Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование наследственных отношений с иностранным элементом (стр. 2 из 4)

положение п. 2 ст. 1118 ГК РФ о том, что завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его составления дееспособностью в полном объеме;

нормы ст. 1130 ГК, касающиеся отмены завещания; нормы ст. 21 ГК РФ, раскрывающие общее понятие дееспособности гражданина и др.

Способность лица к составлению и отмене завещания подчиняется праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления завещания или акта его отмены. Право страны места жительства завещателя применяется и в том случае, когда завещание было составлено (отменено) за ее пределами, в стране временного пребывания. Если наследодатель в дальнейшем (после составления завещания) изменит место жительства, это может привести к тому, что к завещательной дееспособности будет применено иное — по сравнению с наследственным статутом — право.

Форма завещания

Право, которому подчинена форма завещания

или акта его отмены, определено как право страны, где завещатель имел место жительства в момент составления завещания
(его отмены). Однако допустимо также применить право страны места составления завещания (его отмены) или российское право. Завещатель может составить (отменить) завещание в форме, предусмотренной правом любой из трех упомянутых стран.

При обращении к российскому праву следует учитывать, что в соответствии со ст. 1124 ГК РФ

завещание (под угрозой его недействительности) должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. В случаях, предусмотренных в п. 7 ст. 1125, ст. 1127, п. 2 ст. 1128 ГК РФ, допускается его удостоверение другими лицами или составление в простой письменной форме, без нотариального удостоверения.

Режим выморочного имущества

Выморочное имущество

— это имущество, которое осталось после смерти лица, не оставившего наследников ни по закону
, ни по завещанию
. Законодательством большинства государств предусмотрено, что такое имущество поступает в казну государства (ст. 1151 ГК РФ
).

Ст. 1224 ГК РФ не упоминает специально о выморочном имуществе (при квалификации по российскому праву понятие выморочного имущества определяется в соответствии со ст. 1151 ГК). Если в соответствии с наследственным статутом такое имущество считается переходящим в собственность государства в порядке наследования (а в России государство в силу ст. 1204 и п. 2 ст. 1151 ГК РФ рассматривается как наследник по закону или по завещанию), отношения по его наследованию должны подчиняться тому праву, на которое указывают соответствующие коллизионные нормы ст. 1224 ГК, если иное не предусмотрено в международном договоре РФ.

Однако в праве разных государств объяснение права государства на наследование выморочного имущества принципиально различно, и заключается в следующем

Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Практикум. М., 2007. С. 532..

Концепция перехода выморочного имущества в собственность государства как бесхозяйного имущества (Франция

, Австрия
, США
). Приобретение имущества как бесхозяйного имеет первоначальный, а не производный характер, следовательно, выморочное имущество переходит государству свободным от каких-либо обременения и долгов. Наследственные права государства здесь возникают по «праву оккупации».

Концепция перехода выморочного имущества в собственность государства по праву наследования (Россия

, ФРГ
, Испания
, Швейцария
, государства Восточной Европы
, страны СНГ и Балтии). Обоснование этой концепции — определение наследования как универсального правопреемства. В данном случае имеет место ответственность государства по долгам наследодателя, поскольку приобретение имущества по праву наследования — это производный способ перехода права собственности.

Различное обоснование права государства на наследование выморочного имущества имеет существенное практическое значение в случаях, когда имущество принадлежит иностранцу:

1) если считать, что выморочное имущество переходит в собственность государства по праву наследования, оно должно передаваться государству, гражданином которого являлся умерший;

2) если считать, что наследственные права государства возникли по «праву оккупации», выморочное имущество переходит в собственность того государства, где гражданин умер либо того, где имущество находится.

Практически общепризнанно, что судьба выморочного имущества определяется правом того государства, на чьей территории имущество находится, и зависит от того, какой концепции перехода выморочного имущества придерживается данное государство. Следует также отметить различия правовых режимов при наследовании движимого и недвижимого выморочного имущества: даже если государство придерживается концепции перехода по праву наследования, недвижимость в любом случае становится собственностью того государства, на чьей территории она находится. Движимые вещи либо передаются государству гражданства умершего, либо поступают в казну государства их места нахождения.

В современных международных гражданских отношениях судьба выморочного имущества, принадлежащего иностранцам, регулируется в двусторонних договорах о правовой помощи. Эти договоры содержат унифицированные нормы: выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого являлся наследодатель в момент смерти; выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится. Эти нормы, непосредственно разрешающие судьбу выморочного имущества, связаны с установленными в договорах коллизионными принципами регулирования наследственных отношений: наследование движимого имущества подчиняется личному закону наследодателя, а наследование недвижимости — закону места нахождения вещи.

Вопросы наследования в международных договорах

Вопросы наследования

затронуты в некоторых международных договорах РФ. Таковы нормы Минской Конвенции
1993 г., ряда двусторонних договоров о правовой помощи, консульских договоров и конвенций, которые приравнивают в отношении наследования граждан договаривающихся государств («на равных условиях и в том же объеме») к собственным гражданам, т.е. предоставляют в этой области «национальный режим» (например, ст. 44 Минской конвенции 1993 г.). Наряду с нормами о приравнивании, указанная Конвенция и некоторые из договоров о правовой помощи (с Албанией
, Болгарией
, КНДР
, Кубой
, Монголией
, Польшей
, Румынией
, Чехией
и Словакией
, Югославией
, а также с Азербайджаном
, Киргизией
, Латвией
, Литвой
, Молдавией
, Эстонией
) содержат коллизионные нормы о наследовании (о праве, подлежащем применению к наследованию движимого и недвижимого имущества, к завещательной дееспособности, форме завещания), а также нормы о выморочном имуществе и разграничении компетенции учреждений договаривающихся сторон по делам о наследовании.