Смекни!
smekni.com

Гражданское законодательство России в 1-й половине 19 века. (стр. 5 из 10)

Согласно статье 1119, дети, "сопричтённые к законным" по особым Высочайшим указам, и введённые во все права, принадлежащие по роду и наследству законным детям, признавались во всех наследственных линиях законными 3). Родственники усыновлённых пользовались только правом наследования, которое принадлежало им по закону.

Свойство 1) не давало права наследования по закону (статья 1120).

3.2. Порядок наследования по закону

3.2.1. Общее положение

Согласно статье 1121, порядок наследования по закону между родс­твенниками определялся по линиям. Ближайшее право наследования имела нисходящая линия; при отсутствии оной, наследство "обращалось" или в побочную линию, или, в определённых случаях, к родителям и восходящим родственникам умершего 2).

По статье 1122, в каждой линии ближайшая степень исключала даль­нейшую. Например, при живом отце сын не мог наследовать за дедом.

Статья 1123 гласит, что если при открытии наследства, лицо "бли­жайшее или равное другим по степени родства не находится уже в живых", то место его занимали и в его степень вступали его дети, а после их смерти - их внуки и другие нмсходящие по порядку степеней 3). Это пра­во называлось "правом представления" 4).

В примечании к данной статье говорится, что в акте N 17910 от 5 апреля 1797 года этот порядок называется правом заступления.

Восходящие родственники не имели права представления (статья 1124).

По праву представления, наследство делилось не по числу лиц, а по числу колен, то есть все нисходящие наследники получали ту часть, ко­торую бы они получили, если бы были живы при открытии наследства (статья 1125).

По статье 1126, лица женского пола, призывались к наследованию и пользовались правом представления так же, как и лица мужского пола.

3.2.2. Порядок наследования в нисходящей линии

Согласно статье 1127, ближайшее право наследования за отцом или матерью 5) принадлежало их законным детям мужского пола; после их смерти на их место, по праву представления, заступали внуки; после смерти внуков - правнуки и т.д.

По статье 1128, дети мужского пола, "за выделом указанных частей" оставшемуся в живых супругу и дочерям, делили наследство между собой на равные части; внуки и правнуки делили по праву представления поко­ленно 1).

Дети, принадлежавшие одному из супругов (сводные), как и их нис­ходящие, наследовали только имения своих родителей; они не имели права на наследство отчима или мачехи (статья 1129).

Согласно статье 1130, дочь при живых сыновьях (сестра при брате), получала из всего наследственного недвижимого имения четырнадцатую часть, а из движимого - восьмую часть.

Статья 1131 гласит, что если после умершего владельца оставалось столько дочерей, что после выделения каждой из них указанной части, как из недвижимого, так и из движимого имушества, "сыновьи части" были меньше "дочерних", то поступали следующим образом: выделяли оставшему­ся супругу указанную часть, а остальное поровну распределяли между сы­новьями и дочерьми 2).

Если не оставалось ни сыновей, ни нисходящих от них, то в нас­ледство вступали дочери и нисходящие от них; при этом они делили нас­ледство по тем же правилам, что и сыновья (статья 1132).

По статье 1133, порядок наследования по нисходящей в Черниговкой и Полтавской губерниях был следующий:

1) имущество, оставшееся после отца, переходило к его законным детям мужского пола; после их смерти по праву представления на их мес­то заступали внуки, и так далее;

2) дети мужского пола делили наследство между собой "по равным частям поголовно", внуки и правнуки делили по праву представления по­коленно 3);

3) наследство дочерей в имении отца при сыновьях и их нисходящих заменялось назначением им приданого на основании пункта 2 статьи 1005 СЗРИ (данный пункт гласит, что если отец умирал не оставив завещания, оставив одну или несколько незамужних дочерей, или если оставил заве­щание, но не назначил для дочерей никакого приданого, то дочери при живых братьях должны были получить приданое из четвёртой части всего оставленного после отца имения);

4) если сыновей и нисходящих от них обоего пола не оставалось, то в наследство отцовского имущества вступали дочери и их нисходящие - они делили наследство между собой поголовно, а их нисходящие - поко­ленно;

5) любое имущество, оставшееся после матери (родовое и благопри­обретённое, недвижимое и движимое), её дети, как сыновья, так и замуж­ние и незамужние дочери делили между собой "по равным частям поголов­но", а их внуки и правнуки - по праву представления, поколенно 1);

6) если же сын или дочь получали от матери при её жизни часть её собственного имущества, первый "посредством выдела", а последняя - в приданое, то при открытии наследства они отстранялись "от участия" в нём, однако они не лишались права на то наследство, которое могло бы дойти до них после смерти матери по праву представления 2).

3.2.3. Порядок наследования в боковых линиях

Если после умершего владельца не оставалось нисходящих, то право наследования переходило в боковые линии (статья 1134).

