Смекни!
smekni.com

Правонарушение и юридическая ответственность. (стр. 2 из 4)

С пониманием юридической нормы связан вопрос о нормах прямого (непосредственного) и непрямого (опосредствованного) действия, возникающий применительно к конституционным положениям. В первом случае конституционные нормы применяются самостоятельно (прямо) при решении конкретных дел; во втором - они нуждаются в развитии, конкретизации через отраслевые нормы и могут применяться только в сочетании с последними. Так даже некоторые нормы конституции, определяющие избирательную систему, компетенцию высших органов государственной власти и управления, имеют конкретный характер и являются нормами непосредственного прямого действия. Не обладает признаками нормативности преамбула и положения-принципы конституции (имеющие впрочем, важное политическое значение). Они должны быть опосредствованы отраслевым законодательством.

Правила общежития, морально-этические принципы не относятся к источникам права. Они могут служить целям толкования правовых норм, выяснения их смысла, ничего не добавляя, не привнося в содержание закона.

Правовые нормы и правила общежития, этика, мораль не могут противопоставляться: поведение, соответствующее правовому предписанию, не может расцениваться как аморальное, неэтическое.

Абсолютно несостоятельны и вредны прочно укоренившиеся на "бытовом уровне" представления о том, что в том или ином конкретном случае суд должен был бы решить дело не по "формальной букве закона", а "по совести".

Пример:Супружеская пара долгое время прожила в незарегистрированном установленным порядком браке. Один из супругов умирает. Суд признаёт право наследования имущества (довольно значительного) за дальним родственником умершего. На решение не повлияли апелляции от имени трудового коллектива в административные и общественные инстанции с призывом "войти в положение", "решить по совести".

Существует представление о том, что возможно использование прав одним субъектом в противоречии с их назначением, в противоречии с правами и интересами других субъектов или общества, то есть, возможно, злоупотребление правом. Но термин "злоупотребление правом" лишен смысла, поскольку соединяет исключающие друг друга понятия. Осуществление права не может быть противоправным, а, следовательно, и злоупотреблением. Действия, называемые злоупотреблением правом в действительности совершаются за пределами права, когда лицо переходит границы разрешённого, то есть действует вопреки праву.

Только закон (нормативный акт) определяет границы права. Не исключается, что в отдельных случаях в самом законе граница проведена не в полном соответствии с общественными и личными интересами. Однако и в таких случаях изменение закона допустимо путём, указанным в законе, то есть изменение его законодателем. "Исправление", "улучшение" закона в порядке его применения, в том числе и судебной практикой, недопустимо.

В развитой, полноценной правовой системе должна соблюдаться некая юридическая иерархия норм и законность правовых актов. Существует иерархия между законами и подзаконными актами, а также иерархия самих законов и иерархия подзаконных актов. Законы неоднозначны по своей юридической силе. Высшей юридической силой обладают конституционные законы по отношению к текущим законам; союзные законы по отношению к законам союзных и автономных республик (Мы знаем, что именно так и было во времена, предшествовавшие пресловутой "перестройке" и последовавшей за ней не менее кошмарной "реформации" . Какой хаос царит в правовой системе так называемой "демократической " России - общеизвестно. Как в законодательной , так и в правоприменительной сфере) . Иерархия предполагает, что закон низшей юридической силы должен соответствовать закону высшей юридической силы; не подлежит применению текущий закон, противоречащий конституционному; не применяется республиканский закон, противоречащий союзному; не имеет силы закон, противоречащий новому закону равной юридической силы. Как и законы, подзаконные акты находятся в строгой иерархии.

Не исключено, когда подзаконный акт нижестоящего органа соответствует акту вышестоящего, однако последний издан с нарушением закона. В этом случае все подзаконные акты, не соответствующие закону, являются противозаконными. При коллизии подзаконных актов, изданных одним органом, применению подлежит более новый по времени издания акт.

Неисполнение предписаний нормативного акта, хотя и формально не отменённого, но не удовлетворяющего требованиям иерархии и законности, не может квалифицироваться как П.

1.3 Правонарушение - нарушение социальных интересов и справедливости.

