Смекни!
smekni.com

Наследственная масса как объект правоотношений (стр. 11 из 18)

Не сложно представить ситуацию, когда обладатель акций умирает как раз накануне общего собрания акционеров. Право собственности наследников умершего акционера на акции еще не оформлено (так как свидетельство о праве на наследство выдается по истечении 6-месячного срока со дня открытия наследства), и, следовательно, в реестре акционеров отсутствует запись о том, что эти акции в порядке наследственного правопреемства принадлежат теперь кому-либо из наследников умершего. Возникает вопрос, как будут учитываться эти акции и кому будет принадлежать право голоса умершего акционера?

В юридической литературе можно найти мнения юристов на эту тему, которые, однако, не ссылаясь на конкретные нормы закона, сходятся во мнении, что до выдачи нотариальной конторой свидетельства о праве на наследство и внесения на этом основании в реестр акционеров акционерного общества имени нового собственника эти акции участия в голосовании не принимают[23]. Данное разрешение вопроса может быть и правильно в той ситуации, когда количество принадлежащих наследодателю акций невелико. Но что делать в случае, если умерший являлся собственником большого пакета акций акционерного общества и при голосовании на общем собрании акционеров по вопросам повестки дня его голоса играют существенную роль в судьбе того или иного принимаемого решения?

Хорошо, если в этом случае есть лишь единственный наследник по закону и по завещанию, который обращается в нотариальный орган с заявлением о принятии наследства, тем самым фактически вступая во владение наследственным имуществом, что порождает переход права собственности на это имущество в порядке статьи 546 ГК РСФСР. Но если наследников несколько?

В этом случае мне представляется правильным решение вопроса следующим путем. Так как 6-месячный срок со дня открытия наследства не истек и доля каждого из наследников в наследственной массе еще юридически не оформлена, то можно было бы предположить, что акции находятся в общей долевой собственности наследников умершего акционера. Тогда правомочия по голосованию на общем собрании акционеров осуществляются по усмотрению всех участников общей долевой собственности одним из них либо их общим представителем, полномочия которых должны быть надлежащим образом оформлены (статья 57 Закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г.). При этом правильно было бы дать указание нотариальным конторам в таких ситуациях выдавать справки о факте открытия наследства и о составе всех наследников как по закону, так и по завещанию, имеющих право на получение определенной доли в наследственной массе, с целью внесения в реестр акционеров акционерного общества изменений о собственнике данного количества акций.

Тем не менее, судам еще предстоит не раз встретиться с подобной ситуацией, когда по истечении 6-месяного срока наследник получает свидетельство о праве на наследство (в данном случае на акции акционерного общества) и идет в судебные органы для обжалования того или иного решения, принятого на общем собрании акционеров без учета перешедших к наследнику акций, дающих право голоса. Думается, что с учетом актуальности данной проблемы выход будет вскоре найден.

В практике часто встречаются ситуации, когда собственник умирает, а его наследники, принявшие наследство, не спешат до конца оформлять свое право собственности на данный вид наследственной массы. Рассмотрим акции АО «АВТОВАЗ» и наиболее часто встречающуюся ситуацию.

До 01 апреля 1998 года номинальная стоимость акций АО «АВТОВАЗ» составляла 1000 рублей в масштабе цен до 01 января 1998 года. С 01 апреля 1998 года номинальная стоимость акций увеличилась до 500 рублей (деноминированных). Ввиду этого многие наследники умерших после 01 апреля 1998 года не оформляют наследство на акции, т.к. государственная пошлина значительно увеличилась, а количество акций при большом стаже работы умершего на заводе достаточно велико. При этом акции АО «АВТОВАЗ» на сегодняшний день не имеют большого хождения на рынке ценных бумаг. И продать их можно по цене значительно ниже номинальной.

Например, умершему 25 марта 1998 года принадлежало 85 акций АО «АВТОВАЗ». При выдаче свидетельства о праве на наследство нотариус взимает государственную пошлину в размере 85 копеек, так как на момент смерти наследодателя номинальная стоимость акций составляла 1000 неденоминированных рублей.

Умершему же 14 августа 1998 года принадлежало также 85 акций АО «АВТОВАЗ». При выдаче свидетельства о праве на наследство нотариус взимает государственную пошлину в размере 425 рублей, так как на момент смерти наследодателя номинальная стоимость акций составляла 500 деноминированных рублей.

