Смекни!
smekni.com

Конституционная защита прав и свобод человека. (стр. 4 из 6)

Что же касается мировой практики, то во Франции право на достоинство не закреплено ни в одном акте конституционного зна­чения. Но, согласно преамбулам двух Международных Пактов 1966 года, ратифицированных и опубликованных во Франции, "Достоинс­тво присуще каждому человеку".

Вывод: Таким образом, мы видим, что Конституция РФ соблю­дает международные нормы, более того, существенно уточняет де­тали, что,безусловно, способствует защите права на достоинство. Что же касается вопроса о практической реализации данной нормы, то необходимо отметить, что на данный момент уже имеются преце­денты исков о защите чести и достоинства граждан, существуют соответствующие статьи и институты реализации защиты этого пра­ва.

ЗАЩИТА ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

Согласно статье 2 Декларации 1789 года неприкосновенность личности относится к разряду естественных и неотъемлемых прав человека. "Целью всякого политического объединения является за­щита естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению."

По объективным причинам в Конституции РФ 1993 года этот вопрос освещен более подробно. Ст. 22 гласит: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей до­пускаются только по судебному решению. До судебного решения ли­цо не может быть задержано на срок более 48 часов".

Такое определение приемлемо, ибо неприкосновенность -колы­бель всех гражданских учреждений и, надо заметить, что Деклара­ция 1789 года в этом вопросе нисколько не устарела. Более того, она закрепляет право на сопротивление угнетению, которое от­сутствует в Конституции РФ 1993 года. Можно конечно говорить, что этот принцип - пережиток смутных времен, однако, на мой взгляд, он имеет смысл и сейчас, особенно для России, потому что у нас отсутствуют демократические традиции и стабильность общества низкая.

Стоит также обратить внимание на то, что монархические го­сударства, развивавшиеся в средние века, тоже ставили цель за­щиты права личности на неприкосновенность. Не ради этого ли мо­нархия узурпировала у нации или у народа суверенные права?

Безусловно, государство упорядочивает общество, предостав­ляя гражданам право на неприкосновенность и прежде всего обес­печивает функционирование правосудия как основы этого права. Но кроме того государство обеспечивает за гражданами материальные предпосылки такой неприкосновенности, что согласно Преамбуле Конституции 1946 года, а также Конституции РФ гарантирует инди­виду сохранение его личности, имущества, а также защиту закон­ных прав и интересов.

Поэтому, рассматривая вопрос о защите права на неприкосно­венность личности, я счел уместным разбить его на четыре пунк-

та:

- право на правосудие;

- материальная безопасность лиц и имущества;

- юридическая защита личности;

- юридическое обеспечение реализации прав.

Защита права на правосудие.

Личность вправе обращаться в суд; перед лицом правосудия все равны. Это следствия из принципа равенства, которые были изложены выше.

Правосудие есть не идеал справедливости, ибо степень спра­ведливости правосудия зависит от условий времени, места, гос­подствующих воззрений и верований. Правосудие есть система, преследующая общеполезные цели, как организация процесса, поз­воляющая обеспечить соблюдение права. Следовательно правосудие есть один из аспектов обеспечения защиты неприкосновенности граждан, их имущества, а также защиты охраняемых законом прав и интересов.

Право на правосудие - изначальный аспект права на непри­косновенность; оно имеет под собой конституционное обоснование в форме разделения властей(ст. 16 Декларации & ст. 10 Конститу­ции РФ).

"Государственная власть в Российской Федерации осуществля­ется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."(10 ст. КРФ)

"Всякое общество, в котором не обеспечено пользование пра­вами и не проведено разделение властей, не имеет конститу­ции."(ст.16 Декларации).

"Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия(или бездействие) органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, общественных объ­единений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по

защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся

внутригосударственные средства правовой защиты"(ст. 46

КРФ).Аналогов этой статьи в Конституции Франции не обнаружено. "Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела

в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено за­коном.

Обвиняемый в совершении преступления имеет право на расс­мотрение его дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом."(ст. 47).

С помощью этих двух статей защищается возможность свобод­ного доступа к правосудию. Эти принципы отсутствуют в Конститу­ции Франции, но содержаться в уголовном и гражданском кодексах республики.

