Некоторые западные ученые склоняются к другой позиции. Э. Дж Долан, К. Кэмпбелл, К. МакКонел считают, что инфляция и при золотом денежном обращении возможна. Если технология в добыче или производстве золота поднимается на качественно новую ступень, инфляция, и при сохранении размена, вполне вероятна. Поддержание же золотого обращения при дефиците золотого материала вызывает упадок, экономика просто задыхается. Разумнее поэтому использовать бумажные деньги, но умело управлять их предложением [15,с.361].
Золото может оказывать, однако, косвенное воздействие на денежное обращение. Государственные продажи золота по ценам мирового рынка позволяют закупить товары и увеличить их предложение внутри страны. Но в этой операции роль золота принципиально не отличается от роли других экспортных благ, хотя оно является более ликвидным товаром. Представляется, что возможности использования золотого потока для оздоровления денежного обращения невелики, носят паллиативный характер и сами по себе не решают проблемы инфляции.
Итак, в науке преобладает мнение, что время золотых денег ушло безвозвратно, что при разумном подходе к делу функции денег нормально выполняют бумажные купюры, чеки, пластиковые карточки и другое.
2. Функция денег
Деньги как средство обращения обслуживают акты продажи и купли товаров и услуг. К этой посреднической функции непосредственно примыкает и переплетается с ней функция денег как средство платежа - оплата налогов, получение и возврат кредита, выплата зарплаты, пособий, оплата коммунальных услуг. При этом передвижение денег не сопровождается одновременным перемещением товаров. По мере развития индустриального общества, средство платежа все чаще замещает средство обращения. В современной экономической литературе эти две функции денег обычно объединяются в одну. Значение денег как средство обращения трудно преувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер. Снижая издержки обращения, деньги стимулировали развитие специализации и торговли.
Деньги, хорошо выполняющие функцию средства обращения, с готовностью должны приниматься каждым. Имеющие широкое распространение, деньги предоставляют их владельцу некую всеобщую покупательную способность, являющуюся весьма важным преимуществом. Использование денег позволяет осуществлять гибкий выбор типов и количества покупаемых товаров, выбор времени и места совершения покупки, а также партнеров для сделки. Если некое средство обращения используется в течение достаточно длительного времени, то его приемлемость становится стабильной.
Приемлемость денег зависит от готовности и желания населения их использовать.
В дополнение к своим функциям средства обращения деньги также выполняют роль меры стоимости. Для осуществления товарно-денежных операций используются различные денежные единицы - рубли, доллары, марки и так далее. В этих единицах измеряют и сопоставляют товарные стоимости. Эту функцию счетных денег иногда называют масштабом цен. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости. Деньги, как мера стоимости, однородны, что очень важно для вычислений и видений записей о совершаемых сделках. Выражая цены в долларах и центах, люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров немедленно и без особых усилий. Если один товар стоит 10 долларов, а другой 5 долларов, то относительная стоимость этих товаров очевидна [12,с.261].
Важной функцией денег является функция средства накопления, предполагающая образование некоего актива или запаса, оставшихся после продажи товаров и потребления доходов. Деньги выступают здесь в виде отложенного на будущее платежеспособного спроса, покупательной способности. Деньги могут выполнять эту функцию, поскольку наделены “совершенной ликвидностью”, т. е. в любое время готовы исполнить роль платежного средства и, накопляясь, они не меняют своей номинальной ценности. Конечно, в странах с нарастающей инфляцией деньги нет смысла накапливать, они быстро обесцениваются. В периоды быстрой инфляции деньги как средство накопления теряют свою привлекательность, несмотря на высокую ликвидность. Если, день ото дня, на доллар, лиру или рубль можно будет купить все меньшее количество товаров, то люди захотят хранить стоимость в денежной форме лишь в течение очень коротких периодов времени. Известно, что иногда, в условиях гиперинфляции, рабочие требуют ежедневной, а не ежемесячной выплаты заработка, чтобы иметь возможность тратить свои деньги до того, как на следующий день вырастут цены. В тех странах, где имеет место гиперинфляция, местная валюта может частично не использоваться как средство накопления, а также как мера стоимости. При подобных обстоятельствах возникает любопытная картина: национальные денежные знаки выполняют функции обращения и масштаба цен, но средством накопления становится более устойчивая иностранная валюта, которую покупают держатели денежных активов.