Разница в государственной пошлине налицо. Поскольку наследниками являются чаще всего супруги-пенсионеры, платить пошлину в таком размере они не в состоянии, поэтому наследственные дела остаются не законченными.

И здесь возникает вопрос: Как поступить акционерному обществу с акциями и неполученными дивидендами умерших акционеров в случае отсутствия наследников или если последние по каким-либо причинам не оформили право наследства в установленный законодательством шестимесячный срок? Переходят ли в таком случае акции и дивиденды в собственность акционерного общества? Доктор экономических наук А.Фельдман так отвечает на поставленные вопросы: «Согласно пункта 20 Положения о порядке выплаты по акциям и процентов по облигациям от 10.01.92 года «дивиденд, не востребованный владельцем или его законным правопреемником или наследником в установленные для истечения исковой давности сроки, перечисляется в доход республиканского бюджета РФ». Тот же самый порядок (согласно действующему гражданскому законодательству) применяется и для невостребованных акций».[24]

Согласно пункта 3 статьи 1218 проекта части Ш ГК РФ «В состав наследства участника акционерного общества (акционера) входят принадлежавшие ему акции».

Наследование предприятия. В соответствии со статьей 213 ГК РФ предприятие может быть объектом права собственности гражданина. Говоря о наследовании предприятия следует подчеркнуть, «что:

во-первых, под предприятием в данном случае понимается имущественный комплекс, используемый предпринимателем в своей деятельности, а не самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;

во-вторых, речь идет преимущественно об индивидуально-частных предприятиях, поскольку во всех остальных случаях наследуется определенная доля или пай в имущественном комплексе предприятия. Исключение, правда, составляют акционерные общества закрытого типа, где может оказаться один учредитель, владеющий 100% акций (пункт 6 статьи 98 ГК РФ). Однако формально и в этом случае наследуется не предприятие в целом, а акции предприятия.»[25]

Предприятия наследуются в соответствии с общими нормами наследственного права, но с учетом специфики по составу имущества, которое отражается в самостоятельном балансе предприятия. При наследовании ИЧП долги предприятия не переходят лично к наследникам, а остаются за предприятием, так как имущество предприятия обособлено от личности наследодателя.

Статья 213 ГК РФ: «В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.»

Одним из таких видов имущества является гражданское оружие. Виды гражданского оружия - газовое оружие самообороны (пистолеты, револьверы); спортивное оружие (огнестрельное, холодное, в том числе метальное); охотничье оружие (огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное, холодное, в том числе метальное, пневматическое).

3.5. Оружие (гражданское)

Закон РФ «Об оружии» от 20 мая 1993 года определяет порядок оборота указанного выше оружия, а также регулирует деятельность органов внутренних дел (милиции) по контролю за оборотом.

В статье 21 Закона РФ «Об оружии» от 20 мая 1993 года №4992-1 говорится: «Дарение и наследование гражданского оружия производится в порядке, установленном законодательством, при наличии у наследника оружия или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение данного вида оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия оно сдается в орган внутренних дел на временное хранение до решения вопроса о наследовании имущества.»

Возникает вопрос: «возможна ли опасность правонарушения с использованием оружия лицами, в пользу которых осуществляется наследование оружия, но не имеющими лицензии на его приобретение или хранение? Как показывает анализ деятельности органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной работы, в большинстве случаев наследование осуществляется в пользу граждан, совместно проживающих с его владельцем, т.е. имеющих доступ к оружию или даже хранящих его и, более того, имеющих возможность в любой момент воспользоваться им. Случаи совершения правонарушений со стороны таких лиц с использованием гражданского оружия практически не имеют места.» [26]

Как отмечают далее авторы статьи Шалашов и Коренев в Законе Об оружии не урегулирован порядок перехода оружия в случае наследования, также требует некоторых уточнений понятие «хранение оружия без соответствующей лицензии». Никакими нормативным актом не предусмотрена обязанность сдачи оружия до решения вопроса о наследовании родственниками после смерти владельца оружия. Серьезным пробелом в действующем законодательстве является порядок регистрации газового оружия самообороны в результате наследования. Предлагают внести дополнения в Закон Об оружии, в части регистрации газового оружия при наследовании органами внутренних дел.