Смекни!
smekni.com

Политология (стр. 3 из 5)

В современном мире существует три основных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парла­менте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда правящей партии достаточно 50% голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов. Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров форми­руется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Третий тип парла­ментского режима основывается на консенсусе основных политических сил. Он основывается на системе компромиссов. Для разрешения каких-либо спор­ных вопросов стороны создают комиссию из равного количества представите­лей и пытаются найти компромисс.

Парламентарная республика - это правление парламентского большин­ства. Идеальным условием ее существования является двухпартийная сис­тема. Две партии поочередно получают большинство в парламенте и форми­руют правительство. Двухпартийная система - явление характерное для ста­рых и устойчивых демократий. Таких, как Соединенное Королевство Велико­британии и Северной Ирландии или США. А вот в Италии и Франции системы отнюдь не двухпартийные. В этих странах в парламентах представлены не­сколько партий, и, как правило, ни одна из них не имеет реального боль­шинства (50% плюс один голос). Но большинство все же необходимо, и оно создается путем формирования межпартийных коалиций. Именно в этих слу­чаях принято говорить о коалиционных правительствах. Они так называются не потому, что в их состав входят представители различных политических сил. Министрами могут быть и независимые специалисты. Правительство на­зывается коалиционным, когда опирается на поддержку коалиции в парла­менте. Но в таком случае правительство будет устойчивым только при ус­тойчивости парламентской коалиции. Парламентарная республика эффективна при двухпартийной системе, или при системе, которая позволяет без особых осложнений формировать устойчивые коалиции. Если же этого условия не су­ществует, система может оказаться неработоспособной и привести к кри­зису. [12]

1.3. Недемократические режимы

Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный, автори­тарный. Тоталитаризм как тип политического режима возник в 20 веке. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они воз­никли гораздо раньше. Термин “тоталитаризм” происходит от позднелатин­ских слов “totalitas” (полнота, цельность) и “totalis” (весь, полный, целый). В неполитическом знании этот термин издавна использовался мно­гими учеными. В политический лексикон его впервые ввел для характери­стики своего движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета “Таймс” писала о тоталитаризме как о политическом явлении, харак­теризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталита­ризма – работы Ф. Хайека “Дорога к рабству” (1944) и Х. Аренд “Истоки тоталитаризма” (1951), а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезин­ского “Тоталитарная диктатура и автократия” (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее ста­линизм и другие однотипные политические режимы.

В целом концепции тоталитаризма показали себя как слишком упрощенные аналитические модели, адекватные главным образом лишь прошлой эпохе.

В концепции И. Ильина о двойственном принципе строения государства различаются два типа государства: “учреждения” и “корпорация”. Корпора­ция строится снизу, предполагает объединение по своей воле. Корпорация начинается с индивида, с его свободы и интереса, люди имеют общий инте­рес и вольны признавать его или отвергать. К корпорации относится демо­кратическое устройство государства, но до конца проведенный принцип кор­порации может привести к разложению государств и анархии. Первый же тип предполагает построение государства “сверху”, а не “снизу”. Люди не фор­мируют ни своего общего интереса, ни общей цели. Они послушно принимают от учреждения предполагаемую им форму жизни и деятельности, распоряже­ния, заботы, услуги и благодеяния. Следовательно, государственное учреж­дение строиться по принципу опеки над людьми. Этот принцип, проведенный последовательно до конца убивает свободу личности и духа и приводит к тоталитаризму. [2, с.162]

Несмотря на определенные различия, все тоталитарные режимы имеют общие черты:

1. Существование в обществе одной, официальной, государственной идеоло­гии, т.е. комплекса идей, обосновывающих право режима на существова­ние. Эта система идеологического принуждения выступает основной опорой режима. Тотальная идеологическая обработка осуществляется государст­венными и общественными организациями. Все, что не согласуется с таким единомыслием, предается анафеме и ликвидируется.

2. Наличие неограниченной, всеохватывающей политической власти, стремя­щейся к полному контролю над всеми сферами человеческой жизни. Проис­ходит слияние правящей партии с государственным аппаратом. Проявляется главенство политики над экономикой, что приводит к присвоению государ­ством абсолютной власти, при которой экономические и общественные во­просы превращаются в политические, а их решение находится в руках ап­парата власти.

3. Вождизм, кастовость, безответственность и неподконтрольность номенкла­туры. Реальная власть принадлежит вождю и его ближайшему окружению. Происходит отчуждение общества от государственной власти. Всю полити­ческую систему скрепляет миф о всесилии и непогрешимости вождя.

4. Монопольный государственно-партийный контроль над экономической сферой и централизованная система управления. С этой монополией связана моно­полия и на информацию. Все средства массовой информации берутся под контроль.

5. Милитаризация всех сфер жизни, создание обстановки “военного лагеря” или “осажденной крепости”. Стержнем такой обстановки становится уста­новка на постоянную борьбу с внешним и внутренним врагом, на борьбу за урожай и т.д.

6. Предельное ограничение свободы в духовной сфере. Духовная культура мо­жет развиваться только в соответствии с генеральной линией. Характерно разделение мира на два враждебных лагеря, комплексы расового, нацио­нального или классового превосходства.

7. Безусловный приоритет целого над частью, полное подчинение личности государству, растворение индивидуального “я” в безликом коллективном “мы”. Тоталитаризм лишает человека свободы выбора, будь то экономика, политика или культура. Формируется массовый тип личности, ориентирую­щийся на идеологическую однообразность, безальтернативную преданность, энтузиазм в выполнении руководящих указаний и непритязательность. [5, с.59-61]

Другие же черты режимов тоталитарного типа – однопартийная система, контроль над средствами массовой информации, экономикой, особая функция тайной полиции и так далее. Кроме того при тоталитаризме полицейский контроль террористичен, т.е. что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, суще­ствуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тотали­тарны, если нет массовой партии, “священной” идеологии, экономика оста­ется свободной и рыночной, правительство лишь частично контролирует об­разование и средства массовой информации. Существует так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитарные режимы обычно подразделяют на коммунистические, фашистские и национал-социали­стические. Коммунистический режим (социалистический) воспроизводит ос­новные черты, но ему присущи и гуманные черты. Так, например, в СССР ставились цели достижения благосостояния народа, повышения уровня обра­зования, доступности медицинского обслуживания, социальная защищенность населения.

Фашизм - правоэкстремистское политическое движение, возникшее в об­становке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы по­сле первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был ус­тановлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению ве­личия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этниче­ской почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Ев­ропы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одина­ков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов общества, оказывав­ших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремя­щихся использовать их для подавления революционных выступлений трудя­щихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих импер­ских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реаль­ный политический режим он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое гос­подство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических режимах агрессивность направлена, прежде всего, во­внутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме — вовне, против других народов.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политического режима является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авто­ритарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общест­венных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.