Нельзя не затронуть вопрос о профессиональной подготовке судей. Согласно статье 119 Конституции РФ "Судьями могут быть граждане Российской Федерации...имеющие высшее юридическое об­разование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет." Французская Конституция таких ограничений не накладывает, так как во Франции существует разветвленная система третейских судов. Организация подобного рода судов является демократичес­ким проявлением и логическим продолжением идеи, заложенной в институте присяжных заседателей.

Также важно затронуть вопрос о независимости судей. Поче­му? Ответ лежит на поверхности. Только независимый судья спосо­бен на беспристрастное рассмотрение дела. Следовательно, только независимый судья может обеспечить должную защиту прав и свобод человека и гражданина. Но здесь есть один нюанс: при всей неза­висимости решение(приговор) судьи потенциально должны иметь возможность обжалования. Все это отражает наша и, в меньшей ме­ре, французская Конституции.

"Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону."(ст. 120 КРФ), "Судьи несменяемы"(ст.

121), "Судьи неприкосновенны"(ст. 122).

Принцип независимости судебной власти закреплен и в ст. 64 Конституции Франции. Однако означает ли это независимость конк­ретного судьи? Конституция не дает ответа на этот вопрос. Он был рассмотрен Конституционным Советом.

"Судьи несменяемы", - гасит последний абзац ст. 64 Консти-

туции Франции. Подобная статья есть и в Конституции РФ(См. вы­ше). Но, на мой взгляд, принципы независимости судей и её обес­печения должны быть рассмотрены в Конституции более подробно, учитывая нынешнюю ситуацию в стране, когда третья власть факти­чески является придатком первых двух.

Вывод: Таким образом, рассмотрев данный пункт работы мы можем увидеть, что Конституция Российской Федерации в области защиты права личности на неприкосновенность соответствует меж­дународным стандартам, а судебная власть является непосредс­твенным защитником этого права, в связи с чем мы выяснили, что независимость суда и судей является важной основой справедливой защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защита материальной безопасности лиц и имущества.

В этом вопросе необходимо рассмотреть два аспекта пробле­мы:

1) предупреждение посягательства на лица и имущество;

2) обеспечение граждан, не имеющих для этого возможности, то есть социальная защита.

Законодательная власть, которая определяет объем основных гарантий, предоставляемых гражданам для реализации ими публич­ных свобод (ст. 34 КФ), и условия реализации свободы личнос­ти(ст.66 КФ) устанавливает также и границы пользования ими (ст. 4 Декларации). В числе этих границ значатся: необходимость обеспечения человеческого здоровья, обнаружения виновных в на­рушении закона и пресечения посягательств на установленный пра­вопорядок, в частности, с целью обеспечить безопасность личнос­ти и её имущества. Эти цели являются не только не только обще­полезными и общезначимыми, но и имеющими конституционное значе­ние.

"Право частной собственности охраняется законом"; "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению су­да."(ст. 35). Во Франции аналогичные гарантии дает ст. 17 Дек­ларации.

С другой стороны, Франция и Россия являются социальными государствами(ст.2 КФ; ст. 7 КРФ), и поэтому они обязались обеспечивать материальное состояние лиц, лишенных возможности

обеспечивать себя своими собственными усилиями. "Каждому гаран­тируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливают­ся законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворитель­ность."(ст. 39 КРФ).

"Всякое человеческое существо, лишенное возможности тру­диться по своему возрасту, физическому или умственному состоя­нию или экономическому положению, имеет право получать от кол­лектива средства, необходимые для существования."(Преамбула 1946 года)

Фактическое содержание статей очень близкое, Конституция РФ затрагивает более широкий круг вопросов.

Вывод: Таким образом, на фоне общей тенденции в мире к созданию социальных государств и "государств всеобщего благо­денствия", Конституция России также закрепляет социальную защи­ту населения. Однако практическая реализация данных норм нахо­дится на скандально низком уровне, граничащем с издевательством над теми, кого обязались защищать. Это объясняется многими объ­ективными и субъективными причинами. Но оправданием последние служить не могут.