Смекни!
smekni.com

Информационная безопасность Российской Федерации (стр. 9 из 10)

В духовной сфере в качестве угроз определяются: неконтролируемое расширение сектора зарубежных масс-медиа в российском информационном пространстве, использование зарубежными специальными службами средств массовой информации, действующих на территории России, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации, вытеснения русского языка в большинстве постсоветских государств и т.д. [1, c. 8-9].

В ответ составители доктрины предлагают заняться духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения и содействовать укреплению патриотизма [10, c. 188-189].

В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах в качестве основной внешней угрозы рассматривается деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля над функционированием информационных и телекоммуникационных систем. Естественной защитной мерой называется усиление защиты информации.

И, наконец, угрозами в сфере обороны для современной России являются:

Все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

Информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;

Диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;

Деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов РФ в сфере обороны [10, c. 193].

Помимо этого, в качестве внутренних угроз для обороноспособности Российской Федерации указаны такие факторы как возможная подрывная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных Сил РФ и их боеготовность, а также нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.

Для преодоления этих проблемы предлагается систематически выявлять потенциальные угрозы и их источники, структурировать цели обеспечения информационной безопасности в области обороны и определять соответствующие практические задачи; осуществлять защиту информации, которая имеет военное значение, а также более активно применять специфические армейские методы защиты (маскировка, разведка, радиоэлектронная борьба и т.д.).

В целом противодействие информационным угрозам в сфере обороны является одной из наиболее сложных и многофакторных задач по обеспечению национальной безопасности, так как подразумевает целый комплекс психолого-идеологических мероприятий, направленных на сохранение боеспособности вооруженных сил государств и иных силовых структур в мирное и военное время [12, c. 64-69].

Разведывательная деятельность специальных служб иностранных государств, а также международных преступных сообществ, организаций и групп, связанная со сбором сведений, раскрывающих задачи, планы деятельности, техническое оснащение, методы работы и места дислокации специальных подразделений и органов внутренних дел рассматривается также в качестве первостепенной угрозы для объектов обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах.

Еще одной внешней угрозой является деятельность иностранных государственных и частных коммерческих структур, стремящихся получить несанкционированный доступ к информационным ресурсам правоохранительных и судебных органов. В данном случае также предлагается обеспечить высочайший уровень защиты конфиденциальной информации и повышать уровень подготовки соответствующих специалистов [10, c. 195-197].

Необходимо также отметить, что особое значение в процессе обеспечения информационной безопасности придается международному сотрудничеству в этой сфере. Такое взаимодействие Российской Федерации с другими государствами заявлено как неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других видов взаимодействия стран, входящих в мировое сообщество. Это сотрудничество должно, по мнению разработчиков доктрины, способствовать повышению информационной безопасности всех членов мирового сообщества, включая Российскую Федерацию [10, c. 198].

Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в этой области являются:

запрещение разработки, распространения и применения так называемого «информационного оружия»;

обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам и каналам связи;

координация деятельности правоохранительных органов стран, входящих в мировое сообщество, по предотвращению компьютерных преступлений;

предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли, к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организационной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми.

При этом авторы доктрины подчеркивают необходимость интенсивного взаимодействия России с другими странами СНГ [10, c. 199]. Исходя из этого, необходимо еще раз обратить внимание на важность детального анализа и заимствования отдельных положений российской доктрины в ходе разработки нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь.

Помимо этого, представляется необходимым как в нашей стране, так и в России в рамках дальнейшей разработки документов, регламентирующих защиту информационных интересов обеих стран рассмотреть необходимость присутствия в концептуальных документах такой важной составляющей как совместные действия по обеспечению информационной безопасности Союзного Государства Беларуси и России [3, c. 12-13].

К настоящему времени созданы все условия для обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, которое подразумевает всестороннее противодействие имеющимся рискам и угрозам на основании принятой в начале 2000-х годов и действующей в настоящее время политико-правовой основы для этой деятельности.

Таким образом, осуществленный в данной главе анализ Доктрины информационной безопасности Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, принятая в 2000 г. доктрина представляет собой основополагающий документ, который не только определяет сущность и содержание информационной безопасности такого значимого субъекта международных отношений, как Россия, но и достаточно подробно описывает отдельные ее составляющие, исходя из современных условий социально-политического, экономического и духовно-гуманитарного развития российского государства.

Во-вторых, доктрина явилась нормативно-правовой основой для дальнейшей деятельности российского разведывательного сообщества, правоохранительной судебной системы, позволив не только определить и классифицировать угрозы и риски для информационной безопасности Российской Федерации, но предоставив возможность разработать комплекс мер, направленных на их предотвращение таких угроз. Особое внимание заслуживает детальное рассмотрение специфических рисков, которые характерны для отдельных направлений государственной политики, и выявление наиболее эффективных методов борьбы с ними.

В-третьих, российская доктрина может стать моделью для разработки, принятия и практической реализации аналогичных нормативно-правовых актов в других постсоветских странах, особенно учитывая то обстоятельство, что Россия как великая держава сталкивается с несравнимо большим объемом рисков и угроз, чем средние и малые государства. Помимо этого, анализируя содержание доктрины и пытаясь адаптировать его к белорусским условиям, следует обратить внимание на различный потенциал специальных и разведывательных служб Республики Беларусь и Российской Федерации.

Аналогичное утверждение может в полной мере относиться и к структурам правоохранительной и судебной системы обеих стран. По этой причине, заимствуя российский опыт, необходимо внимательно сопоставлять возможности обоих государств и детально проанализировать стоящие перед белорусскими и российскими исполнительными и судебными структурами цели и задачи.

Заключение

Проведенный в данной работе анализ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод, что именно это направление государственной политики России является на сегодняшний момент одним из приоритетных элементов внешнеполитической стратегии российского государства. Поскольку эффективность информационной безопасности в значительной степени определяет место и роль любого государства в мировой политике, то правительство России начало уделять особое внимание реализации этой задачи в первой половине 2000-х годов. В этот период российская внешняя политика претерпела наиболее значимые изменения, вызванные постепенным преобразованием постсоветского пространства под усиливающимся контролем других влиятельных субъектов международных отношений.

В этих условиях Российская Федерация предприняла ряд усилий, направленных на укрепление присутствия в мировом информационном пространстве. Анализ этих действий, проведенный в данной работе, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, государственная информационная политика России нацелена в настоящее время на формирование и поддержание благоприятного имиджа российского государства. С этой целью используется деятельность структур внешнеполитического и внешнеэкономического аппарата (дипломатических и консульских представительств, информационных центров, торговых домов и т.д.), которые не только выполняют свои прямые обязанности, но и обязаны пропагандировать российские традиции и культурные ценности.