В середине XIV века была сформулирована проблема так называемого равнозначного выбора и способов определения выбора путем жребия.
"Выборная" концепция причин правонарушений, исходящая из сознательного, активного отношения человека к своему поведению, оценки этого поведения обществом, государством, базируется на представлениях об абстрактном равенстве всех людей. Все люди формально равны перед законом, и дело каждого, как он будет поступать в конкретных обстоятельствах. Это формальное равенство, как отмечалось выше, и является неотъемлемым элементом содержания права.
Конечно, проблема равенства намного богаче, чем только подход к определению причин правонарушения, к правонарушителю как лицу, имеющему якобы равный набор вариантов поведения и в силу свободы воли, без принуждения выбирающему тот или иной из этих вариантов.
Философия и теория права выделяют равенство труда, в религиозных системах. В основе представлений о равенстве выделяются равные права (естественные права), равенство перед законом, судом и властью. Широко распространены представления о равенстве независимо от национальности, расы, происхождения, языка, пола.
Человек обладает свободой воли и в силу этого становится либо законопослушным гражданином, либо порождают правонарушения. Так, равенство включает в себя и баланс прав и свобод различных индивидов, свобода воли одного человека ограниченна свободой другого. И определение этого баланса является труднейшей задачей теории права и законодателя.
Так, ошибочные представления о неограниченной свободе воли каждого индивида лежат в основе некоторых общественно вредных, опасных социально-политических действий, например, крайних форм анархизма, на бытовом уровне в основе некоторых преступлений, например хулиганства.
Разумеется, материалистическая концепция природы правонарушений не противостоит "выборной". Ведь тот или иной выбор поведения может определяться внешними обстоятельствами, условиями жизни, труда, состоянием общества, его отношением к праву, воспитанием и т. п. Но "выборная" концепция оставляет последнее слово за человеком, за его сознанием и волей. Человек в этой концепции активная, деятельная личность, а не жертва идеологий, биологии: он отвечает за свои поступки. Он - цель, а не средство социальных процессов, не итог неких внешних сил и обстоятельств.
Особый вопрос о причинах и социальной природе политических преступлений. Их стараются ограничить от так называемых уголовных преступлений, и либеральные общества, правовые государства стремятся показать, что у них этого вида преступлений нет. В то же время тоталитарные государства знали специфические виды таких преступлений. В отечественной истории особенно распространенным был в этой сфере такой вид преступления, как - антисоветская агитация и пропаганда, - в которую включалось практически любое несогласие с официальной идеологией - от анекдота, до научно-критического анализа "трудов" генерального секретаря.
Разумеется каждая правовая система осуществляет охрану своего государственного строя. Действия, направленные на свержение этого строя, объявляются преступными. Сюда же включаются действия, направленные против целостности государства, на разжигание социальной, национальной розни и т.п.
Даже при смене строя, например капиталистического на социалистический и наоборот, форма правовых норм, объявляющих преступными действиями по свержению строя, не меняется. Изменяется лишь содержание таких норм: обозначение строя, которых зачищается.
Понятно, что природа таких преступлений определяется социальными столкновениями, их целями, крайними способами их осуществления. Сторонники таких крайних способов объявляются экстремистами. Однако юридически точно определить экстремизм как преступление из-за многообразия форм пока не удается. Не удается, и определить как преступление привержено к идеологическим и политическим течениям типа "фашизм". Неудачной оказалась попытка Президента Российской Федерации поручить Российской Академии наук выработать понятие "фашизм". Ведь фашизм – это и идеология, и политическая деятельность, и организационные формы. Вместо этого предложения, вполне достаточным была бы последовательная реализация привлечения к установленной юридической ответственности тех лиц, кто осуществляет поведение, связанное с разжиганием национальной вражды,, пропогандной войны и т.п.
Политические преступления приобретают и такие отвратительные формы, как терроризм. И хотя это весьма древняя форма, в настоящее время она находится на питательной среде национальных, религиозных столкновений стала настоящим бедствием, одной из глобальных межгосударственных проблем.
