Главный смысл данной новеллы состоит в том, чтобы не допустить случаев выморочности наследственного имущества - оно должно оставаться в кругу родственников наследодателя (близких или, если так сложится жизнь, хотя бы дальних). Это разумно, ибо практика показывает, что государство обычно не очень заинтересовано в переходе к нему наследственного имущества, особенно когда оно состоит из предметов домашней обстановки и обихода, и, надо сказать, распоряжается им не лучшим образом. Совсем недавно в средствах массовой информации сообщалось о судьбе наследственного имущества Галины Улановой, нашей знаменитой балерины. После нее не осталось прямых наследников по закону (в силу действующего ранее Кодекса), но две племянницы готовы были принять ее имущество. Тем не менее оно как выморочное перешло государству. Налоговые органы (представляющие в данном случае интересы государства) сочли это имущество малоценным и решили продать его за бесценок, лишь бы получить хоть какую-то прибыль. Между тем некоторые предметы (возможно, прямой денежной ценности действительно не имеющие) представляют собой памятники нашей истории. Это письма известных деятелей культуры, дневники, афиши и программы спектаклей и пр. И если бы родственники стали наследниками, они, очень вероятно, использовали бы полученное по назначению - скажем, для создания музея. Поэтому нам считается правильным расширение круга наследников по закону.
Следует сказать несколько слов о такой вещи, как наследование по праву представления. В том случае, если наследник по закону умирает до открытия наследства или одновременно с наследодателем, его доля переходит к его потомкам. Такое правило установлено не для всех очередей, а только для первой, второй и третьей.
К наследнику переходят не только имущественные права, но и обязанности наследодателя. Исключения составляют:
права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т. п.);
права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.
В состав наследства не входят личные неимущественные права (например, право на имя) и другие нематериальные блага.
Расширение круга наследников по закону, с одной стороны, ограничивает вероятность того, что имущество в конце концов унаследует государство. С другой стороны, расширение круга наследников влечёт за собой увеличение числа претендентов на наследство. Таким образом, вывод тот же: необходимо завещание.
Существенные изменения коснулись вопроса возможности вознаграждения исполнителя. Если в действовавшем ранее законодательстве (ст. 545 ГК РСФСР) был установлен императивный запрет на получение исполнителем завещания какого-либо вознаграждения за свои действия, то по ныне действующим нормам, исполнитель завещания имеет право на возмещение за счёт наследства необходимых расходов, связанных с исполнением завещания, а также на получение сверх расходов вознаграждения за счёт наследства, если это предусмотрено завещанием (Ст.1136 ГК РФ).
Кроме вышеназванных изменений в новом Гражданском кодексе уменьшена доля, которую получают обязательные наследники. Данное обстоятельство также свидетельствует о расширении прав наследодателя. По ранее действующему закону обязательные наследники, т. е. нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, которые находились на его иждивении не менее года, наследуют не менее двух третей от той доли, которую они унаследовали бы, если бы было наследование по закону, а не по завещанию. Реально это, между прочим, означает, что в ситуации, когда у наследодателя есть законный наследник, одновременно являющийся его иждивенцем, наследодатель, даже составив завещание, может распорядиться только одной третью своего имущества, ибо две трети автоматически отойдут упомянутому наследнику-иждивенцу. Вступившей в юридическую силу закон снижает эту норму до одной второй (именно столько получат обязательные наследники). Такая норма вполне соответствует Конституции РФ. И самое главное, что эта норма защищает собственника-наследодателя: это его имущество, и он вправе им прямо распорядиться на случай своей смерти. Правило же об обеспечении обязательных наследников - это, по сути, ограничение свободы завещания и распоряжения собственностью. Конституцией, действующей в нашей стране, охраняются свобода использования частной собственности и распоряжения ею и свобода наследования, поэтому третья часть ГК РФ соответствует духу конституционных норм.
