Может ли быть дуализм в праве?
Автор данной работы, в одном из судебных споров, разрешенным, кстати, в пользу стороны - Инспекции МНС России, которую он представлял, подвергся своеобразной "мозговой атаке". Для тех, кто не очень хорошо представляет, что это такое, напомним, что этот прием используется, как правило, группой инженеров, разрешающих техническую задачу на уровне изобретательства и заключается в том, что люди входящие в эту группу, выдвигают самые различные идеи, вплоть до невероятных, граничащих с бредовыми. Один из этой группы остается как бы "над схваткой" и анализирует генерируемое остальными. В первом приближении такой прием нам демонстрируют участники популярной телевизионной передачи "Что? Где? Когда?".
Ну так вот, результатом этой атаки было то, что автор был поражен сомнением в своих знаниях по следующим вопросам:
Что такое дебиторская задолженность: обязательство или вещь?
Если вещь, то чья эта собственность и с какого момента чья ?
Если обязательство, то может ли быть собственность, право собственности в обязательстве?
Вопросы, ответы на которые в судебном заседании им же были даны на основе Постановления Правительства РФ от 27 мая 1998 г. № 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций", детализированном "Временной Инструкцией о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате . . . ", утв. Приказом МинЮста от 3 июля 1998 года № 76, зарегистрированным в МинЮсте (3.07.98, рег.№ 1549), т.е. на основе документов, проверенных в судебном порядке Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 1999 года № ГКПИ 99-113.
Вопросы, которые могут представлять интерес не только в отношении дебиторской задолженности в публичных правоотношениях, но и в рамках отношений гражданско-правового характера.
Согласно перечисленным нормативным актам, дебиторская задолженность - это право (требование), принадлежащее должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Сопоставляя с "букварем":* ". . .Антитеза вещных и обязательственных прав состоит в том, что в области вещных прав решающее значение для удовлетворения интересов управомоченного имеют его собственные действия, в то время как в области обязательственных прав удовлетворение интересов управомоченного происходит прежде всего в результате действий обязанного лица" и статьей 307 ГК РФ, казалось бы вывод очевиден - обязательство. В отсутствии добровольных действий должника или его действий под судебным принуждением, связанных с исполнением долгового обязательства - право (требование) это не право, а - пфук!
_____________
*"Гражданское право", учебник, ч.1, под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого, М., "Проспект", 1998, с.326
Однако в упомянутом решении Верховного Суда РФ разъясняется
". . . В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Следовательно, права (требования), принадлежащие*) должнику**) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, являются имуществом должника**)."
Вещное право (имущество) или обязательство? Вопрос существенный, учитывая, что в силу ст.128 ГК имущество, имущественные права являются объектом гражданских прав, а об обязательствах в перечне что-то не упоминается. И почему суд сразу-таки квалифицировал право (требование) как имущественное, как объект гражданских прав? Да и странное какое-то вещное право. Анализируя перечень известных вещных прав (статья 216 ГК), содержание права собственности (статья 209 ГК) нельзя не заметить, что это право как-то выпадает из общего ряда в чем-то похожих друг на друга составляющих по анализируемому перечню?
Вещные права предполагают, как основное право - право собственности, а значит и саму собственность и собственника, а обязательство? Должник -кредитор (в единстве противоположностей)? А собственность в обязательстве? А право собственности в нем?
Ну что ж, анализируя отношения кредитор - должник (дебитор кредитора; кредитор своего должника) - дебитор должника (дебитор дебитора кредитора), основываясь на разъяснении Верховного Суда делаем, как видится автору данной статьи, закономерные, вытекающие из этих разъяснений выводы:
Дебиторская задолженность - имущество.
Собственник дебиторской задолженности, как имущества существует (см.*) ) и это- должник (см.**) ).
Должник является собственником с момента возникновения самой дебиторской задолженности.
Вы не запутались, уважаемый читатель, .. . "дебитор дебитора кредитора". . .и пр.?
Давайте несколько упростим, чтобы не отвлекаться от главной линии интриги.
Выложим на схему who is who (не придирайтесь в мелочах определений; автор знает, что должник -он же debtor- он же дебитор ).
Кредитор(я - никому, мне должны все) | <===== | Должник (я должен кредитору, мне-дебитор) | <===== | Дебитор должника (мне - никто, я -всем должен) |
(Далее по тексту будем применять терминологию в соответствии со схемой).
