Система авторского права в течении трех последних столетий развивалась в общественных интересах и обеспечивала равновесие между правами автора, с одной стороны, и интересами общества в части доступа к результатам творчества, с другой стороны. С самого начала действия законодательства по авторскому праву названные права ограничивались по их длительности, а также по степени их запрещения для личного и научного использования. Этот подход выражен в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которой каждый имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, пользоваться плодами искусства и научного развития, а также имеет право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом любой научной, литературной или художественной продукции, автором которой он является. Таким образом, независимо от особенностей национального законодательства в сфере авторского права, системы авторского права признаются как имеющие двуцелевое назначение: содействие защите прав лиц, занятых в сфере создания произведений литературы и искусства и одновременно удовлетворение общественной потребности путем максимально возможной доступности произведений, охраняемых авторскими правами.
Однако в настоящее время мировая система авторского права находится под серьезной угрозой в виду быстрого развития технологий, обеспечивающих копирование объектов авторского права. Успехи в создании копировальной техники привели к тому, что "пиратское" (т.е. без согласия правообладателя) копирование охраняемых авторскими правами работ приняло беспрецедентный масштаб. Возникли новые пути использования результатов творческого труда, например, путем производства видеопродукции, спутникового телевидения и кабельного телевидения. Появились принципиально новые направления человеческого творчества, например, создание программного обеспечения для электронных вычислительных машин (ЭВМ) или компьютеров.
Первым государством, решившим принять меры по защите своей интеллектуальной собственности в международном масштабе, стали США. В рамках специального раздела 301 раздела 1303 Общего закона о торговле и конкуренции, принятого Конгрессом США в 1988 г., предусматривается выявление стран, нарушающих права американцев на интеллектуальную собственность. Ежегодно Комиссия по торговле США готовит перечень стран, не обеспечивающих достаточной охраны интеллектуальной собственности. Этот перечень состоит из трех списков: первый (приоритетные зарубежные страны), в которых допускаются самые грубые нарушения; второй (страны, подлежащие приоритетному наблюдению) и третий (страны, подлежащие просто наблюдению). В отношении стран, занесенных в первый список, США могут принимать весьма жесткие санкции, например, увеличение импортных пошлин, сокращение импортных квот, приостановление либо аннулирование особых льгот, ранее предоставленных данной стране в соответствии с соглашением о торговле. Однако, если страна доказала свою решимость обеспечить США справедливый доступ на свой рынок, она может быть исключена из перечня "301" в любой момент. Таким образом, США вынуждают другие государства принимать меры по совершенствованию своей национальной системы охраны промышленной собственности. Примером этому могут служить отношения США с Тайванем. С конца 80-х гг. США стали решительным критиком Тайваня в связи с многочисленными нарушениями прав интеллектуальной собственности на острове. В результате Тайванем был принят новый закон об авторском праве, число статей в котором составило 117 (в старом 58). Ужесточены санкции за нарушение авторских прав: максимальный штраф увеличен с 1850 до 16665 долл. США, а срок тюремного заключения с 6 месяцев - 5 лет до 1 года - 7 лет. В 1993 г. суды Тайваня приняли к рассмотрению 3500 дел, связанных с нарушением авторских прав, 335 дел по нарушению патентов и 274 дела, относящихся к использованию товарных знаков.
В сфере программного обеспечения для ЭВМ в середине 1993 г. на Тайване была введена в действие система мониторинга за экспортом программного обеспечения. В рамках данной системы все экспортеры программного обеспечения должны получить лицензии в Институте информатики, который проводит выборочные тесты компьютерных программ с целью выявления их возможного сходства с любыми ранее представленными программами. При выявлении сходства владелец авторских прав уведомляется и может предъявлять претензии нарушителю. В 1993 г. институт обработал 77000 заявок на получение лицензий и провел 924 теста, причем в 26 случаях программы были задержаны и их владельцы могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона.
В 1993 г. был принят новый Закон о товарных знаках, а также пересмотрен Закон о патентах. В новом Законе сумма максимального штрафа за нарушение патента удвоена и составляет 22000 долл. США. В соответствие с действующим патентным законом правовая охрана распространена на новые виды объектов промышленной собственности - продукцию фармацевтической промышленности и микробиологии, пищевые продукты. В рамках соглашения с США Тайвань согласился предоставить "административную защиту" той фармацевтической продукции фирм США, которая на момент внесения изменений в Патентный закон в 1986 г. находилась в стадии лабораторных испытаний и патентовалась в США.