Имеется еще одно отличие в наследовании вкладов. Эта новелла может остаться незамеченной, если не очень внимательно читать текст третей части ГК РФ, однако она очень существенна. Дело в том, что, согласно действовавшему законодательству, наследование вкладов граждан в кредитных учреждениях, точнее - в Сбербанке, происходило в особом порядке (надо учесть, что, когда создавался Кодекс 1964 г., Сбербанк был единственным учреждением такого рода в стране). Специфика наследования вкладов состоит, во-первых, в том, что завещание можно составить в упрощенном порядке (без нотариального удостоверения, вкладчику достаточно в лицевом счете написать соответствующее распоряжение), а во-вторых (и это главное), на наследника, получающего вклад, не распространяются требования об обязательной доле. Это правило позволяет легко обходить названные требования, обращая наследственную массу или ее основную часть в деньги и зачисляя их на счет в Сбербанке. В Основы гражданского законодательства 1991 г. эта норма не вошла, но Сбербанк смог настоять на ее возвращении, и постановлением Верховного Совета РФ "О порядке применения Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации" (1993 г.) ст.153 Основ гражданского законодательства не была введена в действие. В результате снова стала действовать прежняя норма Гражданского кодекса, которая предоставила привилегии вкладчикам, но не всем, а только нынешнего Сбербанка. Это означало, что если в это время гражданин является вкладчиком коммерческого банка, то он не может использовать упрощенный порядок составления завещания, а на его вклад распространяются требования об обязательной доле. Если же деньги доверены Сбербанку, их владелец получает большие преимущества. Возникает вопрос: чем обусловлены указанные различия?
В третьей же части ГК РФ сказано, что наследование вкладов производится в общем порядке. Это означает, что на все вклады будут распространяться правила об обязательной доле. Упрощенная форма завещания сохраняется: в банке, где находится вклад гражданина (неважно, Сбербанк это или любой коммерческий банк), в карточке вкладчика можно сделать завещательное распоряжение, которое будет удостоверено работником банка.
Итак, выше нами описаны новеллы вошедшие в третью часть ГК РФ и имеющие в настоящее время силу закона, однако, в проекте данного документа было еще несколько любопытных новелл, которые по разным причинам вызвали волну критики и в окончательный вариант документа не попали. Например, в ряде стран, в том числе в Германии, давно известны так называемые взаимные завещания, составляемые супругами в пользу друг друга. В таком документе муж пишет, что в случае его смерти все его имущество переходит жене, и в этом же завещании аналогичное заявление делает жена (о том, что в случае ее смерти все ее имущество переходит мужу), после чего оба подписывают бумагу. Была сделана попытка включить подобную норму в проект, но сопротивление преодолеть не удалось. Поэтому в нашей стране завещание будет составляться строго единолично, каждым наследодателем-завещателем отдельно[36][36].
В соответствии с действующим законодательством (ст.1133 ГК РФ), исполнение завещания осуществляется наследниками по завещанию, за исключением случаев, когда его исполнение полностью или в определенной части осуществляется исполнителем завещания (ст.1134 ГК РФ).
Данные нормы не претерпели существенных изменений по сравнению с ранее действующим законодательством. Единственное изменение, как мы уже отметили выше, коснулось возможности вознаграждения исполнителя.
Завещатель может поручить исполнение завещания указанному им в завещании гражданину - душеприказчику (исполнителю завещания) независимо от того, является ли этот гражданин наследником.
Согласие гражданина быть исполнителем завещания выражается этим гражданином в его собственноручной надписи на самом завещании, или в заявлении, приложенном к завещанию, или в заявлении, поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства. Гражданин признаётся также давшим согласие быть исполнителем завещания, если он в течение месяца со дня открытия наследства фактически приступил к исполнению завещания.
После открытия наследства суд может освободить исполнителя завещания от его обязанностей как по просьбе самого исполнителя завещания, так и по просьбе наследников при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению гражданином этих обязанностей.