После того, как в противовес надвигающейся организованной преступности на законном основании стали появляться частные детективные и охранные службы, возглавляемые профессионалами высокого класса, организованная преступность в борьбе за место под солнцем стала привлекать в свои ряды профессионалов своего дела, что привело к профессионализации организованной преступности. В настоящее время там задействованы наряду с закоренелыми преступниками и молодыми юнцами бывшие работники МВД, участники афганской, чеченской воин, спортсмены с мировыми именами, люди с высшим образованием, разбирающиеся в финансовой, банковской деятельности, в компьютерной технике.
В настоящее время существует опасность проникновения мафиозных структур в органы государственного управления, занятия ими больших государственных постов. Решение этой задачи позволит мафии получать всевозможные льготы и уходить от ответственности за совершенные преступления. Ее деятельность строится на подавлении всяческого сопротивления и непослушания, а также на коррупции, которая затронула все органы государственной власти. Как отмечает профессор А.И. Долгова: "Особенностью организованной преступности является ее смыкание с властью, использование ею властных структур для разработки системы защиты себя от ответственности. Опираясь на властные структуры и на их представителей, она начинает успешно противостоять обществу и государству".[2] Организованная преступность тратит на подкуп влиятельных людей во всех структурах огромные суммы денег, чтобы получить возможность использовать их положение в своих корыстных целях. Надо отметить, что ряд чиновников сами ищут связи с членами мафиозных структур, чтобы предложить свои услуги за определенное вознаграждение.
Организованная преступность в нашей стране дошла до такого уровня своего развития, когда ее попытки слиться с государственными структурами затрагивают уже не только экономическую, но и политическую сферу.
Исходя и изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время обеспечение безопасности получает особенную актуальность. Хорошая охрана стоит больших денег и пользуется большим спросом. Надо учитывать и то, что запрещение частных охранных служб и частной детективной деятельности приведет к тому, что нелегальные мафиозные структуры возьмут эту деятельность в свои руки, чего, естественно, допустить нельзя.
В настоящее время правоохранительная система с ее характеристиками все меньше соответствует новым характеристикам преступности. Правоохранительные органы на данном этапе не в силах решить задачу охраны всех коммерческих банков, коммерческих структур и отдельных граждан, занимающихся частным бизнесом. Это в свою очередь привело к тому, что в последние годы в России стали появляться охранные организации и службы безопасности, которые на нелегальной основе были противопоставлены растущей преступности. Экономические и политические потребности способствовали тому, что в 1992 году был принят Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской федерации", который подвел под эту деятельность правовую базу. После принятия этого Закона частные охранные структуры и службы безопасности стали активно разрастаться и пополняться квалифицированными кадрами из МВД, ФСБ, прокуратуры, что в конечном счете отрицательно сказалось на работе государственных Правоохранительных структур. Отток квалифицированных кадров в первую очередь объясняется тем, что в частных организациях заработная плата в несколько раз выше, чем в государственных структурах. Говоря о частных службах безопасности и частной детективной деятельности, не надо забывать, что в начале 90-х годов произошло большое сокращение в армии и многие офицеры оказались перед выбором, куда идти работать. Значительное число офицеров этого контингента нашли свое место в подобных структурах, чем в определенной мере была решена задача их трудоустройства. Руководству этих служб также выгодно было принимать на работу военных. Снимались затраты на обучение, тренировку, да и в отношении дисциплины - военная выучка давала о себе знать.
В настоящее время только в Москве зарегистрировано около двух тысяч подобных организаций. Увеличению их количества способствовал принятый в 1993 году Закон "Об оружии", по которому лица, работающие в частных правоохранительных структурах, при определенных условиях могли получить лицензию на приобретение и ношение оружия. Но государству не безразлично, в чьи руки попадет оружие, что, естественно, дает право соответствующим государственным органам осуществлять контроль за деятельностью частных правоохранительных структур и в определенной мере взаимодействовать с ними. По запросам независимых служб безопасности были выданы лицензии 32,5 тыс. человек, из которых 28 тыс. работают в правоохранных структурах, а другие занимаются частной детективной деятельностью.[3]
Для более эффективного отражения опасности со стороны мафиозных структур легальные частные правоохранительные фирмы в последнее время стали объединяться в различного рода ассоциации для оказания взаимопомощи. Например, - в 1994 году объединились такие московские охранные фирмы, как "Правопорядок", "Миг", "Баярд", "Ново" и "Российская служба экономической безопасности". Ими был создан -единый координационный совет. Также была образована ассоциация "Безопасность предпринимательства и личности". В ее координационный совет вошли руководители служб безопасности таких банков, как "Сбербанк", "Столичный банк", "Дорожный банк". Подобное объединение легальных силовых структур обусловлено жизненной необходимостью.
Усиление контроля за деятельностью охранных предприятий, служб безопасности и частных детективных организаций, объясняется тем, что эта деятельность является объектом пристального внимания мафиозных структур, которые хотели бы взять ее под свой контроль. Различными способами они стараются внедрить в такие службы своих людей, что, к сожалению, часто, как показывает практика, получается. Необходимость ужесточения контроля за лицами, работающими в таких структурах, обусловлена сложившейся в настоящее время в навей стране криминогенной обстановкой, растущей преступностью. Да и сами такие службы должны предоставлять отчеты о своей деятельности в государственные органы и докладывать о всех случаях применения оружия, а также уведомлять о планируемых мероприятиях, что позволит избежать стычек между такими службами и сотрудниками милиции.
Вышеизложенное говорит о том, что необходим жесткий контроль со стороны государственных и частных силовых структур за деятельностью преступных формирований для своевременных профилактических мероприятий, связанных с их ликвидацией. Вопрос взаимодействия частных силовых структур и частных детективных служб с государственными структурами должен быть поставлен на государственный уровень. В настоящее время основную часть руководства частных охранных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом работы, что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации деятельности государственных и частных правоохранительных структур. Необходим координирующий это взаимодействие орган, в функции которого должно входить решение тех или иных проблем обеих сторон, ибо они фактически занимаются решением одних и тех же проблем, но каждый в этой деятельности идет своим путем. Местным администрациям и районным отделениям милиции следует использовать такое взаимодействие с наибольшей эффективностью для наведения порядка на своей территории и активнее подключать частные правоохранительные структуры к решению задач борьбы с наркоманией, рэкетом, хулиганством, а в более сложном варианте и с организованной преступностью. Учитывая современный этап развития нашего общества, на котором рост преступности происходит ежемесячно, необходимо, на наш взгляд, оказывать частным охранным структурам посильную помощь, содействовать повышению профессионального уровня их сотрудников, создавать максимум условий для их сотрудничества с государственными силовыми структурами в решении общих проблей. диктуемых временем. От такого взаимодействия не в малой мере зависит успех борьбы с преступностью, а в конечном счете улучшение экономической и политической стабильности России.