Поскольку правовая надстройка является системным образованием, то изменения на одном участке правового регулирования неизбежно повлекут изменение на другом. Если такие изменения перейдут некую границу, то это приведет к дестабилизации, коренному изменению качества системы или к ее разрушению. Пример тому - ситуация с трудовым и гражданским правом. В настоящее время происходит некоторое смешение сфер правового регулирования этих отраслей. По нашему мнению, это указывает либо на процесс формирования комплексного института или подотрасли, либо на необходимость тщательного анализа принадлежности группы норм к определенной отрасли права и четкое выражение результата в законодательстве. Кроме того, отобрание того или иного института может привести к исчезновению de-jure отрасли права. Например, некоторые цивилисты предлагают считать трудовой договор одним из видов гражданско-правовых договоров. Видимо, вечна идея о том, что трудовое право - подотрасль (или институт) гражданского. Несомненно, законодатель может реализовать такие предложения, что приведет к формальной ликвидации трудового права. Однако в соответствии в объективными законами системы нормы права естественно мигрируют и фактически трудовое право как отрасль права будет существовать. В этом случае появится дисгармония между такими элементами правовой надстройки, как система права и система законодательства, что повлечет ненужные споры в науке и создание искусственных затруднений для практики.
Вышеуказанные факторы составляют именно систему, и последняя характеризуется целостностью, структурностью и прочими качествами любого системного объекта. Особое внимание мы хотим обратить на применение принципа целостности, который означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, то есть элементы при взаимодействии в рамках системы друг с другом и с внешней средой изменяют свое содержание и внутреннее строение. Нечто, взятое само по себе, - это одно, а рассматриваемое в составе системы - иное, так как свойства элемента зависят от его отношений внутри системы с другими элементами. Дело в том, что можно подвергнуть серьезной критике и предмет правового регулирования, и юридический режим, и их составляющие, беря их изолированно друг от друга. Однако такой подход не соответствует вышеизложенным аспектам теории систем. Если рассматривать факторы выделения отрасли права в системе, где, как указывалось выше, сумма свойств элементов принципиально не может быть сведена к свойствам системы, то критика не будет столь легка. Образное сравнение создавшегося положения можно провести с содержанием известной притчи, где попытка сломать веник не увенчалась успехом, в то время как отдельные прутики ломались просто. Но веник и прутик по своим структурным, предметным и прочим характеристикам - вещи малосопоставимые. Итак, отрасль права выделяется под воздействием именно системы факторов. Это следует учитывать при рассмотрении вопросов возникновения и существования отраслей системы российского права.
Также в правовой науке широко известна концепция деления отраслей права на профилирующие и специальные [8]: гражданское и административное право охарактеризованы в качестве профилирующих отраслей системы права, отсюда концепция двух больших семей отраслей - административно-правовой и цивилистической, то есть большинство специальных отраслей формируется двумя путями - на базе либо гражданского, либо административного права. Рассмотрим эту концепцию в аспекте теории систем.
По нашему мнению, при анализе системы права на уровне отраслей надо учитывать, что в соответствии с положениями теории систем критерием элементности частей выступает принцип тождества частей относительно их места и роли в данной системе. Этот принцип может быть сформулирован как требование неразличимости элементов. То есть отрасли в системе права находятся на одном уровне и как неделимые элементы равны. В данном случае произведена классификации одноуровневых элементов системы по разным уровням, что не соответствует принципам логического деления. Кроме того, классификация отраслей права с позиций предмета и метода правового регулирования является спорной, но обоснование этого положения не относится к теме данной статьи, поэтому ограничимся простым замечанием a propos. Гражданское и административное право как некое сосредоточение опыта правового регулирования для законодателя сыграли роль базовых отраслей при формировании специальных в историческом плане, то есть в процессе генезиса системы права. В современных же условиях преувеличение значения гражданского и административного права не имеет оснований.
Экономический и политический кризис сопровождается кризисом культуры и нравственности. Одна из причин этого - отсутствие подходящей идеологии, которая являлась бы фактором психологической стабилизации общества. В этой связи мы хотим обратить внимание на идеологическое значение выработки единой правовой доктрины в русле теории целостных систем. Входящие в структуру правосознания правовая идеология и правовая психология взаимозависимы, то есть внедрение определенной идеологии окажет прогнозируемое влияние на психологию. Поскольку речь идет о научной доктрине, естественно, что в основном воздействие оказыватся не столько на правосознание населения, сколько на правосознание достаточно малой его части: юристов. Имеются в виду юристы-практики, которые своей деятельностью оказывают непосредственное (по сравнению с теоретиками) влияние на правосознание населения. Основной способ воздействия здесь - процесс обучения, формирования, воспитания будущего юриста.
Итак, использование теории целостных систем дает, во-первых, своеобразное видение правовых предметов, процессов, явлений. Во-вторых, несомненна управленческая ценность: ставится вопрос о подчинении функционирования права целям общества. Это влечет также выдвижение предположения о проблематичности (целесообразности) установления господства права над государством (теория правового государства). В-третьих, пристальное внимание в исследовании следует обратить на процесс эволюции правовой надстройки: поскольку это система объективно-субъективная, то системообразующие факторы выявляются при взаимодействии системы и окружающей среды, что для социальных систем имеет особое значение, в отличие от субъективных и объективных. И это далеко не полный перечень перспектив, открывающихся для создания концепции целостных социальных систем применительно к правовым явлениям и процессам.
Список литературы
Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975; Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991; Правовая система социализма: В 2 кн./ Под ред. А.М.Васильева. Кн.1: Понятие, структура, социальные связи. М., 1986; Кн.2: Функционирование и развитие. М.,1987; и др.
Рапопорт А.В. Математические аспекты абстрактного анализа систем// Исследования по общей теории систем. М., 1969. С.83.
Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. С.6-7.
Там же. С.14.
Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974. С.27.
Философский энциклопедический словарь/ Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. С.584.
Тиунова Л.Б. Указ. соч. С.19.
Алексеев С.С. Указ. соч.