Авторитарному политическому режиму присущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Исходя из этого, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. При авторитаризме власть единоличного правителя (тирана, деспота, фюрера, вождя) или правящей группировки не ограничивается правом и учреждениями, избранными широкими народными массами, не реализуется принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление предполагает присвоение власти военными, чаще всего путем переворота. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена. В современных условиях чистый авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты едва ли возможен, но существуют его различные варианты.
П.Б. Струве (1870-1944) — экономист, религиозный философ, историк, публицист, один из самых крупных политических мыслителей России, оставивший яркий след в теории и практике российского либерализма. Создатель и лидер конституционно-демократической партии. В годы гражданской войны был министром в правительстве Врангеля, затем в эмиграции преподавал экономику и право в крупнейших европейских университетах, редактировал российские зарубежные издания “Русской мысли”, “Возрождения” и др. Струве отказался от социалистического идеала, видя его несостоятельность в том, что “социализм добро и зло в человеке связывает с внешними условиями жизни, тогда как “добро” в человеке всецело зависит от его свободного подчинения высшему началу”. [8, с.219]
Взгляды Струве на права человека в корне расходятся со взглядами софистов, приверженных автономии личности и утверждающих, что максимум несвободы обеспечивает максимум нравственной свободы. Он считал, что “свобода решения заключает в себе непременное условие нравственности действования”. Все, что ограничивает свободу действия, посягает и на всякое нравственное решение. При этом нравственные решения не воплощаются в нравственные действия, потому, что между ними возвышаются рогатки, воздвигнутые во имя этой нравственности, если верить мнимым друзьям свободы и подлинным слугам силы. Струве утверждает, что —“ тесная связь между свободой внутренней, свободой убеждения и свободой внешней, свободой действования, удостоверяется и историей человечества…” Право личности рассматривается им как абсолютное право или право субъективное, а права, заключенные в нормах права, — объективные права. Когда права перестанут быть юридическими нормами и опираться на принуждение, тогда принуждение всецело уступит свободе. Струве утверждал, что абсолютное право составляет существенное и вечное содержание либерализма. Первым словом либерализма была свобода совести. Идее абсолютного права личности противостоит доктрина, что всякое право есть создание всемогущего государства, и существует только по его милости.
Рассуждая о национализме, Струве приходит к выводу о “безусловном признании прав зиждителя национального духа, человеческой личности, на свободное развитие всех его сил, на самочинное мышление и действование. Если верно, что “нация есть начало духовное”, то истинный национализм не может быть ничем иным, как безусловным уважением к единственно реальному носителю и субъекту духовного начала на земле, к человеку”. [9, с.12-19]
П.Н. Милюков (1850-1943) — историк, политический деятель, публицист. Ученик В.О. Ключевского, преподавал в Московском университете, за связь с левыми и либеральными кругами был отстранен от преподавания и десять лет провел за границей. После возвращения в 1905 году вместе со Струве и другими создал конституционно-демократическую партию. Во Временном правительстве занимал пост министра иностранных дел. После прихода к власти большевиков эмигрировал.
Милюков считал, что при появлении в цивилизованном обществе учение о правах человека искало себе опоры скорее в индивидуальной, чем в социальной стороне человеческой психики. По его выражению “сознание прав человека, было скорее волнение “совести”, чем требование “чести”. Сознание независимости личности от государства вырабатывалось в сфере вопросов религиозных, прежде чем оно нашло себе применение в сфере правовых отношений. Распространение индивидуалистических понятий прав человека и рационализацию понимания “естественных прав человека” связано с распространением этих идей во Франции в 18 веке, откуда они распространились по всему миру.
Современность, по мнению Милюкова, ставила новые задачи научно-социологического обоснования прав и свобод человека. Так как центральной идей социологии является идея психологического взаимодействия, то права человека он рассматривает как продукт взаимодействия в обществе. Рассматривая, свободу печати, приходит к выводу — свобода печати есть необходимое условие усовершенствованного взаимодействия на известной ступени культурного развития. Сторонники индивидуалистической теории человеческих прав, по его мнению, не могут стать на эту точку зрения, так как они вырывают личность из социальной среды. Они представляют права человека как нечто данное apriori, общество и государство — как вечного врага и противника этих прав. Милюков рассматривает права человека как продукт общественного развития — личность “не только сохраняет и оберегает, но и вырабатывает и развивает свое сознание прав”, а общество “совершает при этом не только разрушающую, но и созидающую работу”. Нормы, созданные общественным взаимодействием составляют всю совокупность прав личности. Таким образом, права личности не рождаются с нею: они есть продукт весьма сложного и деликатного общественного равновесия, устанавливающегося долгой работой поколений — равновесия, легко исчезающего вновь при серьезных общественных потрясениях. Личность должна оберегать чужую свободу так же, как свою собственную, ибо это действительно одна и та же — общественная —свобода. Вред, наносимый преследованием свободы мнения, заключается в нарушении равновесия в ежедневном функционировании общественного организма, и это вынуждает организм к принятию таким мер самообороны, которые делают нормальную общественную жизнь невозможной. По мнению Милюкова политика преследования свободного слова (свободы печати) может принести неисчислимый вред. Когда эта политика достигнет своего результата, она приведет к полному самоуничтожению. [4, с.31-35]
Эгалитаризм (франц. egalitarisme, от egalite - равенство), концепция всеобщей уравнительности как принципа организации общественной жизни. Приверженцы эгалитаризма Жан Жак Руссо, якобинцы, Г. Бабеф. Эгалитаризм характерен для “казарменного коммунизма”. Эгалитаризм — это вульгарное извращение принципа социального равенства. Равенство (социальное), характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в том числе равенство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в том числе равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы. В противоположность этому А. Токвиль считал, что установка на равенство социальных условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства и требованиями имущественного, экономического равенства как реализации социальной справедливости выступали представители различных течений социалистической мысли 19-20 веках. В современной общественной мысли подвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения и установления полного равенства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений.