Смекни!
smekni.com

Конституция Испании (стр. 2 из 3)

Все испанцы будут иметь доступ к государственным постам и должностям в соответствии с их заслугами и способностями».

В отличие от французской 1958 г. и германской 1949 г. конституций, преамбулы которых являются их составными частями, испанская юридическая доктрина не рассматривает эту часть основного закона как имеющую обязательную юридическую силу. На преамбулы нельзя ссылаться при обращении в Конституционный суд или в обычные суды, но эта часть акта учитывается судьями при толковании конституционных норм, поскольку она указывает намерения, цели, положенные учредителями в основание конституции.

Если франкистская концепция говорила об участии народа в управлении государством через семью, муниципалитеты, «вертикальные профсоюзы» и другие «органические единицы», то конституция 1978 г. закрепила в качестве основополагающего принцип национального суверенитета, принадлежащего испанскому народу. Провозглашение такого суверенитета соответствует испанской конституционной традиции, поскольку основные законы 1812, 1837, 1856, 1869 гг. закрепляли такой же. Обобщающий термин «испанская нация» (ст. 2) подчеркивает единство, историческую, культурную и человеческую общность народа. Такое единство, однако, не препятствует созданию национальной автономии. Реализация принципа национального суверенитета осуществляется через участие испанских граждан в политической жизни. Участие имеет различные формы и может быть непосредственным, т. е. путем голосования на референдумах (конституционных и консультативных на национальном уровне — ст. 92, 167 и 168 основного закона) и при реализации права народной инициативы (ст. 87). Все же возможность граждан участвовать непосредственно на национальном уровне имеет ограниченное применение.

Несомненно способствующей развитию демократии стала норма статьи 23 об участии граждан на всех уровнях представительства, что исключает возврат к франкистским построениям «органической демократии», основанных на концепции «органического» строения общества. При «органической демократии» изолированного индивида не существует; общество представляет пирамиду «живых организмов» — внизу находится семья, выше — местные или профессиональные сообщества, а на вершине — само государство — высшая сущность, но которая признает права составляющих «организмов». Пределы власти государства, таким образом, не ограничивались изнутри (как это следует из теории разделения властей), а устанавливались извне в результате существования полномочий у признаваемых государством социальных единиц. Эта «органическая» теория, сильно экстраполируя монархические структуры, вела к отрыву об выборного порядка формирования государственных органов. «Органическая демократия» была демократией групп; органы власти не были «заземлены» на избирательный корпус. Эта же «демократия» игнорировала существование политических партий.

«Перед лицом этой лживой демократии (т. е. демократии в странах Западной Европы — В. М.), которая аннулирует личность, мы устанавливаем органическую демократию. Мы питаем отвращение к политическим партиям, потому что они разрушили Испанию... Для нас существование Родины не может быть передано на обсуждение людей; есть вещи, которые выше права людей...» И еще: «Новое испанское государство будет настоящей демократией, в которой граждане будут участвовать в управлении через посредство своей профессиональной деятельности и своих функций» — утверждал Ф. Франко.

Конституция 1978 г. напротив, институционализировала режим многопартийности (ст. 6). Политический плюрализм является средством выражения национального и культурного многообразия страны. Провозглашение плюрализма ведет к признанию свободного образования и деятельности партий, но «в рамках конституции и других законов». Несмотря на эти ограничения, конституция, однако, гораздо шире трактует партийную деятельность, чем основные законы ФРГ 1949 г. и Франции 1958 г. Одновременно конституция институционализировала существование профсоюзов и предпринимательских организаций (ст. 7).

Основной закон 1978 г. построен по классическому западноевропейскому образцу; он содержит основные структурные элементы, присущие актам такого уровня в этом регионе, и включает преамбулу, общие положения, раздел о правах и обязанностях, об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах государственной власти, об экономике и хозяйстве, о территориальной организации государства, о Конституционном суде, об изменении конституции, а также дополнительные, переходные, отменяющие и заключительные положения.

Наиболее заметными в этом законе стали нормы о правах и свободах, о юридических и других гарантиях реализации конституционных предписаний в этой области, а также нормы об экономике и хозяйстве и международно-правовые статьи.

