Добывая жизненно важную коммерческую информацию, не следует забывать, что ваши конкуренты озабочены тем же. Во Франции, например, за промышленными секретами охотятся десятки тысяч промышленных шпионов и на оплату их труда французские бизнесмены ежегодно тратят свыше одного миллиарда долларов[15].
Следует не забывать о работе с представителями средств массовой информации, тем более что наше законодательство никак не защищает предпринимателей от журналистов.
Исходя из Закона Российской Федерации от "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года, не допускается использование средств массовой информации "... для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну". Но! До настоящего времени наше законодательством не имеет толкового определения коммерческой тайны и поэтому не предписывает охранять ее кому бы то ни было, не говоря уже о журналистах, которых Закон о средствах массовой информации наделяет правом "искать, запрашивать получать и распространять информацию". (Ст. 47 Закона)
Кроме того, Закон о печати не предусматривает ответственности за возможность нанесения публикацией даже существенного имущественного вреда посредством разглашения коммерческих тайн предпринимателей.
На многих предприятиях промышленно развитых стран посетителям выдаются разовые карточки (пропуска) гостя, размещаемые на груди или на лацкане пиджака. Карточки окрашены в яркие цвета. Доступ в те или иные помещения фирмы определяются цветом гостевой карточки. Передвижение гостя, таким образом, контролируется не только сопровождающими его лицами, но и остальным персоналом фирмы.
Некоторые помещения в любом случае должны оставаться недоступными для посещения всеми без исключения посторонними лицами, а также сотрудниками фирмы, не допущенными к работе с ее секретами. Эти помещения - святая святых. К ним относятся хранилища секретных документов, комнаты для работы с ними, зал совещаний, определенные подразделения фирмы, такие как: отдел маркетинга, служба внутренней безопасности, аналитический отдел. Все эти помещения находятся в зоне безопасности, которая запретна для доступа посторонним лицам, строго охраняется и периодически проверяется на возможное наличие в ней технических средств промышленного шпионажа. Эта зона - объект особых забот для службы внутренней безопасности. Ее стерильность от электронных средств, предназначенных для промышленного шпионажа, во многом обеспечивает экономическую безопасность и конкурентноспособность фирмы, ее выживание в условиях рыночной экономики.
Нормативно-правовая база определяет рамки рынка специальных технических средств негласного получения информации, используемых для оперативно-розыскной деятельности (ОРД) уполномоченными государственными структурами. Между тем, существует необходимость упорядочения законодательства для легитимного удовлетворения потребностей в подобной технике в других разрешенных по закону видах деятельности, требующих проведения расследования и дознания методами негласного наблюдения.
Оперативно-розыскная деятельность, как специфическая, социально полезная и необходимая форма осуществления в обществе функций расследования и дознания уполномоченными на эту деятельность законом структурами или учреждениями, существует с незапамятных времен. Как правило, она бывает закреплена той или иной совокупностью законодательных положений. В настоящее время мы переживаем обновление государственного регламентирования ОРД. В последнее десятилетие в России принят ряд законодательных актов, регулирующих эту деятельность применительно к новым общественным условиям. Наиболее существенным из них является Федеральный Закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”. В ст.6 (Глава II) данного Закона содержится перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые в совокупности определяют три основных метода сбора необходимой информации, а именно:
1. Гласные формы получения информации (опрос, привлечение экспертов, обследования и т.д.);
2. Проведение активных побуждающих действий (контролируемые поставки, оперативный эксперимент и т.д.);
3. Негласное наблюдение.