Воля господствующих индивидов - класса, народа становится государственной волей, выраженной в праве и обусловленной классовыми или общенародными интересами. Следовательно, П. есть нарушение общественных и личных интересов.

Интересы возникают на основе потребностей как одной из первичных общественных связей, выражающих нуждаемость в необходимых условиях для существования и развития. Понимание потребностей, осознание необходимости их удовлетворения приводит к интересам.

Субъективное право - это предоставляемая государством через нормы объективного права юридическая возможность субъекта действовать (вести себя определённым образом), требовать соответствующего поведения от других, пользоваться социальным благом, обращаться за защитой к компетентным органам - в целях удовлетворения личных интересов.

П. нарушают как норму объективного права, так и общественные и личные интересы, субъективные права.

Охраняемый законом интерес характеризуют как юридически предусматриваемое стремление субъекта к достижению тех благ, обладание которыми дозволено государством.

Различие между субъективным правом и законным интересом усматривается в том, что первое может быть реализовано немедленно, является налично существующим, поскольку предусмотрено конкретным правовым предписанием, в то время как второй есть стремление к определённой пользе, благу, не гарантированное конкретной правовой нормой.

Пример: При отсутствии в аптеке необходимых медикаментов нарушается законный интерес гражданина, а не субъективное право, так как не существует правовых актов, которые порождали бы право на обязательное получение редких медикаментов в любое время. Все законные интересы не могут быть удовлетворены за отсутствием экономических возможностей государства и общества, и потому не всякий интерес превращён государством в субъективное право.

Право не может обгонять развитие производственных отношений и не считаться с экономическими возможностями, в противном случае материальные права, установленные в юридических нормах, превратились бы в пустые декларации.

Право неразрывно связано со справедливостью. Категория справедливости близка к категориям морали и этики. Справедливость имеет исторический и классовый характер и возникает на ранней ступени развития общества, а с появлением классов приобретает классовый характер. Вместе с тем в содержание справедливости входят и обыденные, элементарные общечеловеческие суждения о добре и зле, порядочности, состоящие из элементарных тысячелетиями повторявшихся правил общежития, а также новые представления о мире на Земле, охране окружающей среды.

Справедливость - многогранная категория; это и форма общественного сознания, одна из главных социальных ценностей в понятии о должном и сущем; идеал, модель, норматив поведения и критерий его оценки; движущая сила развития общества; импульс индивидуальных поступков людей.

Справедливость в оценке отношения общества к личности и личности к обществу и индивидам означает соразмерность (соответствие) между практической ценностью, индивидов и социальных групп и их социальным положением, между их трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, заслугами и их признанием, правами и обязанностями, правонарушением и ответственностью. Несоответствие между названными корреспондирующими понятиями оценивается как несправедливость.

Возложение ответственности за нарушение правовой нормы как масштаба нравственного справедливого поведения, справедливо, поскольку само П. есть несправедливость, её отрицание правонарушителем; ответственность, справедливое (в меру содеянного) наказание является реакцией общества на нарушение справедливости и направлены на защиту справедливости.

Не всякое нарушение морали и справедливости является П., поскольку нормы морали охватывают более широкую сферу общественных отношений, в то время как правом регулируется лишь часть этих отношений. Если же подобные нарушения имеют серьёзные последствия для общественных и личных интересов, то они могут быть защищены правом. Но до принятия закона П. не существует.


2. О причинах правонарушений

2.1 Причины-условия правонарушений. Экономический и психологический факторы.

Под причиной понимается явление (или их совокупность), которые порождают другое явление, рассматриваемое как следствие. Причины создают возможность определённого следствия, для наступления которого необходимы дополнительные условия., сами по себе не порождающие данное следствие, но создающие соответствующую обстановку для реализации действия причины. Применительно к П. характер такой связи может быть установлен в конкретном преступлении (правонарушении).

Пример:Экспертиза и суд определяют, что причиной смерти было необратимое повреждение жизненно важных органов в результате нанесения удара.

По мере перенесения анализа от единичного (конкретного П.) к особенному (их видам) и общему (совокупность П.) взаимосвязь между детерминантами (причинами и условиями) и между ними и следствием (правонарушение) усложняется, и различия между причинами и условиями значительно сокращаются. С учётом этого можно говорить о "причинах-условиях" П.