1. Понятие и признаки ценной бумаги.
С развитием в нашей стране рыночных отношений обозначилась настоятельная необходимость расширения сферы применения ценных бумаг в хозяйственном обороте. Они относятся к числу объектов гражданских прав, что обусловливает их регламентацию в рамках гражданского законодательства.
Ценные бумаги (за исключением так называемых "бездокументарных ценных бумаг") - движимые, неделимые вещи. Как правило, их рассматривают в качестве индивидуально-определенных вещей, за исключением бумаг на предъявителя, которые в ряде случаев могут быть отнесены к вещам, определяемым родовыми признаками [1, c. 256].
Прежде всего, при рассмотрении понятия и признаков ценной бумаги следует отметить некоторые особенности определений ценной бумаги, данных современным российским законодательством.
Одно из первых современных определений содержалось в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. Это определение единодушно (и вполне заслуженно) критикуется исследователями вследствие наличия в нем целого ряда логических противоречий, несоответствий с общепризнанными теоретическими положениями.
Помимо упомянутого определения ценной бумаги были даны в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (ст.31), в ст.142 ГК РФ, в Законе РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле", а также в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг".
Сравнительный анализ содержащихся в них определений позволяет выявить следующие смысловые различия.
Как правило, прямо предусматривается существование ценной бумаги в форме документа (исключение составляет Закон "О рынке ценных бумаг", в котором говорится о "любой ценной бумаге, в том числе бездокументарной").
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в качестве основного критерия отнесения документов к числу ценных бумаг называет его принадлежность к числу "долговых обязательств", что в конечном счете может привести к признанию ценной бумагой любой долговой расписки. В ГК РФ в качестве такого критерия принято соответствие документа признакам, перечисленным в ст.142, а также его отнесение к числу ценных бумаг законом или в установленном законом порядке (ст.143 ГК РФ).
У законодателя, очевидно, отсутствует ясное понимание характера прав, которые могут быть удостоверены ценными бумагами. Так, в определении ГК прямо предусматривается возможность удостоверения лишь имущественных прав, в то время как в Законе "О рынке ценных бумаг" признается возможность удостоверения ценными бумагами совокупности имущественных и неимущественных прав [1, c. 258].
Выявить причины указанных различий и обозначить возможные пути их устранения позволит анализ признаков ценной бумаги.
Разные авторы приводят различное количество признаков. Так, в трудах юристов начала нашего века в качестве единственного определяющего признака приводится начало презентации, а современные отечественные исследователи насчитывают от двух до шести признаков.
На наш взгляд, исчерпывающей, наиболее лаконичной и в то же время достаточно детализированной является следующая совокупность признаков ценной бумаги. Такая бумага удостоверяет субъективные гражданские права; соответствует началу презентации; обладает свойством публичной достоверности; соответствует легальным основаниям отнесения к числу ценных бумаг (причислена законом и т.п.). Проанализируем каждый из названных признаков.
Права, удостоверяемые ценными бумагами. Общепризнанно, что бумага становится ценной не сама по себе, а потому, что удостоверяет право на что-то, имеющее ценность. В то же время проблема юридической природы удостоверяемых прав не находит однозначного решения ни в современной цивилистической науке, ни в законодательстве.
В соответствии с современной доктриной удостоверяемые ценными бумагами права могут быть обязательственными, вещными или корпоративными (права участия в акционерном обществе). Последние, по мнению большинства исследователей, являются комплексными, включая в себя как имущественные, так и личные неимущественные правомочия (в том числе определяющее для акции правомочие на участие в управлении делами АО).
Начало презентации. Как уже отмечалось, бумага становится ценной не сама по себе, а потому, что выражает право на что-то, имеющее ценность. В то же время ценной бумагой может быть признан не каждый документ, свидетельствующий о праве на ценность, а только тот документ, который право на ценность ставит в тесную связь с бумагой. Таким образом, предъявление бумаги (ее "презентация") оказывается необходимым для осуществления выраженного в ней права.
Необходимость такого предъявления бумаги имеет двоякое значение. Во-первых, предъявление бумаги необходимо кредитору для его легитимации в качестве субъекта выраженного в ней права. Во-вторых, лицо, обязанное по бумаге, может выполнить свою обязанность только в отношении предъявителя бумаги.