Насколько серьезно на Тайване относятся к охране интеллектуальной собственности можно судить по двум примерам. Так, лица, не имеющие полномочий дистрибъюторов аудио-визуальной продукции, не имеют права ввозить на Тайвань более одной видео или аудиокассеты для личного пользования. Нарушители этого правила могут караться по закону лишением свободы сроком до двух лет. После принятия в 1992 г. Закона об авторском праве книгоиздателям было дано 2 года на приведение своей деятельности в соответствие с законом. Поэтому все нераспроданные экземпляры книг, изданные с нарушением авторского права, подлежат безусловному уничтожению. Нарушителям грозят серьезные штрафы, более того они могут быть подвергнуты тюремному заключению сроком до двух лет. В 80-х гг. зарубежные и местные кинокомпании терпели огромные убытки от деятельности видеосалонов и кабельного телевидения, поскольку последние показывали новые кинофильмы до выхода их на экраны кинотеатров, нарушая права правообладателей. В настоящее время большинство видеосалонов прекратило свое существование, а принятие в 1993 г. закона о кабельном телевидении привело к упорядочению деятельности местных станций кабельного телевидения.
Таким образом, всего за три года на Тайване была проделана большая и эффективная работа по укреплению системы охраны прав на ИС . Главной проблемой в организации этой работы является трудность координации деятельности, поскольку вопросами защиты ИС занимаются министерства финансов, экономики, внутренних дел, юстиции, а также правительственное информационное бюро и Суд высшей инстанции Тайваня. Для того, чтобы облегчить координацию этих работ, принято решение о создании бюро по правам на интеллектуальную собственность.
Важным аспектом деятельности Правительства Тайваня является формирование в обществе уважения к правам на ИС. Комиссия по авторскому праву провела 400 семинаров по практике ИС, направила во все школы и библиотеки пособия по ИС, предназначенные для школьников. Министерство образования предполагает включить материалы, касающиеся ИС, в школьные учебники, по телевидению начат показ сериала "Правила игры", который посвящен ИС.
Теперь целесообразно подробнее остановиться на основных проблемах становления института авторского права в Российской Федерации. 3 августа 1993 г. вступил в силу закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", а 13 марта 1995 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1224 наша страна присоединилась к Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" унифицирован с аналогичными законами европейских стран (ЕЭС), США и Японии. Благодаря этому стало возможно присоединение России к Бернской Конвенции. В частности, в Законе подход к служебным произведениям приведен в соответствие с нормами законодательства по авторскому праву ведущих стран (приоритет отдается работодателю как в Патентном законе). Ранее в СССР и РСФСР имущественные права на служебные произведения возвращались к автору через три года.
Кроме того, в Законе более четко определены случаи свободного использования произведений, учтены все новые разновидности объектов охраны смежных прав. В Законе выделен специальный раздел об организациях, управляющих правами авторов на коллективной основе (в том числе Российское авторское общество), причем на основе договоров с авторами. Более четко регламентирована защита прав авторов в суде и границы этой защиты.
Несколько ранее, чем закон "Об авторском праве и смежных правах", а именно 20 октября 1992 г. в России вступил в действие закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Принятие Закона явилось важным этапом в создании современной системы защиты ИС в России. Его актуальность можно легко понять, если напомнить , что более 90% программного обеспечения в РФ на время принятия Закона использовалось без разрешения авторов (правообладателей), т.е. было "пиратским". Закон базируется на авторском праве, которое, как показали проведенные в международном масштабе исследования, создает условия для правовой защиты программного обеспечения от несанкционированного копирования. Учитывая специфичность программ для ЭВМ, как объектов технического творчества, в Законе даны определения понятий адаптации, модификации и декомпилирования программ для ЭВМ и баз данных. Эти понятия позволяют достаточно простого определить действия, которые должны осуществляться с согласия автора (правообладателя) и которые могут осуществляться без такого согласия. Программам для ЭВМ предоставлена правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных - как сборникам. Закон регламентирует действия, связанные с введением в хозяйственный оборот программ и баз данных. Закон содержит нормы, регулирующие личные и имущественные права, передачу имущественных прав, а также право на регистрацию и порядок регистрации в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Наиболее острый для РФ вопрос об использовании программ для ЭВМ и баз данных в соответствии с Законом должен решаться на договорной основе, при этом оговариваются особенности и условия свободного воспроизведения и перепродажи отдельных экземпляров программ для ЭВМ и баз данных.