Пятьдесят пять статей первого раздела из общего числа 169, составляющих основной закон, посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. Первый абзац 10 статьи конституции содержит своего рода философское обоснование прав и свобод, которое зиждется на естественной теории их происхождения:

«Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав, ее свободное развитие, уважение к закону, правам других являются основой политического порядка и социального мира». Вокруг прав и свобод, как стержня, строится политическая и социальная организация Испании. Конституция провозглашает неотчуждаемость прав и свобод; правда в некоторых случаях действие ряда прав может приостанавливаться (ст. 55), но многие реализуются несмотря ни на какие обстоятельства. Статья 10 говорит и о том, что провозглашаемые права и свободы должны рассматриваться в соответствии с нормами Всеобщей декларации прав и свобод 1948 г., международными договорами с соглашениями, ратифицированными Испанией (т. е. и в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., а также в соответствии с многочисленными конвенциями и соглашениями, заключенными в рамках Совета Европы). И если ссылка на международные договоры и соглашения является обычным правилом, содержащимся в послевоенном конституционном законодательстве западноевропейских стран, то упоминание о Всеобщей декларации прав человека 1948 г. весьма примечательно, поскольку этот акт является всего лишь резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, не имеющей юридической силы. Такое упоминание скорее указывает на желание испанского законодателя подчеркнуть важность прав и свобод, опершись на авторитет Организации Объединенных Наций.

Свобода и равенство граждан и их групп, согласно п. 2 статьи 9 конституции, должны быть действительными и эффективными и в связи с этим государственные органы и службы должны создавать условия для обеспечения этих прав. Статьи 47 — 51 указывают некоторые гарантии для этого; правда, только в 50 статье прямо говорится о материальных гарантиях пенсионного обеспечения, а в других — об участии государства в реализации ряда прав и свобод. Очевидно, что такое участие предполагает и материальные предпосылки.

В конституции содержится довольно разработаннаясистема юридических гарантий прав граждан. К ним относится обжалование в Конституционный суд и в обычные суды. Обжалование в Конституционный суд производится в порядке процедуры «ампаро», заимствованной из латиноамериканской практики и существовавшей в республиканской конституции 1931 г. Эта процедура позволяет через Конституционный суд защищаться от покушений на права и свободы в результате издания государством, автономными сообществами, юридическими лицами, а также их чиновниками и агентами юридических или иных-актов материального характера. Статья 17 (п. 4 ) предусматривает и процедуру «habeas corpus», как специфическую форму охраны свободы личности; эта процедура состоит в немедленной передаче в распоряжение суда лиц, задержанных «незаконно». Конкретная реализация этой процедуры отнесена к ведению закона уровнем ниже конституционного. Еще один способ защиты прав граждан — обращение к Народному защитнику — испанскому варианту омбудсмана, назначаемому Генеральными кортесами (ст. 54 конституции). Это должностное лицо призвано защищать только права и свободы граждан; закрепленные в первом разделе основного закона, и оно не является гарантом соблюдения всех его норм, Народный защитник может возбуждать дела в Конституционном суде по мотивам неконституционности и в порядке процедуры ампаро.

Конституция 1978 г. — акт периода активного вмешательства государства в экономическую жизнь и эта функция со всей очевидностью закреплена в этом акте. В статье 38 наряду с признанием свободы частнопредпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйства установлено обязательство государства гарантировать и защищать это право в соответствии «с общими экономическими требованиями и требованиями планирования», а в статье 128 признается «право публичной инициативы в экономической деятельности», а также говорится о возможности сохранения за государством определенных ресурсов и монополий. Специальный раздел (ст. 128 — 136) регулирует взаимоотношения государства и экономики.

Как известно, Испания как государство начало формироваться вокруг двух исторических местностей — Кастилии и Арагонии, и стала постепенно включать территории с народами разных исповеданий, языков, местных особенностей, расселившихся на Пиренейском полуострове. Национальная проблема всегда была в Испании остра и злободневна. Конституция Второй республики содержала положения об автономии национальных районов, но гражданская война и франкизм прервали процесс национального строительства. Франкизм провозглашал политическую унификацию по двум, главным образом, причинам. Первая из них — идеологическая. Единство — условие могущества и независимости Испании. «Единство между людьми и между землями Испании незыблемо. Целостность . Родины и ее независимость — высшее требование национального сообщества», — говорилось в IV статье Закона о принципах Национального движения от 17 мая 1958 г. Вторая причина жесткого унитаризма — стремление противостоять требованиям автономии в двух наиболее крупных регионах (Страна басков и Каталония), в которых оппозиция франкизму была наиболее сильной в стране и доходила до вооруженной борьбы.