Смекни!
smekni.com

Формирование древнеегипетского права: у истоков древнейшей правовой традиции (стр. 4 из 4)

Помощники фараона, участвовавшие во всех крупных судебных процессах и расследованиях, именовались «кравчими» (убау). Главные убау (верховные судьи-номархи Верхнего и Нижнего Египта) вершили суд от имени царя, царского женского дома и шести верховных судебных присутствий. Джати лично контролировал всю судебную процедуру в храмовых судах-кенбетах. Однако жрецам кенбета удавалось освобождать свои судебные решения от контроля джати благодаря распространенной практике обращения к судебным «божественным» оракулам, что давало возможность разбирать многие судебные дела, не связанные непосредственно с храмами и их владениями.

Список литературы

[1] См., напр.: Эмери У. Б. Архаический Египет / пер. с англ. Н. Н. Каменской, А. С. Четверухина. СПб., 2001. С. 36.

[2] Сборник религиозных текстов, созданный во времена XVIII и последующих династий.

[3] Ритуальные, магические, мифические формулы, религиозные гимны и молитвы, восхваления фараонов, располагавшиеся, как правило, в пирамидах на стенах комнат с саркофагами.

[4] История Древнего Востока. Тексты и документы. Учебное пособие / под ред. В. И. Кузищина. М., 2002. С. 18.

[5] Цит. по.: Томсинов В. А. Краткая история египтологии. М., 2004. С. 126.

[6] Иероглифическая (от греч. «священная надпись») письменность выступала в трех формах: классическая (полное начертание иероглифов), иератическая (от греч. «жреческий»; иероглифы, приспособленные для скорописи) и демотическая («народный», упрощенный вариант иератики). См. об этом: Томсинов В. А. Краткая история египтологии. С. 34.

[7] Вплоть до начала ХХ в. исследователи отождествляли Рамсеса Великого с именем Сезостриса, легенды о правлении которого были записаны еще Геродотом Галикарнасским и Диодором Сицилийским. Впоследствии было установлено, что прототипом фараона Сезостриса являлся скорее всего сын правителя XII династии Аменемхета I — Сенусерт I, правивший 45 лет в ХХ в. до н. э. (Струве В. В. Манефон и его время. СПб., 2003. С. 353, 385).

[8] В хронологической таблице священника-ученого эпохи Возрождения А. Кирхера он упоминается в качестве единственного представителя XXIV династии по имени Боккхорус (Bocchorus), который называется также законодателем (Legislatorum). См. об этом: Томсинов В. В. Краткая история египтологии. С. 167.

[9] Цит. по: Там же. С. 165.

[10] Считается, что Солон в качестве архонта-законодателя отправился в Египет в 571 г. до н. э. Однако Плутарх считает иначе: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 109.

[11] Об особенностях института царской собственности на землю см.: Берлев О. Д. «Наследство Геба» (представления о природе древнеегипетского землепользования) // Подати и повинности на Древнем Востоке. СПб., 1999. С. 6–33.

[12] Берлев О. Д. 1) Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972; 2) Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства: социальный слой «царских Hmww». М., 1978.

[13] Цит. по: Robins G. Women in Ancient Egypt. London, 1993. Р. 64.

[14] Цит. по: Manniche L. Egyptian Luxuries: Fragrance, Aromatherapy, and Cosmetics in Pharaonic Times. Cairo, 1999. Р. 56.

[15] Цит. по: Fischer H. G. Egyptian Women of the Old Kingdom. New York, 1989. Р. 112.

[16] Аммиан Марцеллин. Римская история. XXII. 16, 23 (СПб., 1994. С. 276).

[17] Breasted J. H. Ancient Records of Egypt. Vol. I. New York, 1962. Р. 255.

[18] Там же.

[19] История Древнего Востока. Тексты и документы. С. 26.

[20] Там же. С. 17.

[21] Хрестоматия по истории Древнего мира / под ред. В. В. Струве. М., 1951. Т. 2. С. 274–277.

[22] Цит. по: Томсинов В. А. Краткая история египтологии. С. 184.