилонский Талмуд называет в качестве типичных преступлений против собственности грабеж и разбой.
Под грабежом, согласно Талмуду, понимается открытое хищение чужого имущества с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего.
Для квалификации разбоя не имеют существенного значения степень и форма насилия. Обязательным его признаком считали использование оружия при открытом хищении чужого имущества, то есть специально приспособленных для поражения человека предметов. Отсутствие оружия при совершении преступления, как полагали мудрецы, явно говорит о грабеже (Вавилонский Талмуд 113).
Древнейшей предтечей современного вымогательства, видимо, послужило такое преступление против собственности, как известное из Вавилонского Талмуда "наглое поведение". В соответствии с законом наглым признается действие человека, который тайно похитил чужое имущество, а затем предлагает хозяину заплатить за его возвращение (Ваикра 21:19). Мудрецы считают данное преступление "возмутительным" по своему характеру, поскольку оно посягает не только на имущественные права собственника, но и разрушает нравственные устои еврейской общины.
6. Единственным преступлением против правосудия Вавилонский Талмуд признает отрицание решения Верховного Суда, заседание которого происходило в Храме. Его общественная опасность заключается в том, что подрывается авторитет закона, возникают сомнения в мудрости и справедливости суде Верховного Суда, отрицается святость Храма, где благодаря покровительству Всевышнего могут выноситься только истинные и обоснованные решения.
Таким образом, составы преступлений, закрепленные в Вавилонском Талмуде, отражали социально-экономические условия жизни евреев в древних государствах Палестины, предания о божественном происхождении закона и моральных норм.