Смекни!
smekni.com

Гражданское законодательство России в 1-й половине 19 века. (стр. 3 из 10)

Помещики, имевшие общее черезполосное владение, не имевшие "уса­дебных мест", не имели право строить что-либо без согласия других вла­дельцев, а должны были просить разрешения в Уездном Суде. Суд, рассматривая подобную просьбу, выделял место для усадьбы. При этом суд наблюдал за тем, чтобы никому "лучшие места, к обиде других, отводимы не были". Однако те помещики, которые имели все земли в одном мес­те, а не черезполосно, или имели усадебные земли, могли безпрепятс­твенно строиться на них (статья 553).

До раздела общего имущества, доходы с него, как и с имущества не­делимого, согласно статье 554, принадлежали всем соучастникам "по мере их частей". Распоряжение имуществом и управление им производилось по общему согласию.

По статье 555, имение, состоявшее в общем владении нескольких лиц, не могло быть "отчуждено" одним лицом без согласия остальных. Однако каждый соучастник имел право продать или заложить свою часть ("свой жребий"). Но другие соучастники имели право сохранить за со­бой эту часть, заплатив за неё "по оценке". В Примечании 1 к данной статье сказано, что правило о праве общей собственности государствен­ных крестьян, проживающих на собственных землях, на земли, оставленные им помещиками, но между ними [крестьянами] ещё не разделённые, изложе­ны в статье 827 Законов о Состояниях. В Примечании 2 к данной статье сказано, что особенные правила, соблюдаемые при взысканиях с одного или нескольких участников имения, состоявшего в общем владении, но не принадлежавшего к нераздробляемымимениям, изложены в статье 2062 книги 3 Законов о Судопроизводстве Гражданском.

Согласно статье 556, по действовавшим в Черниговской и Полтавской губерниях законам, никто не был обязан оставаться соучастником в общем имении, если не изъявлял на то своего согласия, поэтому каждый из соу­частников мог или просить выделения принадлежавшей ему части в общем владении имением, или уступить до раздела своё право на причитавшуюся ему из общего владения часть другому (в этом случае последний предс­тавлял то лицо, от которого к нему перешло данное право).

Здесь я хотел бы закончить рассмотрение вопроса "Право собствен­ности по Своду Законов Российской Империи", так как считаю, что дал все основные формулировки и положения, относящиеся к данному вопросу.

2. Имущественное право

В книге 2 ("О порядке приобретения и укрепления прав на имущество вообще"), разделе 1 ("О разных родах имуществ"), главе 1 ("О имуществе недвижимом, движимом, раздельном, нераздельном, благоприобретённом и родовом") и в главе 2 ("О имуществе государственном, удельном, принад­лежащем разным установлениям, общественном и частном") даётся класси­фикация имущества известного Своду Законов Российской Империи.

2.1. Имущество недвижимое, движимое, раздельное, нераздельное, благоприобретённое и родовое

Согласно статье 383 Свода Законов имущество могло быть недвижимым и движимым.

Недвижимым имуществом по закону считались земли, угодья, деревни, дома, заводы, фабрики, лавки, любые строения и пустые дворовые места (статья 384).

По статье 385 земли могли быть или населенными, или ненаселённы­ми. Ненаселённые земли назывались пустошами, порожними землями, степя­ми и иными местными наименованиями. К населенным землям принадлежали "состоящии на них церковные строения, господские и крестьянские до­ма, дворы, мельницы(а), мосты, перевозы, плотины и гати (б)" (статья 386).

К землям как населённым, так и не населенным принадлежали проте­кавшие по ним реки, находившиеся на них озера, пруды, болота, дороги, источники и т.д., а так же всё находящееся на поверхности земли и на­ходящиеся в недрах земли металлы, минералы и другие ископаемые (статья 387).

Согласно статье 388 фабрикам и заводам принадлежали все заводские строения, инструменты, посуда, приписные деревни и крестьяне, земли, леса, покосы, трубы, руды и другие ископаемые. В примечании к данной статье сказано, что деревни и крестьяне, купленные и приписанные к за­водам и фабрикам, согласно закреплённым выше положениям, не могли быть отделены.

По статье 389 к домам принадлежали части этих домов, составляющие внутреннюю и наружную отделку, а так же украшения, которые нельзя было отделить от здания без повреждения: мраморные, из красного дерева или иных материалов полы, мраморные, медные или чугунные камины, дорогие обои, зеркала в стенах и т.д.

В статье 390 записано, что "в числе принадлежностей недвижимых имуществ" полагались владенные указы, грамоты, крепости, межевые пла­ны, книги и другие документы, закрепляющие права лица на данное иму­щество.

