Наблюдение прекращается принятием арбитражным судом соответствующего решения, на основании ходатайства первого собрания кредиторов.
Характеризуя период наблюдения в целом, следует отметить, что он является своего рода мерой по обеспечению требований кредиторов. Так, с момента принятия к производству заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд назначает внешнего управляющего, целью которого является контроль за действиями управляющих должника для обеспечения сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния.
Поскольку на момент принятия к производству заявления не ясно, является ли должник фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли должник удовлетворить требования кредиторов в полном объеме), то введение периода наблюдения и возможное ограничение полномочий руководителей должника в распоряжении имуществом должника являются разумным компромиссом между соблюдением интересов должника и его кредиторов.
2.2 Внешнее управление
Среди всех процедур банкротства внешнее управление является наиболее приоритетной. Это связано, в первую очередь, с тем, что данная процедура, в случае достижения ее целей обеспечивает как полное удовлетворение интересов кредитора, так и сохранение бизнеса должника.
Под внешним управлением, иначе называемым судебной санацией закон понимает процедуру банкротства направленную на восстановление платежеспособности должника.
Необходимо заметить, что процедура внешнего управления не применяется при банкротстве кредитных организаций, что, по моему мнению, связано с особенностью применения ими широкого спектра мер по предупреждению банкротства.
2.2.1. Последствия введения внешнего управления
На мой взгляд, основным последствием введения внешнего управления является отстранение руководства должника от управления делами должника и возложение упомянутых обязанностей на внешнего управляющего. Поэтому в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего ему передается бухгалтерская и иная документация должника – юридического лица, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.
С введением внешнего управления все ранее принятые меры обеспечения требований кредиторов отменяются, а арест на имущество должника и другие ограничения могут налагаться лишь в рамках процесса банкротства.
Осуществление мер по восстановлению платежеспособности должника невозможно без приостановления исполнения должником денежных обязательств и обязательных платежей. С этой целью на весь период внешнего управления распространяется мораторий.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов означает приостановление исполнения судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления.
Установление моратория приводит к тому, что в течение достаточно продолжительного периода, равного срокам проведения внешнего управления должник освобождается от необходимости расходовать имеющиеся у него денежные средства, на удовлетворение требований кредиторов, что, безусловно, является серьезной экономической льготой. Следует отметить, что прежний закон распространял действие моратория лишь на требования кредиторов к должнику, не затрагивая при этом действие финансово-экономических санкций. В результате шансы должника на восстановление платежеспособности были ничтожно малы, так как на всем протяжении периода внешнего управления сумма санкций неуклонно возрастала до громадных размеров. Новый закон преодолел эту тенденцию, распространив действие моратория на неустойки, штрафы пени и иные финансово-экономические санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащих уплате процентов.
Кроме этого, не осуществляется взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном или безакцептном порядке.
Анализируя статью 70 ЗоН[22], следует заметить, что, говоря о приостановлении исполнения исполнительных документов в период действия моратория, в пункте 2 законодатель выделяет ряд исключений, касающихся «исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом». Однако пункт 5 упомянутой статьи, устанавливая, что мораторий не распространяется на вышеуказанные требований, не выделяет требования о возмещении морального вреда. М.И. Брагинский, комментируя Закон о несостоятельности, в частности, отмечает: «Отсутствие в соответствующей норме (п. 5 ст. 70 Закона о банкротстве) требования о возмещении морального вреда объясняется, очевидно, тем, что оно рассматривается как составная часть требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина».[23]
Также мораторий распространяется на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от выполнения обязательств должника, причиненных односторонним отказом. Представляется, что отказ от исполнения договора возможен даже в том случае, если контрагент выполнил свои обязательства. Расторжения сделок, заключенных с согласия арбитражного управляющего, влечет для должника ответственность по нормам ГК, т.е. в полном объеме, включая неполученные доходы. Однако в данном случае на требования кредиторов также распространяется мораторий.
В целях удовлетворения интересов кредиторов и компенсации их потерь на момент введения внешнего управления на все «замороженные суммы» начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. В последствие, «по окончании внешнего управления неустойки, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить по денежным обязательствам и обязательным платежам подлежат уплате в размерах по положению на момент введения внешнего управления»[24].
Мораторий невозможно применить к тем требованиям кредиторов, срок исполнения которых наступил уже после того, как было принято решение о введении внешнего управления.
Внешний управляющий также как временный и конкурсный должен отвечать всем требованиям, иметь права, исполнять обязанности, нести ответственность установленные для всех арбитражных управляющих. Статья 72 ЗоН указывает, что внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с моментом введения внешнего управления, а при невозможности этого в последующий срок, не превышающий один месяц, при этом полномочия внешнего управляющего осуществляются временным управляющим.
В своем определении суд руководствуется решением собрания кредиторов по поводу кандидатуры управляющего, а при отсутствии такого решения, принимает к рассмотрению предложения заинтересованных лиц, участвующих в деле. При этом законодатель не устанавливает запрета выдвигать на должность внешнего управляющего кандидатуру временного управляющего. Помимо этого, суд может назначить на эту должность лицо, зарегистрированное в арбитражном суде в качестве арбитражного управляющего, или обратиться, как уже было написано выше, в федеральный орган по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса кандидатура внешнего управляющего представляется суду органом управления топливно-энергетическим комплексом[25].
О назначении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению.
Для реализации целей внешнего управления закон наделяет управляющего полномочиями руководителя должника, что обусловливает необходимость исполнять определенные обязанности и осуществлять соответствующие права.
2.2.3. Права и обязанности внешнего управляющего
Внешний управляющий имеет следующий ряд прав:
Самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, предусмотренными федеральным законом.
Данные ограничения касаются заключения крупных сделок, т.е. сделок предметом которых является имущество должника, балансовая стоимость которых превышает двадцать процентов балансовой стоимости активов на момент заключения сделки; сделок в которых имеется заинтересованность; а также решений влекущих за собой увеличение расходов должника на потребление. Такие сделки могут осуществляться только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов. Однако планом внешнего управления могут быть предусмотрены исключения из этого правила.
Заключать от имени должника мировое соглашение.
Заявлять отказ от исполнения договоров должника.
По поводу отказа внешнего управляющего от исполнения должником своих обязательств по договорам можно добавить следующее: данное право предоставляется в течение трех месяцев с момента введения внешнего управления. Отказ предполагает наличие одного из нескольких обстоятельств:
договор рассматривается как долгосрочный либо рассчитан на получение реального положительного результата лишь в долгосрочной перспективе;
исполнение данного договора влечет убытки для должника по сравнению с другими аналогичными договорами, заключаемыми при идентичных обстоятельствах;
при других обстоятельствах, ухудшающих финансовое положение должника и препятствующих восстановлению его платежеспособности.