Смекни!
smekni.com

Российский абсолютизм: становление, особенности, идеология (стр. 7 из 10)

«Регламент или устав главного магистрата» от 16 генваря 1721 года. Установление системы местного самоуправления.

«Духовный регламент» от 25 генваря 1721 года. Утверждение духовной коллегии, с 14 февраля, того же года – Святейший правительствующий синод. Уже формальная ликвидация патриаршества, Россия оставалась светским государством но, с мощной православной традицией, государственной религией, где главой церкви являлся глава государства. Т.е. полное подчинение церкви государству.

«Артикул воинский» от 26 августа 1715 года. Для мировоззрения Петра I было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению. … Петр был убежден, что армия – наиболее совершенная государственная структура, что она – достойная модель всего общества. Военная дисциплина - это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра можно было воспитать в людях уважение к порядку, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Внедрение в гражданскую сферу военных принципов проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а так же в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.

В 1716 г. основной военный закон – воинский устав – по прямому указу Петра I был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Распространение воинского устава на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги – ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности[36].

Артикул воинский – первый в истории России уголовный кодекс, правда, преимущественно с военной направленностью.

«Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» март 1715 года, кодекс гражданского и уголовного процесса. Оба кодекса утверждают абсолютную власть монарха.

Есть мнение, что после смерти Петра, абсолютизм в России продолжал укрепляться. И это верно если смотреть на абсолютизм как систему государственного управления, вне зависимости от того монархическая форма правления была или нет. Но если смотреть на абсолютизм как на: «юридическое сосредоточение полноты власти (законодательной, исполнительной, военной, судебной) в институте неограниченной наследственной монархии», то после правления Петра I, явно наблюдается спад концентрации власти монарха. И если государство в пост петровские годы вступало в еще большем блеске своего могущества, то роль монарха в государстве уже никогда не смогла быть такой же все подавляющей и все направляющей как у Петра I. Все монархи, вплоть до Николая II - были самодержавными, самовластным – был только Петр I. Это связанно, разумеется, и с развитием буржуазным отношений, и экономически невыгодным использованием крепостного труда в производстве, консервативной политикой русских монархов – причин много, но факт остается фактом, такой концентрации власти какая была у Петра, в российской самодержавной монархии достигнута больше не была.

§ 2.4.Идеология абсолютизма.

«Великих мужей рожают не матери, а Плутархи»

Станислав Ежи Лец.

Тема очень сложная и объемная. Студентами (и не только) раскрывается, как правило, банальным перечислением списка видных идеологов указанного времени /страны/ и их работ. Все это относительно несложно найти в замечательнейшем пятитомнике академика Нерсесянца «История политически и правовых учений». Но поскольку писать о Филофее и III Риме, да еще поминать г-на Уварова – невообразимо скучно, да и рецензенту читать это в …цатый раз скорее всего уже просто омерзительно, то в данном параграфе, мы будем исходить из презумпции того: что я знаю, что рецензент знает прекрасно об идеологии абсолютизма, а рецензент догадывается, что я знаю, что он знает и догадывается, что я тоже знаю идеологов абсолютизма ; о). Т.е. опустим занудное перечисление, и сразу приступим к анализу, указав лишь некоторые определения.

Идеология – это система теоретических знаний и убеждений ( как правило сформулированная в форме доктрин, концепций, программ, определяющих ее цели и задачи ),отражающая и регламентирующая ( сохранить или изменить ) отношения людей, возникающие по поводу коренных интересов , ценностей и идеалов какой-либо социальной общности ( группы, слоя, сословия, класса, этноса, социума в целом).

Одной из особенностей российской идеологии, можно назвать постоянный переход искусственно выработанных положений в традицию. Т.е. утверждаемая государством идеология (начиная еще с тех пор, когда не было даже определения этого слова), со временем перерастала в идеологию традиционную, входя в национальный архетип.

В курсовой работе, часто было употребление термина «традиционное общество». Как мы понимаем это определение? «Традиционное общество есть общество, в котором регулятивную функцию права берет на себя традиция /обычай/, в частных случаях дополняемая директивными указами верховного носителя власти».