Проблема классификации техники, подпадающей под определение “специальное техническое средство, предназначенное (разработанное, приспособленное, запрограммированное) для негласного получения информации”, смыкается с еще двумя незавершенными аспектами формирования нормативно-правовой базы в этой области. Во-первых, речь идет о необходимости разработки и утверждения межведомственного документа, согласованного Государственным Таможенным Комитетом и ФСБ России, и регулирующего порядок экспорта и импорта специальной техники данного назначения. Для таможенных органов это означает введение в определенные разделы Товарной Номенклатуры Внешней Экономической Деятельности (ТН ВЭД) дополнительных позиций и субпозиций, наличие экспертных органов и структур, проводящих оценку конкретных изделий, разработку формализованной разрешительной и сопроводительной документации и т.д. Во-вторых, необходим легитимный механизм создания, реализации и применения технических средств двойного назначения. Этот механизм, с одной стороны, мог бы сделать подконтрольным и прозрачным оборот данной продукции и существенно подорвать позиции черного рынка по удовлетворению спроса субъектов Закона о ЧДОД. С другой стороны, признание легитимности применения технических средств двойного назначения и соответствующего рынка их реализации послужило бы стимулирующим фактором для укрепления инфраструктуры производителей СТС НПИ, что, в конечном счете, создает более благоприятные условия и для технического оснащения правоохранительных органов, применяющих СТС.
При всех перечисленных выше недостатках действующая в настоящее время нормативно-правовая база, в основном, определила рамки, в которых может функционировать рынок специальных технических средств, предназначенных для применения в оперативно-розыскных мероприятиях с целью получения негласной информации. По имеющимся сведениям, Федеральной Службой Безопасности РФ разработаны проекты документов, направленных на совершенствование этих нормативных актов с учетом накопленного в 1997-98 г.г. опыта, и их следует ожидать в ближайшее время.
Практика толкования и применения понятий “специальная техника” и “специальные технические средства” в разных источниках информации и различных сферах деятельности чрезвычайно многообразна. Отнесение тех или иных средств к СТС негласного получения информации или к “технике двойного назначения” для негласного наблюдения должно осуществляться на основе четких принципов и целого ряда критериев.
Сегодня электронные средства, предназначенные для промышленного шпионажа, доведены до высокого уровня совершенства. А самая распространенная техника для съема информации - радиомикрофоны. В народе их называют "жучками" или "клопами", специалисты именуют их "закладками" Они бывают телефонными, акустическими, комбинированными, направленного действия, лазерными.
Телефонные радиомикрофоны снимают передаваемую по сетям телефонной связи информацию и передают ее на специальный приемник или ЕМ-радио на расстояние от 50 до 200 метров.[16] Они устанавливаются в телефонные аппараты, розетки, а также вживляются в провода телефонных линий. "Телефонки" делятся на линейные и индукционные. Первые включаются в телефонную линию параллельно, одновременно снимая информацию и получая электропитание. Вторые же крепятся на один из проводов телефонной пары. Питание индукционных закладок осуществляется компактными батареями, что ограничивает время действия от 6 часов до двух суток и сказывается на их размерах. Обнаружение таких радиомикрофонов крайне затруднено, так как их подключение не влияет на сопротивление линии.
Акустические радиомикрофоны ретранслируют все звуки, раздающиеся в помещении, на приемник оператора. Широко распространены акустические закладки, вмонтированные в шариковую ручку, пачку сигарет, зажигалку или в настольную лампу, электрический удлинитель, тройник.
Комбинированные радиомикрофоны совмещают в себе функции линейных и акустических. Монтируются они исключительно в телефонных аппаратах и розетках и ведут попеременный контроль как телефонных переговоров, когда трубка телефона снята, так и любых разговоров в помещении, когда трубка положена на рычаг. Питание осуществляется, как правило, за счет телефонной линии.
Направленные микрофоны отличаются от обычных узким сектором перехвата от 2 до 45 градусов и высокой чувствительностью. Это позволяет слышать разговор на расстоянии до 70 метров.[17] Необходимо только направить микрофон в сторону говорящих. Единственное условие - между оператором и объектом прослушивания не должно быть стен, заборов, зданий и транспортных коммуникаций с интенсивным движением, издающих постоянный шум. Направленные микрофоны обычно маскируются под трости, зонты, кейсы и снабжены либо наушниками, либо микропередатчиком, ретранслирующим информацию на специальный приемник.
Лазерные микрофоны используются для дистанционного контроля помещений и автомобилей. Их действие основано на анализе микроколебаний оконных стекол, возникающих от акустических колебаний внутри помещения. Лазерные микрофоны устанавливаются только на неподвижную поверхность и плохо работают вблизи оживленных магистралей. Несмотря на высокую цену и жесткие ограничения по применению, они пользуются спросом, ибо обнаружить это прослушивание практически очень трудно.