Подводя итог первичному анализу денежных функций, следует отметить их взаимодействие, а также принять во внимание, что функция средства обращения и платежа должна определять размеры общей денежной массы в стране, а функция накопления напрямую связана с кредитно-денежной политикой государства.
С развитием международной торговли в XIX в. большинство стран ввели “золотой стандарт”[2], то есть, с этого времени курс и стоимость их валют стали определяться количественным содержанием золота. Валютные ведомства, государственные банки, были обязаны обменивать бумажные деньги на соответствующее количество золота. С другой стороны, эти ведомства регулярно закупали золото на международном рынке.
С 1880 по 1913 года общественный продукт во всех странах быстро вырос, ведь система “золотого стандарта” не позволяла государствам финансировать свои расходы путем инфляции [16,с.261].
По окончании первой мировой войны многие государства пытались вновь ввести “золотой стандарт”, однако безрезультатно, так как соответствующих предпосылок для этого уже не было. Мировую валютную систему между первой и второй мировыми войнами можно назвать “золотовалютным стандартом”. Этот период отличается, прежде всего, сильным вмешательством государства в экономику. Повсюду были установлены таможенные барьеры, и свободное взаимодействие спроса и предложения капитала и ресурсов на мировом рынке стало ограниченным. С отходом от системы “золотого стандарта” девизные (валютные) банки и государства получили возможность расширять обращение бумажных денег. Происходила бешеная перекачка валют. Некоторые страны отошли от “золотого стандарта” уже в 1929 - 1930г.г. До 1931 г. фактически все валюты свободно колебались. США отменили связь валюты с золотом в 1933 г. Но в 1934 г. они вернулись к “золотому стандарту”, но с более низким паритетом.
Итак, наступила пора многочисленных девальваций[3] и введения торговых ограничений. Мировая торговля резко сократилась. Во всех странах резко увеличилась численность безработных. После второй мировой войны лидеры крупнейших стран мира старались избежать ошибок, которые привели к мировому кризису 30-х годов, и в июле 1944г. в Бреттон-Вудсе создали систему твердых валютных курсов, получившую название “бреттонвудсской системы”[4] [11,с.110].
Тем, что США долгие годы покупали и продавали золото, т. е. создавали или уничтожали доллары, удалось стабилизировать цену золота на уровне 35 долл. и практически покончить с инфляцией. Доверие к доллару и устойчивости американской экономической валютной политике было значительным, тем более, что иностранные девизные банки могли в любое время обменять имеющиеся у них доллары на золото.
Во время действия “бреттонвудсской системы” мировая экономика и мировая торговля развивались бурными темпами. Одновременно индекс инфляции оставался сравнительно устойчивым (около 3%). В большинстве стран отмечались лишь незначительные отклонения. Однако эта система таила в себе определенные опасности. В связи с тем, что производительность промышленности в США в 1969 - 1970 г. г. оказалась ниже производительности европейской и японской, конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке упала. Переоценка курса доллара стала неизбежной. Сохранять систему твердых инвалютных курсов оказалось уже нельзя. Резкое свободное колебание курсов в связи с нестабильностью доллара привело к “бегству от доллара” и к дальнейшему падению его курса. В декабре 1971 года была предпринята еще одна попытка стабилизировать валютные курсы. Доллар был девальвирован по отношению к золоту: с 35 долл./унция до 38 долл./унция. Доллар оставался лидирующей валютой. А в апреле 1972 г. страны - члены “Общего рынка” пришли к решению установить между собой более узкие лимиты колебания своих валют и для этого создали так называемую “валютную змею”. В феврале 1973 г. доллар был девальвирован вторично, валютный рынок пришлось закрыть на несколько недель. В связи с этим большинство стран перешло к системе свободно колеблющихся курсов [9,с.154].