Эволюция обычного права в традиционных обществах идет медленно, эволюционным путем (есть мнение, что ее нет совсем, но это достаточно аргументировано опроверг академик Васильев). Обратная связь между обычаем, религией, способом управления, способом производства, окружающей средой настолько адаптирована друг к другу, настолько жестка, что нарушение /мощное изменение/ одного из указанных компонентов ведет к системному кризису общества /государства/[37]. Причем традиции развиваясь, эволюционируя, регламентируют быт общества даже более жестко и жестоко чем позитивное право. Позитивное право в традиционных обществах имеет место, но лишь дополняя и направляя обычное право.

Традиционное общество формируется в условиях внешнеполитической изоляции общества (не государства). Классический пример традиционного государства: Египет эпохи Среднего Царства (2040 – 1786 гг. до н.э.), Индия начиная с ведической эпохи (1500-600 гг. до н.э.) и заканчивая отчасти нашими днями (Джаджмани - система варно-кастового разделения труда и натурального обмена имеет место в Индии до сих пор), Китай – в течении всей своей многовековой истории, особенно с ханьской династии (206 г. до. н.э. – 221 г. н.э.,) где уникальный религиозный синкретизм нес огромный заряд конфуцианского консерватизма, Россия – начиная от самого образования единого российского государства и отчасти до сих пор.

Традиционному обществу, как альтернатива является «общество новационное». Новационное общество, есть общество, где регулятивную функцию права исполняет закон /судебный прецедент/. Одним из принципиальных отличий новационного общества от традиционного, есть правовое отношение государства к основному средству производства (земле, как правило) и частной собственности вообще. В традиционных обществах, собственность на землю принадлежит государству и государственный налог, автоматически совпадает с рентой собственнику (государству) за землю, в новационных – налог есть выплата государству части доходов собственника за (и для) исполнения государством важнейших социальных задач. Новационное общество развивается более динамично, необходимость принятия всех нормативно-правовых актов, управленческих, экономических и даже иногда религиозных решений обосновывается логикой, в отличие от традиционного общества где это решение обосновывается практикой проб и ошибок. Основной недостаток в логическом способе, есть невозможность охватить логической моделью всех составляющих предмета и невозможность прогноза последствий принятого решения, что неоднократно приводило к крупномасштабным катастрофам. Классический пример: вся история исторического материализма (марксизма), тупиковость индустриального общества и др. Классический пример новационного общества: Античная Греция и Рим, страны западной Европы[38].

Тут мы залезаем в область теории цивилизаций. А это не есть предмет нашей работы, но без определения традиционного общества мы не смогли бы и дать определение и идеологии российского абсолютизма, т.к. он развивался именно в традиционном обществе.

Затем, необходимо вывести разницу между идеологией и религией. Как правило напрашивается вывод, что разница состоит исключительно в качестве предмета. Предмет идеологии носит светский характер, тогда как религии – духовный. Идеология предполагает умопостигаемость, символ веры – нет (наличие бога как такого, для религии необязательно). А сами этические принципы, логические конструкции, и даже некоторые аргументы могут быть идентичны. Но если копнуть глубже, то окажется, что даже идеология не умопостигаема! Каждая идеология строится на индивидуальных аксиомах. Как и всякие порядочные аксиомы, они не доказуемы в принципе. В основе каждой аксиомы идеологии лежит качественное определение хорошо – плохо. Качественная разница между нациями, классами, формами государственного правления... Даже в основе общепринятой ныне либеральной идеологии лежит недоказуемая аксиома о том, что «человеческая жизнь, права человека - есть высшая ценность». Сами же идеологии, имеют все шансы, со временем превратится в религию. Как то: конфуцианство, буддизм и даже (отчасти) коммунизм.

В России, традиционно идеология имела два источника. Это церковь и непосредственно государство. Как правило, выступая в одной взаимовыгодной связке. Церковь использовала свой авторитет для легитимизации государственной власти, а государство использовала свою силу для борьбы с церковными ересями и установления монополии православия на территории страны. В критические годы, государство и церковь составляли эдакий, идеальный тандем по управлению страной – живое воплощение византийской «симфонии властей». Однако, как уже было показано выше, государство, понимая всю нешуточную мощь церкви, постоянно пыталась ее подчинить себе, что ей в конце концов и удалось.