Описанное свойство является важнейшим в теории ценных бумаг и носит название "начало презентации".
Из-за необходимости соответствия ценной бумаги началу презентации в ней не может быть выражено правоотношение, в силу которого обе стороны взаимно приобретали бы права и обязанности, так как сторона, не владеющая бумагой, не сможет в этом случае осуществить принадлежащих ей прав.
Из начала презентации следует, что право собственности или иное вещное право на документ должно быть таким образом связано с правом, инкорпорируемым в нем, что без него оно не может быть ни осуществлено, ни передано (право "из бумаги" следует за правом "на бумагу"). Верно и обратное утверждение (т.е. право "на бумагу" следует за правом "из бумаги"). Невозможно осуществить передачу права на бумагу без права из бумаги и наоборот.
Свойство публичной достоверности. Считается, что свойством публичной достоверности обладают ценные бумаги, содержание которых, безусловно, определяет права их добросовестного приобретателя. Тот, кто приобретает такую бумагу, добросовестно доверяя ее содержанию, приобретает выраженное в ней право таким, каким оно является согласно этому содержанию.
Указанное свойство выражено в п.2 ст.147 ГК РФ, в соответствии с которым отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие основания обязательства или на его недействительность, не допускается.
Уже давно отмечалось, что свойство публичной достоверности не следует рассматривать в качестве следствия абстрактного характера ценной бумаги. В самом деле, большинство ценных бумаг имеют каузальный характер, т.е. в их содержании имеется указание на соответствующую хозяйственную сделку (сделку, преследующую целью получение хозяйственного результата - обмен благ, дарение и т.д.).
Таким образом, ограничение возражений обязанного лица зависит не от абстрактности ценной бумаги, а от особого способа легитимации ее держателя в качестве субъекта соответствующего права.
Публичная достоверность ценной бумаги означает, во-первых, что отказ от исполнения обязательства, воплощенного в ней, лицу, легитимируемому бумагой, возможен лишь в случае приведения должником возражений: а) касающихся действительности бумаги (недееспособность должника во время составления бумаги, несоответствие бумаги установленным реквизитам и т.п.); б) вытекающих из содержания бумаги (из определения времени и условий исполнения, указанных в документе, и т.д.); в) полагающихся должнику непосредственно против кредитора. К числу последних относятся: возражения, которые вообще ставят под вопрос правоприобретение данного держателя (в частности, путем ссылки на то, что он приобрел бумагу у недееспособного лица); возражения, посредством которых должник прекращает соответствующее право требования или уменьшает размер своего долга (требование о зачете встречного однородного требования). Исключены возражения, основанные на отношениях обязанного лица с предшественниками добросовестного приобретателя.
Публичная достоверность ценной бумаги означает, во-первых, что должник освобождает себя от обязательства по бумаге, исполнив таковое легитимированному лицу, хотя бы при этом должник и не проверял никаких иных обстоятельств. Данное свойство, очевидно, находится на стыке публичной достоверности и начала презентации и основано на том, что, в отличие от обыкновенных именных ценных бумаг, ценные бумаги в собственном смысле слова (предъявительские, ордерные, именные) способны легитимировать своего держателя, даже если он не является действительным субъектом права "из бумаги".
Легальные основания отнесения документа к числу ценных бумаг. Еще в начале нашего века было замечено, что на практике определение того, принадлежит ли документ к числу ценных бумаг, может в ряде случаев оказаться затруднительным. Очевидное решение данного вопроса может состоять в выяснении действительной воли сторон - желали ли они сделать бумагу необходимой для осуществления выраженного в ней права или нет. Однако в реальной жизни вряд ли целесообразно каждый раз заниматься выяснением действительной воли сторон, в связи с чем были выработаны легальные основания, при соответствии которым ценная бумага признается таковой законодательством различных государств.
Первое основание - принадлежность документа к такому типу, который обычно рассматривается в обороте как ценная бумага. Данный критерий в основном характерен для стран "общего права", где определения документов, по свойствам соответствующих ценным бумагам континентального права, обычно включают в себя, в том числе условие общепризнанности на фондовых биржах или рынках или в той сфере, в которой они выпущены или находятся в обращении.