Смекни!
smekni.com

Российский абсолютизм: становление, особенности, идеология (стр. 10 из 10)

[15] Учебник Русской истории. С.Ф. Платонов. Стр. 226. СПБ: «Наука», 1994.

[16] Михаил Федорович – ликвидация последствий смуты, Алексей Михайлович – время стабилизации (относительной) – умер в 46 лет, Федор Алексеевич – умер в 20 лет, царевна Софья – легитимность власти была сомнительной для проведения реформ, правила – 7 лет, Петр был следующим по списку.

[17] «Верховная власть последовательно осуществляла курс на ликвидацию удельно-княжеской системы. Василий III например, запретил своим братьям женится, превращая их уделы в выморочные». История государственного управления России. Под редакцией В.Г. Игнатова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. Стр - 66.

[18] Там же. Стр - 68.

[19] У меня нет документальных свидетельств о том, что Грозный читал IL PRINCIPE флорентийского секретаря, но если проследить весь ход его действий, его слова 2 февраля 1565 года перед московской элитой о должности венценосцев перед державой, об умении видеть на годы вперед, о необходимости всех крайних мер - то вывод напрашивается сам собой. Да, скорее всего, один из образованнейших монархов Европы изучал труды флорентийца. И не только Государя. Но явно извращенно толкуя.

[20] Николай I ставку в правлении делал на бюрократию, опасаясь вольнодумного и плохо-управляемого дворянства. Но сама консервативность его политики привела к поражению в Крымской войне и обострению крестьянского вопроса, под конец правления. Т.е. его методы и цели по, были хороши, но хороши для XVIII века, не XIX.

[21] ПСГ и Русская Правда – предшествующие ему нормативно-правовые акты. Не относятся к предмету нашей работы.

[22] Отечественное законодательство XI – XX веков. Под редакцией О.И. Чистякова. М: «Юристъ», 1999 Стр. 57.

[23] Для заведования поместьями в Москве (в начале XVI века) была устроена «Поместная изба», а для заведования службою вотчинников и помещиков – «Разряд»

[24] Цитировалось по: Отечественное законодательство XI – XX веков. Под редакцией О.И. Чистякова. М: «Юристъ», 1999. Стр. 65.

[25] Статья 6 Раздела 3 Литовского статута. Там же.

[26] Статья 2 раздела 1 Литовского статута. Там же

[27] По Карамзину, в 1520 году, Москва являлась одним из крупнейших городов Европы, насчитывая (без предместий) 41 000 домов и более 100 000 человек населения. История государства Российского. Н.М. Карамзин. Том VII – IX. М: «Эксмо-Пресс», 2002 Стр. 591.

[28] Хрестоматия по истории государства и права России. Составитель Ю.П. Титов. М: «Проспект», 2001 Стр. 49.

[29] Там же, стр. 48.

[30] Учебник Русской истории. С.Ф. Платонов. СПБ: «Наука», 1994 Учебник Русской истории. С.Ф. Платонов. СПБ: «Наука», 1994. Стр. 178.

[31] Есть мнение, что норма об равном обмене вотчин на поместье была принята под давлением дворянства. Не споря с этим утверждением, хочу сказать, что уничтожение вотчин (и это очевидно) в первую очередь было выгодно монарху.

[32] Отечественное законодательство XI – XX веков. Под редакцией О.И. Чистякова. М: «Юристъ», 1999 Стр. 209. Соборное уложение

[33] С чисто юридической точки зрения, указ интересен тем, что в нем впервые был введен в действие принцип о том, что: закон обратной силы не имеет, кроме случая прямо на то указанном законом.

[34] История государственного управления России. Под редакцией В.Г. Игнатова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 . Стр. 117.

[35] Чего стоят слова Макиавелли о дворянстве приведенные в эпиграфе к параграфу о политической элите.:

[36] История государственного управления России. Под редакцией В.Г. Игнатова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 Стр. 119.

[37] Традиция поглощает в себя и религиозные нормы, и обычное право, и способы производства и способы управления. Или же последние становятся традицией, в данном случае сие не есть принципиально.

[38] Доктрина разделения властей – есть новация, изобретение чистой воды. Хочу напомнить, что первоначально их было несколько вариантов, и в северной Америке (а затем и практически во всем мире) исключительно опытным путем, пришли к имеющему сейчас место принципу - по варианту предложенному Монтескье. Вариант Локка, в практическом применении оказался тупиковым (не сказать еще хужей)

[39] Самодержавие как феномен Русской культуры. Лекция. http://www.pfu.edu.ru/ido/ffec/cult/cu3-4.html#4-6

[40] Там же.

[41] И.А. Исаев. История государства и права России. Учебное пособие. М: Проспект, 2000 стр. 77.

[42] «Итак, мы, Итальянцы, обязанны прежде всего нашей Церкви и нашему духовенству тем, чтопотеряли религию и развратились; но мы обязанны им еще и худшим – тем, что сделалось причиной нашей погибели. Церковь держала и держит нашу страну в несогласии. …. Причиной же, почему Италия … не имеет общей республиканской или монархической власти, должно считать только церковь». Н. Макиавелли. Избранные произведения. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Стр.191. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998

[43] Царя – «так угодно богу и государю, ведает бог и государь» обычные обыкновенные выражения русских людей XVI века, четко видно приравнивание царя к богу,; выражение «Святая Русь» употребляется до сих пор – сакрализация не только Родины как таковой, но и самого образа жизни, благословленного богом. Причем оба примера, носят явно идеологический характер, оба явно искусственное происхождение и оба достаточно плотно вошли в российский архетип, в стереотип поведения.