Введение.
«Исковерканным сознаньем впитываю крохи знаний»
Д. Ревякин.
Актуальность. Достаточно немного покопаться в Истории, чтобы увидеть, то, что большую часть своего существования Российское государство прожило либо при абсолютизме, либо при становлении оного. Абсолютная власть наложила огромный отпечаток как на культуру России, так и на систему самого государства. Абсолютизм для России не просто вчерашний день, не просто пройденный этап. Сегодня уже нельзя сказать, что абсолютизм – реальность, но сможем ли мы это сказать завтра…?
Предмет. Предметом исследования является российская абсолютная монархия. Период когда в России формой государственного правления была абсолютная монархия, различные источники датируют по-разному. Наиболее распространенный вариант это начало XVIII - начало XX века. Или от реформ Петра I, когда была упразднена Боярская дума и была максимально сконцентрирована власть в руках самодержца, по выход «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года, и последовавший затем созыв парламента. Или же, тот период государства, который находился между сословно-представительной монархией (классический признак – Боярская дума) и парламентской монархией (признак – созыв парламента).
Признаком же Абсолютной монархии, является отсутствие каких бы то ограничений во власти монарха (которыми, пусть даже формально выступали боярская дума или парламент). В нем сосредоточены все высшие государственные полномочия. Наиболее приемлемое определение абсолютизма:
«В политико-правовом отношении абсолютизм характеризуется юридическим сосредоточением полноты власти (законодательной, исполнительной, военной, судебной и т.д.) в институте неограниченной наследственной монархии»[1]
Однако, в нашей курсовой работе, мы проведем анализ эволюции государственного правления России в период от становления единого государства по установление абсолютизма в его чистой форме. Т.е. с правления Ивана III по правление Петра I. Почему так? Ведь абсолютизм как таковой начинается с правления Петра I. Верно, но нас интересуют особенности и становление абсолютизма. Проводить сравнение с абсолютизмом в иных государствах не очень корректно, т.к. курсовая работа пишется в рамках дисциплины «История государства и права России», и потому особенности абсолютизма логичней провести в сравнении с сословно-представительной монархией России, тем более, что это позволит и рассмотреть процесс становления абсолютизма в России, из сословно-представительной монархии. Время крайне насыщенное, интересное и богатое для анализа. Ведь все особенности более четко видны при анализе двух типов формы правления, нежели при анализе одного. Особенно нас интересуют различия в сфере государственного управления и законодательства. Именно они и будут подвергнуты самому тщательному анализу.
Метод. Один из таких, самых популярных логических методов как структурно-функциональный анализ. Т.е. мы разложим предмет на его структурные составляющие, и рассмотрим их функции и функциональную взаимосвязь.
Историзм. Взаимосвязь правовых институтов, принятых государственных решений от исторической ситуации страны (правильней было бы сказать политической) – т.е. исторический анализ.
Отношения между субъектом и объектом власти, источниками власти. Взаимосвязь власти и собственности.
Сразу хочется сказать, что анализ в курсовой работе, будет выборочным. Т.к. полный, провести мы не в можем из за ограниченности формата курсовой работы. Общий, но поверхностный – не сможет раскрыть предмет и будет самой элементарной халтурой.
Детали анализа: предмет – форма государственного управления, будет разложен на две основных базовых составляющих: систему государственного управления и систему законодательства. Каждый из составляющих будет разделен на однотипные эволюционные звенья. Самые интересные (можно сказать существенные) будут рассмотрены в взаимосвязи с исторической ситуацией и властно-собственнических отношений. Система законодательства, будет разложена на наиболее интересующие нас институты, которые и будут рассмотрены в процессе их эволюции от институтов сословно-представительной монархии к абсолютной.
По логике, для идеологии необходимо было бы, выделить отдельную главу курсовой работы, и отдельно переработать. Так оно и планировалось, но когда пришло время писать об идеологии абсолютизма, материала по системе управления и законодательства было уже на 1,5 –2 добрых курсовых, который надо было впихнуть в одну. Поэтому было принято волевое решение сократить главу об идеологии до параграфа. Руководствуясь при этом соображениями о том, что дисциплина в рамках которой пишется курсовая работа – историко-правовая, но не философская, поэтому приоритетным является правовой и исторический анализ, но не философско-этический. Также в параграфе посвященном идеологии, не будет приводится историография российских идеологических учений – сие есть халтура. Будет указанно место и цель идеологии в российском обществе, изучаемого периода и особенности самого общества.