В боковых линиях, при родных братьях и их потомках обоего пола, сёстры не имели право на наследство (статья 1135).

По статье 1136, ближайшая боковая линия исключала дальнейшую. Ес­ли была не одна боковая линия, а несколько равных между собой ,"исхо­дящие от одного родоначальника", то наследство поступало в них и дели­лось так же, как и в линиях нисходящих: ближайшая степень линии исклю­чала дальнейшую; равные степени делили наследство поголовно, а в сте­пень умерших вступало по праву представления их потомство и наследова­ло поколенно, даже если в обоих случаях наследники "не носили имени или прозвания умершего" 3).

Согласно статье 1137, ближайшее право наследования в боковых ли­ниях имели братья и их нисходящие; при отсутствии оных - наследовали незамужние и замужние сёстры и их нисходящие; при их отсутствии - наследовали дяди или тётки с их нисходящими и так далее.

По статье 1138, в боковых линиях родовые имения переходили: от­цовское - в род отца, материнское - в род матери. Имение, приобретён­ное бездетным владельцем, если о нём не было сделано особых распоряже­ний, также поступало в род отца за исключением случая, означенного в статье 1140.

Статья 1139 гласит, что в Черниговской и Полтавской губерниях, если умерший оставил после себя имение, доставшееся ему от матери, то данное наследство делили между собой по равным частям братья и сёстры; если же не было ни родных братьев, ни сестёр, ни их нисходящих, то со­образно с правилами, установленными в статье 1137, наследовали родные по матери дяди или тётки с их нисходящими и так далее.

Согласно статье 1140, в наследстве благоприобретённого имущества, оставшегося после владельца, умерщего бездетным без завещания и не имевшего ни родных братьев, ни сестёр, ни их потомства, прочим родс­твенникам предпочитались братья единоутробные и единокровные. Такое наследство поступало к ним одинаково как от приобретателей мужского, так и женсткого пола. Поскольку единоутробные и единокровные братья имели в данном случае равные права на наследство, то там, где имелись те и другие наследники, наследство делилось между ними как между род­ными братьями.

Когда же единоутробных и единокровных братьев "не осталось", то вышеуказанное право переходило к единоутробным и единокровным сёстрам и их потомству 1).

3.2.4. Порядок наследования в восходящей линии

По статье 1141, родители не наследовали после детей приобретённое последними имущество; но если дети умирали бездетными, то их имения отдавались в пожизненное владение отцу и матери "совокупно", однако во время пожизненного владения они не имели права ни продать, ни зало­жить, ни иным образом перевести имение куда бы то ни было 2). Но если имущество было приобретено не самими детьми, а "уступлено" сыну или дочери родителями при жизни последних в виде дара, и когда после умер­шего сына или дочери не осталось детей, а только наследники в побочных линиях, то вышеуказанное имущество, не как наследство, а как дар, возвращается к родителям, каждому то, что от него было получено (статья 1142) 3).

Согласно статье 1143, в Черниговской и Полтавской губерниях было постановлено следующее:

1) имущество, выделенное родителями сыну, если сын, не распоря­дившись этим имуществом, умирал бездетным, или если он и имел от брака детей, но они умерли не достигнув совершеннолетия ( даже если позже отца), возвращалось к отцу или матери в зависимости от того, кем дан­ное имущество было выделено. На этом же основании возвращалось родите­лям и приданое дочери после уё смерти;

2) родители наследовали благоприобретённое имущество своих детей в том случае, если их сын или дочь умирали бездетно и не оставляли после себя родных, или единокровных, или единоутробным братьев и сес­тёр, или их нисходящих.

Статья 1144 гласит, что денежные капиталы, внесённые в кредитные установления и оставшиеся в них после смерти бездетных вкладчиков, не сделавших на счёт вкладов никаких распоряжений, по требованию родите­лей и после предъявления ими надлежащих судебных свидетельств, обраща­лись в собственность родителей, если в представленных ими судебных свидельствах "будет означено, что те денежные капиталы признаны им [родителям] принадлежащими и от них к детям их дошедшими" 4).

Если же в выданном им от судебного места свидетельстве отмечено, что вышеуказанные капиталы не были получены детьми от родителей, а приобретены детьми самостоятельно, то родителям с данных капиталов вы­давались одни только проценты "по жизнь" (статья 1154) 1).

По статье 1146, если на вышеуказанные капиталы (статья 1144) пос­тупали требования от казны или частных лиц, утверждённые законным по­рядком, тогда данные капиталы "обращались" в первую очередь на удов­летворение таких требований (вне зависимости от их происхождения), а затем оставшаяся часть или передавалась в собственность родителей, или выдавались проценты "по жизнь", в зависимости от содержания выданных им свидетельств 2).