Смекни!
smekni.com

Политология (стр. 5 из 5)

Влияние эгалитаризма прослеживается в таком общественном течении как популизм. Популизм (от лат. populus - народ), разнородные по идейно-политическому содержанию общественные течения и движения, апеллирующие к широким массам и отражающие противоречивость массового сознания (“левый” популизм, “правый” популизм и т.д.). С конца 19 века популизм проявля­ется в разных странах, особенно в кризисные периоды. Основные идеи попу­лизма: прямое участие народа в управлении (“прямая демократия”), автори­тетный лидер, недоверие к представительным государственным институтам, критика бюрократии, коррупции и т.д. Черты свойственные популизму: вера в возможность простейшего решения социальных проблем (воплощения соци­альной и национальной справедливости, эгалитаризма), антиинтеллектуа­лизм, почвенничество и др. В них заложена возможность разных тенденций: демократических, консервативных, реакционных. В политологии существует широкий спектр оценок популизма от апологетики в качестве модели “непо­средственной” демократии до резкой критики и отождествления с демаго­гией.

Эгалитаризм, опираясь на утопические представления о равенстве и мифы о благотворности уравнительного распределения, извращенно трактует идеал социального равенства (которое современными политологами понима­ется как равенство возможностей). При этом как показала практика 20 века, осуществление этих утопий и мифов связано с насилием. Право навя­зывать обществу ценности берут на себя отдельные личности и группы. Даже, если они не извлекают материальных привилегий (что бывает крайне редко), — обладание властными и идеологическими прерогативами отделяет их от прочих, делает “более равными” (Дж. Оруэлл). Практика эгалитаризма выявляет гибельность деструктивных для общества иллюзий. [6, с.397]

За последние десятилетия очень много недемократических (тоталитар­ных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демокра­тические республики или государства на демократической основе. Общий не­достаток недемократических политических режимов состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе ре­лигиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народ­ных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантиро­вать защиту граждан от государственного произвола может только демокра­тическая форма правления.

Демократия по сути своей — средство, инструмент, приспособление для поддержания социального мира и охраны свободы личности. Как таковая, сама по себе, она не является ни безупречной, ни надежной. [11, c.252-253]

В современной общественной мысли подвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения и установления полного равенства, эгалитаризма, как явления. Наибольшее распространение получили концеп­ции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эго­изма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реа­лизации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. – М.: Юрист, 1994.- 132с.

2. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 544с.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учеб­ник. Т.2. /Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995.- 448с.

4. Милюков П.Н. В защиту слова //Политология XX века: Хрестоматия. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994.- 304с.

5. Основы политологии: Курс лекций /Под ред. д-ра полит. наук Д.В. Доленко. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996.- 224с.

6. Политология: Энциклопедический словарь /Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.- 431с.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. посо­бие для студентов. – М.: Аспект Пресс, 1995.- 320с.

8. Современная философия: Словарь и хрестоматия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 511с.

9. Струве П.Б. В чем же истинный национализм? //Политология XX века: Хрестоматия. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994.- 304с.

10. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 496с.

11. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность //Политология XX века: Хрестоматия. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994.- 304с.

12. Шохин А., Ашаев Д. В России может смениться форма правления //“Независимая Газета” №178 24.09.99г.