В заключении будет приведен общий синтез по изученному материалу.
Источники. Основными источниками являлись: часть первая «Отечественного законодательства XI – XХ веков» под редакцией Чистякова О.И., «Хрестоматия по истории государства и права России» Ю.П. Титова, «История государства российского» Карамзина Н.М., «Чтения и рассказы по истории России» Соловьева С.М. и весьма забавный «Учебник Русской истории» Платонова С.Ф. написанный еще в 1910 году – это первостепенные источники. Также, огромное влияние на само видение предмета оказали работы Н. Макиавелли, О. Шпенглера и «История Востока» - двухтомник Л. Васильева.
Основные определения: В современной науке, есть множество определений как государства и его форм, так и феномена власти. Стало даже некоей традицией (или неким способом утверждения своей эрудиции?), приведение в курсовых (и не только) работах нескольких определений – нескольких школ. Даже взаимоисключающих. На мой взгляд, такой метод есть заведомо порочный. Ведь автор, отказывает себе в авторстве. Приведя несколько определений, и оставляя на вкус читателем (рецензентом) выбор определения. В логической системе, которую должен построить автор, не может быть места нескольким определениям. Ибо тогда не будет системы. Это так же невозможно, как невозможно в геометрию Евклида, запихнуть еще и аксиомы Лобачевского. Посему, все определения в работе будут в единичном экземпляре.
Итак, государство. Определения государству, даются как правило в широком и узком смысле. В нашей работе необходимо только определение в узком смысле.
«Государство – есть система высшей власти, на ограниченной территории, обладающая высшими полномочиями в сфере законодательства, суда и обладающая аппаратом публичной власти для обеспечения своих полномочий». Обязательным признаком государства является суверенитет.
«Суверенитет – есть проявление высшей власти государства во внутренних делах, и независимости на международной арене».
Определения, короткие и на первый взгляд неполные. Спорным является вопрос об ограниченной территории. Однако, несмотря на перемещение объектов, на которые распространяется суверенитет государства (морские суда, например), власть государства все равно ограниченна (размерами судна, в данном случае). Определение государства немного тафтологично. В нем дважды употребляется термин власть. Но иначе сказать, было бы уже исказить истинное положение вещей.
В определение отсутствуют некоторые, качества которыми государство обладает. Например, право на сбор налогов. Это, разумеется, есть один из признаков государства, но скорее факультативный, потому он и не был включен в определение. В определении под аппаратом публичной власти понимается власть исполнительная. Причем, в определении не указанно обязательным, такое качеством государства как, разделение и независимость друг - от друга трех ветвей власти.
Власть. Пожалуй, феномен власти вызвал споров не меньше, чем феномен государства. Все определения, изученные мною, были явно надуманными. Чего стоят только «шесть аксиом власти»! Как правило, выводя определения власти, ученые исходят из того, как оно должно быть, а не из того, как оно есть на самом деле. Очень часто, можно наблюдать, как автор, выходит за пределы своего предмета, ударяясь в материи более этические, нежели реалистические.
На наш взгляд, феномен власти весьма близко подходит к институту собственности (а во многом и истекает из последнего).
Высшее проявление власти это отношения между собственником и собственностью. Классическая триада прав - право владения, право извлечения пользы и право распоряжения. Субъект власти выступает собственником, объект – собственностью. Вспомним, в Риме на раба распространялась абсолютная власть его хозяина. По праву собственности. Но такие отношения имели место, как правило, в государствах с развитой системой рабовладения. Поставить знак равенства между крепостным правом и рабовладельческой «формацией» все-таки не хочется.
Сам термин власть – уж очень большая абстракция. Но поскольку, о власти как правило, приходится говорит как о проявлении человеческих взаимоотношений, то нам проще говорить о властных взаимоотношениях.
Властные взаимоотношения - есть взаимоотношения, в результате которых, один контрагент (субъект власти) имеет право приказывать (либо подчинять совей воле иным способом), а другой (объект власти) обязан подчинятся.
Глава 1. Системные особенности и сходства
§1.1. Российское единое государство.
«Зная, что об этом писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной… Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей чуждым добру.»