Смекни!
smekni.com

Вещь и право требования: к вопросу о допустимости виндикации бездокументарных ценных бумаг (стр. 5 из 6)

С другой стороны, экономический собственник может решить, что для наиболее эффективного использования ценности (в том числе для ее обмена на иную) необходимо содействие других лиц.

Поэтому поведение экономического собственника в отношениях с иными лицами всегда будет направлено, во-первых, на защиту ценности от их нежелательных притязаний, а во-вторых, на использование в своем интересе активного поведения избранных им лиц.

В правовой терминологии первая группа отношений называется отношениями абсолютными, а вторая — относительными. Для защиты интересов правообладателя на вещи для первой группы отношений применяются вещные иски, а для второй — обязательственные.

Права требования, в том числе удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, несомненно, представляют ценность для их обладателя. Поэтому он должен получать правовую защиту своего интереса не только в относительных отношениях с конкретными лицами, но и в абсолютных отношениях с неограниченным кругом лиц. Казалось бы, задача такой защиты от возможных притязаний лиц, не находящихся с правообладателем в относительных правоотношениях, может быть решена, в частности, иском о признании.

Но как быть, если интересы частных лиц в отношении ценности сталкиваются, какой правовой институт должен быть избран для такого случая? Кому должен быть отдан приоритет?

ВЫВОД 4. ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧАСТНЫХ ЛИЦ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ, ДЛЯ ИХ ЗАЩИТЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ НАХОДИТЬ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ.

О необходимости баланса интересов

Практика Конституционного Суда РФ изобилует множеством примеров, свидетельствующих о необходимости учета и в законодательном регулировании, и в судебной практике интересов всех сторон взаимодействия. Такой подход соответствует приведенным выше положениям Конституции Российской Федерации.

Для многих случаев баланс интересов устанавливается самим законодателем, который в своих нормах распределяет между частными лицами различного рода риски.

При отсутствии прямого регулирования подбор соответствующей нормы осуществляется судом.

Сузим рассмотрение этого вопроса до ситуации конфликта интересов между не владеющим ценностью «собственником» (правообладателем) нее добросовестным приобретателем. Ценность одна, а претендентов на нее несколько.

ВЫВОД 5. ВИНДИКАЦИЯ — ИНСТИТУТ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ОДНОВРЕМЕННО УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ РАЗЛИЧНЫХ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ НА ЦЕННОСТЬ: СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА И ДОБРОСОВЕСТНОГО ПРИОБРЕТАТЕЛЯ.

О целях виндикации

Прав А. О. Рыбалов, называя цели виндикации, их необходимо учитывать при толковании этого института. Действительно, основная цель виндикации — возврат ценности в сферу экономического господства правообладателя. Такой возврат необходим для обеспечения правообладателю использования ценности в своем интересе и своей волей. В отношении вещей такой возврат наиболее очевиден, он осуществляется физически.

Между тем Конституционный Суд РФ эти цели, как представляется, обоснованно расширил в постановлении от 21.04.03 № 6-П18. В частности, отмечается, что: (1) в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь, возникшие на предусмотренных законом основаниях, имеют другие, помимо собственника, лица — владельцы и пользователи вещи, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав. К числу таких имущественных прав относятся и права добросовестных приобретателей; (2) федеральный законодатель должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота. В противном случае для широкого круга добросовестных приобретателей, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность, будет существовать риск неправомерной утраты имущества, которое может быть истребовано у них в порядке реституции.

Этим Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации разрешил поддерживавшуюся длительное время теоретическую дискуссию о конкуренции вещно-правовых и обязательственно-правовых исков. Отсутствие единства мнений среди теоретиков пагубно сказывалось и на судебно-арбитражной практике19.

Виндикация, по мнению Высокого Суда, является, по сути, единственным средством, позволяющим одновременно учитывать интересы и невладеющего собственника, и добросовестного приобретателя.

О конкуренции вещно-правовых и обязательственно-правовых исков

Конечно же, защита интересов и собственника, и добросовестного приобретателя может быть достигнута применением иных правовых средств, на что обращается внимание в работе А. 0. Рыбалова. Не случайно поэтому в специальной литературе не угасала долгое время дискуссия о конкуренции исков. Но рассматриваемая ситуация имеет свои особенности и для вещей, и для иного имущества.