Кое в чем разобрались, но что Верховный Суд думает о кредиторе как о собственнике дебиторской задолженности должника? А вот что:
"Согласно ст. 382 Гражданского Кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требований) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перевода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором".*
____________
* Решение Верховного Суда РФ от 19 марта 1999 года № ГКПИ 99-113
Таким образом, по гражданско-правовым обязательствам дебиторская задолженность может быть передана должником кредитору (а может и не быть; логично? Все зависит от воли должника? Ну по крайней мере, при прямой схеме взыскания долга в судебном порядке получается так. И, чтобы отрабатывать взыскание долга через дебиторскую задолженность в гражданско-правовых отношениях, надо предпринимать определенные дополнительные усилия). А по публичным?
По публичным, в частности - налоговым, где кредитором выступает государство, в силу норм ст.ст.46, 47 Налогового кодекса РФ, разъясненных вышеупомянутыми актами воля должника (в смысле определения по нашей схеме) не имеет правового значения.
Ну, и наконец, а с какого момента, кредитор может считать себя собственником?
В гражданско-правовых - с момента передачи (уступки) прав или вступления в законную силу решения суда; в публичных - с момента возникновения долга должника перед кредитором-государством.
Где-то мне помнится в Конституции декларируется равенство в защите всех форм собственности. Ага, вот оно! Статья 8: ". . .2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности."
Как говорил, еще в эпоху "развитoго социализма", один мой хороший знакомый (с упором на "о"): "Только не надо нас дурить, товарищи дорогие".
Того, кто желает поспорить в отношении указанных моментов определения собственника автор переадресовывает к авторитетам*, утверждающим, что собственность - это отношение человека к вещи; это отношение к вещи как своей; это общественное отношение при котором другие лица к этой вещи относятся как к чужой, и исходя из этого определения просчитать когда и кто к дебиторской задолженности относится как к своей, при условии, что другие лица - как к чужой.
_____________
*"Гражданское право", учебник, ч.1, под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого, М., "Проспект", 1998, с.336
Не отвлекаясь от выбранной генеральной линии, напомним, что право собственности - это "трезубец": владение, пользование, распоряжение и собственник может иметь собственность, но . . . не реализовать свое право собственности. Отсюда виндикационные иски, иски о признании права собственности, негаторные иски и прочие премудрости, которым обучают, начиная со второго курса высшего юридического учебного заведения. И что? Оба кредитора - собственника, не могут вступить в право собственности потому, что дебитор не хочет или не может исполнить обязательство.
Самое время, уважаемый читатель, вернуться к напоминанию о том, при каком условии мы начинали рассмотрение вопроса? Все вышеизложенные выводы правомерны при том условии, что выводы Верховного Суда приняты как достоверные и дебиторская задолженность - имущество, вещь.
Но реализовать право собственности, т.е. вступить во владение дебиторской задолженностью, извлечь из этого какую - либо пользу, либо распорядиться ею собственники не могут т.к. не исполнение ОБЯЗАТЕЛЬСТВА дебитором, влечет за собой не исполнение ОБЯЗАТЕЛЬСТВА должником.
Ну так все-таки дебиторская задолженность-обязательство?
А можно ли говорить о собственнике в обязательстве? О праве собственности?
Профессор В.А.Дозорцев, считает, что "... провозглашение объектом права собственности обязательственных прав и обязанностей или даже распространение на них хотя бы в какой-то части правового режима объекта права собственности безусловно ошибочно и способно вызвать лишь недоразумения на практике.
Объектом права собственности является материальная вещь. Именно она и может быть объектом купли-продажи, суть которой в переходе права собственности от одного лица другому. В силу этого правила о договоре купли-продажи не могут применяться к передаче обязательственных прав и обязанностей от одного субъекта другому. Именно поэтому представляется сомнительным п. 4 ст. 454 ГК , предусматривающий куплю-продажу имущественных прав вообще. От характера права зависит и порядок его передачи. Если к обязательственным правам применять нормы о купле-продаже, им окажутся противоречащими правила об уступке требования (ст. 382 ГК, особенно п. 3, предусматривающий правовые последствия уведомления должника) и о переводе долга (ст. 391 ГК предусматривает обязательность согласия кредитора). Отличия уступки требования и перевода долга от купли-продажи связаны именно с нематериальным характером объекта.