Появляются и новые проблемы, когда определенные социальные процессы надо объявить преступными. Например, когда возникают процессы типа вооруженного мятежа. На сегодняшний день Уголовный кодекс РФ определил вооруженный мятеж как особо опасное преступление.
Особая сложность появляется в ситуациях, когда вооруженные мятежи перерастают в национально-освободительные движения, характеризуемые идеологией сепаратизма, разрушения целостности государства.
По-видимому, обозначение национально-освободительных движений как преступления является неверным, военные пути борьбы с такими движениями бесперспективны. Исторический опыт свидетельствует о том, что в истоках таких конфликтов являются переговоры, мирные пути разрешения религиозных, национальных столкновений.
Краткий анализ социальной природы и причин различных правонарушений показывает, сколь многообразны эти характеристики. Правомерное поведение и правонарушение - это две стороны одного и того же социального явления: действия социально-регулятивной правовой системы.
Многообразие и сложность причин, действующих в этой сфере, конечно же, предполагают и иные подходы к изучению причин конкретных правонарушений, к формам борьбы с ними.
3. Юридическая ответственность в теории права
3.1 Проблемы юридической ответственности в Российской Федерации
Состояние правонарушений в стране на данный период времени вызывает обоснованное беспокойство россиян, осложняет ход демократического развития государства.
В Российской Федерации, строящей правовое государство, юридическая ответственность является также демократическим фактором осуществления социального контроля, охраны и развития общественных отношений, важной мерой защиты интересов личности, общества и государства.
В нашей стране в борьбе с различными видами правонарушений применяются многочисленные средства: экономические, социально-политические, правовые, а регулирует все общественные отношения юридическая ответственность.
На примере Российской Федерации, очевидно, что эффективное решение проблем, связанных с построением гражданско-правового государства и общества, предполагает совершенствование Законодательства, в том числе направленного на повышение роли и значимости юридической ответственности. А это, в свою очередь предполагает дальнейшие научные исследования и разработку проблем юридической ответственности с учетом характера законодательства Российской Федерации.
Идеей всего законодательства является обеспечение охраны общественного строя, его политической и экономической системы, собственности, личности, прав и свобод граждан, и в целом правопорядка от преступных посягательств.
Однако, в связи с ростом преступности на данном этапе развития государств необходимо ужесточить меры юридической ответственности, ведь она служит мерой государственного регулирования и несет воспитательный характер.
3.2 Обстоятельства исключающие юридическую ответственность
Любое противоправное действие, как уже отмечалось, влечет за собой юридическую ответственность. Однако из этого общего правила имеются исключения, связанные с особенностями криминогенных общественных отношений, когда законодательством специально оговариваются такие обстоятельства, при наступлении которых ответственность исключается.
Теория права выделяет обстоятельства исключающие юридическую ответственность. К ним относятся такие социальные явления, как непреодолимая сила, невменяемость, необходимая оборона и крайняя необходимость, малозначительность деяния, казус [Приложение 6].
Под непреодолимой силой понимаются обстоятельства, которые не зависят от воли и желания субъекта права, преодолеть которые он не может, и они объективно становятся на пути исполнения им обязанностей, ведут его к правонарушению. Стихийные бедствия, в частности землетрясения, наводнения, - вот основные примеры непреодолимой силы. Устраняет этот фактор юридическую ответственность главным образом в гражданско-правовой сфере.
Большой теоретической проблемой остается ситуация, когда те или иные. договорные обязательства не удается исполнить в силу изменения законодательства, например специального постановления правительства. Как правило, на этот случай в договорах делается отметка в той или иной форме о возможном появлении непреодолимой силы, о страховании последствий подобной ситуации, о распределении риска.
Невменяемость - это обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием, неспособность отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения. Законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский (биологический) и юридический (психологический).
Медицинский критерий предполагает следующие расстройства психической деятельности лица: хроническая душевная болезнь; временное расстройство деятельности; слабоумие; иное болезненное состояние психики. Под юридическим критерием понимается такое расстройство психической деятельности человека, при котором он теряет способность отдавать себе отчет в своих действиях либо не способен руководить своими действиями. Отсутствие способности отдавать отчет в своих действиях образует интеллектуальный момент юридического критерия.