Дело в том, что при обычном развитии ситуации добросовестный приобретатель «границы круга», в центре которого пребывал собственник (правообладатель ценности), сам не пересекал, в сферу господства правообладателя над ценностью своими действиями не проникал.

С другой стороны, и собственник интереса добросовестного приобретателя по получению ценности в сферу своего экономического господства не нарушал. Собственник о добросовестном приобретателе в момент получения последним ценности мог ничего и не знать. При прочих равных условиях (законность приобретения и др.) оба невинны.

Кому же следует отдать приоритет? Не тому ли, кто раньше обратится за признанием и защитой своих прав к государству? Например, собственник будет успешным в тяжбах о признании цепочки сделок недействительными. Ясно, что в таком случае достаточно «выбить» лишь одно звено, а остальное — дело техники и времени.

Интересы добросовестного приобретателя неизбежно пострадают. Но и он может опередить собственника, заявив, например, по каким-то причинам иск о признании за ним права собственности. Получив соответствующее судебное решение, в силу общеобязательности такового добросовестный приобретатель существенно уменьшит шансы собственника на успех.

В то же время и собственник, и добросовестный приобретатель имеют потенциальную возможность повлиять на ситуацию, при которой интересы других лиц могут быть умалены.

Собственник имеет возможность проявить большее усердие для сохранения принадлежащей ему ценности в сфере своего господства, в том числе для исключения ситуации, при которой ценность поступит в оборот помимо его воли и дойдет до добросовестного приобретателя. Добросовестный же приобретатель имеет возможность проявить большее усердие и осмотрительность для проверки всех условий приобретения, с тем чтобы исключить оборот ценности, выбывшей из сферы господства собственника без достаточных оснований.

Оба в широком смысле в отношении друг друга и виновны, и невиновны, хотя чаще всего по поводу ценности непосредственно между собой вообще не взаимодействовали. Именно ценность, а не волеизъявления, направленные в отношении друг друга, послужила поводом для пересечения их интересов. Кто заслуживает большей защиты?

Виндикация как раз и позволяет ответить на этот вопрос, определенным образом перераспределяя бремя доказывания между заинтересованными лицами. Процессуальное равенство и состязательность в судебном процессе уравнивают шансы на успех.

О применении виндикации к правам требования

Думается, что вывод Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости взаимного учета интересов указанных лиц должен быть распространен и на другие ценности (имущество), являющиеся объектом современного оборота, а не только на вещи, тем более что об этом прямо говорится в статьях 301, 302 ГК РФ. Но всякие ли права требования могут быть объектом виндикации? К любому ли праву требования могут быть применены те преимущества, которые виндикация предоставляет при поиске в суде баланса интересов невладеющего собственника и добросовестного приобретателя? Конечно же, нет.

ВЫВОД 6. ВИНДИКАЦИЯ ПРИМЕНИМА ТОЛЬКО К ТЕМ ПРАВАМ ТРЕБОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ БЕЗДОКУМЕНТАРНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ), В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ В ОБОРОТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТА ТА ЖЕ СТЕПЕНЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ЧТО И В ОТНОШЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ВЕЩЕЙ.

О степени индивидуализации правообладателя

При отсутствии указанного свойства права требования будут недоказуемы материально-правовые обстоятельства, на основе которых суд принимает решение о предпочтении интересов той или иной спорящей по поводу ценности стороны. Следовательно, недостижима одна из целей виндикации — поиск баланса интересов.

Так, особенности оборота виндицируемых прав требования и доказывания их принадлежности должны позволять извлекать такие права из сферы экономического господства одного лица и передавать другому. Правообладатель должен быть способен доказать, что, взаимодействуя с третьими лицами, именно он и только он находится «в центре круга» по абсолютным правоотношениям. С другой стороны, особенности оборота ценности должны быть таковы, что при возврате ее «в центр круга» полезные свойства ее могут быть извлечены не иначе как только по воле и в интересе правообладателя. Для выполнения этих условий ценность должна быть индивидуально-определяемой, отличимой от других аналогичных ценностей.

Об условиях идентификации

Как было показано в моей работе, режим регистрации прав на бездокументарную ценную бумагу и их оборота вполне отвечает условиям идентификации (разумеется, не исключая необходимость его дальнейшего совершенствования). Достаточно, например, изменить имя правообладателя в реестре акционеров, как предшествующее лицо, указанное в качестве правообладателя, равно как и все иные лица (кроме указанного в реестре), будет лишено возможности воспользоваться правами акционера на законных основаниях.