Смекни!
smekni.com

Основные правовые системы современности (стр. 4 из 6)

Мусульманское право представляет собой яркий пример “права юри­стов”. Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нор­мативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на пра­воведа, авторитет которого общепризнан.

3.2. Мусульманское право в современном мире.

До начала XIX в. социально-экономические условия существования мусульманского мира менялись очень медленно, поэтому шариат, не­смотря на застывшую архаичность его догматов, вполне соответствовал им. Однако с упадком Османской империи на Ближнем Востоке усилилось политическое влияние западно-европейских государств. Лидеры мусуль­манского мира осознали, что для того, чтобы выдержать политическую и экономическую конкуренцию с западными странами, необходима модерни­зация государственного управления и права.

С середины XIX в. начался процесс законодательных реформ. В сферу отношений, ранее традиционно регламентировавшихся мусульман­ским правом, стали вторгаться нормативные источники европейского происхождения. Главным образом этот процесс затронул сферы, в кото­рых конфликт с традиционными исламскими нормами был не слишком ост­рым, в частности, торговое и морское право. Власти Османской империи пошли еще дальше. Была принята так называемая Маждалла (1869-1876 гг.) — закон, состоящий из 1850 статей о собственности и обязатель­ственном праве. Этот закон открыто не порывал с правилами шариата, но они были облечены в форму параграфов в европейском стиле и вве­дены в действие с санкции государства. Он был необходим потому, что светские суды, получившие полномочия на рассмотрение споров о собст­венности и обязательствах, едва ли могли опираться на средневековые мусульманские нормы.

В Британской Индии мусульманское право с течением времени так много заимствовало из общего права, что даже появилась возможность говорить об “англо-магометанском праве”.

В 1876 г. в Египте начал действовать гражданский кодекс, со­ставленный в основном по французскому образцу. Египет перенял также в общих чертах и французский торговый кодекс. Так появилась отрасль торгового права, до того неизвестная в мусульманском праве. И в дру­гих странах Ближнего Востока за исключением Иордании, Кувейта и не­которых других государств Аравийского полуострова были приняты граж­данские кодексы западного образца. Однако они не затрагивали семей­ного права.

Семейное и наследственное право подверглись законодательным ре­формам в ХХ в. Законы о семейном праве были приняты в Египте и Су­дане. В Турции реформа семейного и наследственного права была осуще­ствлена в 1926 г. Порывая с традиционными мусульманскими канонами, новые законы осудили многобрачие, право одностороннего расторжения брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. Иранский гражданский кодекс, промульгированный в 1927-1935 гг., также явился кодификацией модернизированного мусульман­ского права в сфере семьи и наследования. Кодексы личного статуса были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Египте, Иордании, Ираке и не­которых других мусульманских странах.

После второй мировой войны законы, регулирующие наследование и семейные отношения, были приняты почти во всех арабских государст­вах.

Проникновение европейского права в мусульманские страны весьма значительно, и этот процесс, связанный с международной интеграцией и экономическим сотрудничеством, в принципе необратим. Значение, сфера действия и удельный вес мусульманского права уменьшилось, а само право, во всяком случае по своей внешней форме, многое восприняло от европейских кодификаций. Однако отмеченную тенденцию не следует пре­увеличивать, особенно в свете активизации ислама, которая за послед­ние годы характеризует политическую жизнь многих государств. Эта ак­тивизация сопровождается в том числе и требованиями отказа от запад­ных правовых моделей, полного восстановления всех норм мусульман­ского права (например, в Иране).

Многие мусульманские государства заявляют в своих конституциях и законах о верности принципам ислама. Есть такие положения, в част­ности, в конституциях Марокко, Туниса, Сирии, Мавритании, Ирана, Па­кистана.

Мусульманское уголовное право устанавливает четко определенные наказания (причем весьма суровые) за такие преступления, как убий­ство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Нака­зание за остальные преступления определяет сам судья по своему ус­мотрению.

Принятая в 1979 г. Конституция исламской республики Иран про­возглашает, что все законодательство, в том числе уголовное, должно соответствовать шариату, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные им меры наказания. В 1981 г. вступил в силу так называемый закон о киншасе, 199 статей которого повторяют поло­жения традиционного мусульманского уголовного права (широкое приме­нение смертной казни, наказание плетьми, избиение камнями, наказание по принципу талиона). Процесс исламизации затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавритания).

Мусульманское судопроизводство довольно простое. Единоличный судья рассматривает дела всех категорий. Иерархия судов обычно не существует. Сегодня в некоторых странах мусульманские суды ликвиди­рованы и заменены судами обычного судопроизводства (Турция, Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Марокко, Гвинея). Однако во многих арабских государствах мусульманские суды продолжают играть немалую роль в ме­ханизме регулирования общественной жизни. Как правило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования с точки зрения их религиозно-правовой подготовки.

Мусульманское право, несмотря на существенное влияние со сто­роны европейских правовых систем, все же остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара.

4. Индусское право

В настоящее время индусское право распространяется на 300-350 млн. индусов. Подавляющее большинство их проживает в республике Ин­дия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения). Та­ким образом, нормы индусского права применяются ко всем индусам не­зависимо от места их жительства, которые исповедуют сложную систему религиозных, философских и социальных взглядов, именуемую индуизмом.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощение душ и касто­вом делении общества. Согласно этому учению, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его буду­щего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни.

В отличие от христианства, иудаизма и мусульманства, которые обосновывают идею равенства всех людей перед богом, индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерар­хические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Традиционно выделяют четыре боль­шие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрия (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Переход из одной касты в другую невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запят­нана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые послед­ствия, признаваемые в судебном порядке (например, признание в опре­деленных случаях действительным брака между членами разных каст, оп­ределение правового положения детей от таких браков и т.д.).

На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отме­нены все правила об ответственности за нарушение норм о кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит в более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него — незаконнорожденными.

Главная черта индусского права — тесная связь с религией. Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, мо­ральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Индусская система права — одна из древнейших в мире. Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные в далекой древности, во втором тысячелетии до н.э. и даже раньше, — содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолко­вывать как правила поведения. Правда, хотя индусы и считают веды бо­жественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского общества было весьма незначи­тельным.

Дальнейшее развитие права связано с дхармашастрами — обширными сводами правил поведения, приписываемых известным ученым. Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману (второе тысячелетие до н.э.). В них содержится относительно упорядоченная система правил, которые с определенной долей условности можно назвать юридическими.