Согласно статье 391 заповедным наследственным имениям принадлежа­ли все фамильные бумаги, драгоценности, произведения искусства, "соб­рания редкостей", книги и иные принадлежности, указанные в актах уч­реждения данных имений.

Принадлежности недвижимых имений, заложенных "в кредитных уста­новлениях",могли быть заложены вместе с имением, если отвечали требо­ваниям, изложенным в статьях 467 и 468 Кредитного Устава (статья 392).

Согласно статье 393 имущество, если оно могло быть разделено на несколько частей таким образом, что каждая часть могла составлять со­бой отдельное владение, называлось раздельным; если же "по существу" или по закону имущество не подлежало разделу, то оно называлось нераз­дельным.

По статье 394 , к нераздельному имуществу по закону принадлежали:

1) фабрики, заводы, лавки;

2) принадлежавшие государственным крестьянам, проживающим на собственных землях, участки земли, размером не более восьми десятин;

3) взятое в аренду;

4) золотосодержащие прииски, отводимые частным лицам на казённых землях для разработки;

5) майоратные имения в Западных губерниях;

6) участки, отводимые для поселения малоимущим дворянам по Высо­чайшему повелению.

В примечании 1 к данной статье сказано, что дворы причислялись к нераздельному имуществу, однако обывателям городов разрешено было раз­делять "обширные места и дворы" для продажи по частям. При этом размеры частей могли быть произвольными, но полиция должна была наблю­дать за тем, чтобы на случай пожара "тесноты между строениями не бы­ло". В примечании 2 к данной статье сказано, что особый порядок разде­ления дворов на части в С.-Петербурге указан в Строительном Уставе.

По статье 395 по желанию владельца, в связи с особенными обстоя­тельствами, по Высочайшему утверждению имущество могло быть объявлено нераздельным, и в этом случае получало название "заповедное наследс­твенное имение".

Недвижимое имущество могло быть благоприобретенным или родовым (статья 396).

По статье 397, благоприобретенным считалось следующее имущество:

1) "выслуженное или Всемилостивейше пожалованное";

2) купленное, подаренное (нужна была дарственная запись) или при­обретенное иным путем "из чужого рода";

3) купленное отцом у сына, который получил имущество от матери;

4) родовое имущество, которое было продано в чужой род, а потом приобретено снова;

5) купленное у родственника, за которым оно числилось как благоп­риобретенное;

6) полученное одним супругом после смерти другого;

7) нажитое собственным трудом.

Согласно статье 398, все движимое имущество и денежный капитал считался благоприобретённым имуществом, и о родовом происхождении дан­ного имущества не могло идти и речи. В примечании к данной статье ска­зано, что если "капитал" был получен детьми от родителей, а дети умер­ли бездетными, то данный капитал возвращался к родителям, но не как наследственное имущество, а как дар, полученный детьми от родителей.

Согласно статье 399 родовым считалось имущество:

1) полученное по праву законного наследования;

2) дошедшее от "первого его приобретателя" (в том числе и по ду­ховному завещению) к такому родственнику, который имел бы по закону право наследования данного имущества;

3) доставшееся "по купчим крепостям" от родственников, к которым оно перешло по наследству из того же рода;

4) здания и иные строения, возведенные владельцем в селении или городе на землях, полученных им по наследству 1).

В Черниговской и Полтавской губерниях родовыми считались только имения, полученные по праву законного наследования. Они считались от­цовскими, если достались после отца или родственников по отцовской ли­нии, и материнскими, если достались от матери или родственников по ма­теринской линии. Все остальные имения причислялись к благоприобретён­ным (статья 400).

Согласно статье 401, к движимому имуществу относились:

1) мореходные и речные суда;

2) книги, рукописи, картины и другие предметы, относящиеся к нау­ке и искусству;

3) домашние уборы;

4) экипажи;

5) земледельческие орудия;

6) все инструменты и материалы;

7) лошади и другой скот;

8) сжатый и молочёный хлеб;

9) запасы;

10) выработанные на заводах и находящиеся в наличии руды;

11) металлы, минералы и "всё то, что из земли извлечено" 2).

Наличный капитал, заёмные письма, векселя, закладные и все обяза­тельства принадлежали к движимому имуществу (статья 402).

Согласно статье 403, золотосодержащие прииски, отводившиеся част­ным лицам на казенных землях для разработки, признавались в отношении золотопромышленников движимым имуществом. Переход этого имущества от одного владельца к другому (по наследству и др.) происходил по прави­лам, установленным для движимого имущества. Обязательства, принимаемые наследниками данного имущества при переходе, оговорены в статье 2439 Горного Устава.