Именуя государственным обвинителем участвующего в стадии судебного разбирательства прокурора и иных должностных лиц, действовавших на стороне обвинения в ходе досудебного производства, закон тем самым как подчеркивает особый их статус в этой процессуальной стадии, отличный их же статуса в стадии предварительного расследования, где они (особенно прокурор) обладали властными полномочиями, в связи с чем их действия и решения имели обязательную силу для других участников судопроизводства. В судебном заседании прокурор, как и любой иной государственный обвинитель, выступает лишь в качестве одной из состязающихся перед суде сторон, принимая участие в исследовании доказательств, предоставляя свои соображения по поводу наличия оснований для применения уголовно закона и возможной меры наказания в отношении подсудимого. В целях охраны прав граждан, общественных или государственных интересов прок в судебном разбирательстве может предъявлять или поддерживать предъявленный гражданский иск. Никаких полномочий, ставящих государственного обвинителя в привилегированное положение по сравнению с другими участниками заседания, выступающими как на стороне обвинения, так и на стороне защиты, и предоставляющих ему возможность принимать обязательные для других участников процесса решения, у этого субъекта нет. Мнение государственного обвинителя по вопросам, возникающим в ходе судебного задания (за исключением случаев отказа его от обвинения или изменения обвинения), не является обязательным для суда.
Поддерживая в суде обвинение, государственный обвинитель обязан руководствоваться требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на анализе всех обстоятельств дела. Поэтому если он придет к убеждению, что данные судебного следствия свидетельствуют о необоснованности предъявленного подсудимому обвинения как в части фактических его оснований, так и в части правовой оценки инкриминируемого подсудимому деяния, либо о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, он обязан заявить об изменении обвинения или отказаться от обвинения, изложив суду мотивы принятого им решения. Возможность отказа государственного обвинителя от обвинения может быть реализована на любом этапе судебного разбирательства до удаления суда в совещательную комнату.
Изменение обвинения государственным обвинителем в процессе судебного заседания исключает возможность продолжения судебного разбирательства в рамках ранее предъявленного подсудимому обвинения; отказ же государственного обвинителя от обвинения в целом или в какой-либо его части влечет прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей части по основаниям, предусмотренным пп. 1, 2 ч.. 1 ст. 24 и пп. 1, 2 ч. 1 ст. 27 УПК.
По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший, который в этом случае в мировом суде наделяется статусом частного обвинителя. В судебном заседании частный обвинитель излагает суть своего заявления о совершенном в отношении него преступлении, представляет доказательства, участвует в исследовании доказательств, высказывает свое мнение о существе обвинения, о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. Частный обвинитель может изменить обвинение в благоприятную для подсудимого сторону либо вообще отказаться от обвинения, в том числе в тех случаях, когда уголовное дело было возбуждено по инициативе прокурора, следователя или дознавателя.
Участие частного обвинителя в судебном заседании является обязательным; в случае его неявки по уважительной причине слушание по делу должно быть отложено, при неявке же без уважительных причин уголовное дело подлежит прекращению (ч. 3 ст. 249 УПК).
Потерпевший лично или через своего представителя также поддерживает обвинение и по делам публичного и частно-публичного обвинения, однако в этом случае он выступает в качестве субсидиарного обвинителя. В этом своем качестве он вправе участвовать в обсуждении всех возникающих в судебном заседании вопросов, в том числе представлять доказательства и участвовать в их исследовании, излагать суду свое мнение по существу обвинения, правовой оценки действий подсудимого и его ответственности. Позиция потерпевшего по всем этим вопросам подлежит обязательной оценке и учету судом, однако при этом она не имеет для него императивного значения. Потерпевший, которому преступлением был причинен материальный ущерб или подлежащий материальной компенсации моральный вред, вправе до окончания судебного следствия предъявить гражданский иск и поддерживать его в ходе судебного разбирательства.
По многим уголовным делам такой субъект, как потерпевший, может не участвовать в уголовном судопроизводстве, причем не только в стадии судебного разбирательства (например, по делу о государственной измене). Неявка в судебное заседание участвующего в деле потерпевшего по общему правилу не препятствует рассмотрению дела судом. Однако в тех случаях, когда ходатайствовавший о своем участии в слушании дела потерпевший не явился уважительной причине, судебное заседание должно быть отложено. Заседание также откладывается и в том случае, если суд, рассматривающий дело приходит к выводу, что явка потерпевшего является обязательной; при; судом может быть принято решение о его принудительном приводе.
Центральной фигурой в судебном разбирательстве является подсудимый, участие которого в заседании суда первой инстанции обязательно. В требовании об обязательности участия подсудимого в судебном заседании заключена важная гарантия его конституционного права на судебную защиту, предполагающего в числе прочего необходимость обеспечения ему возможности лично предстать перед судом и дать объяснения по существу выдвинутого про него обвинения (подп. «в» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданок и политических правах). Участвуя в судебном заседании, подсудимый пра выразить свое отношение к выдвинутому против него обвинению, заявлять ходатайства и отводы, представлять доказательства и определять порядок исследования, участвовать в исследовании доказательств, выступать в судебных прениях (если в деле не участвует защитник), высказывать свое мнение по существу предъявленного обвинения и по другим подлежащим разрешению в ходе судебного заседания вопросам1.
В соответствии ч. 4 ст. 247 УПК разбирательство дела в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного дела в его отсутствие. Учитывая исключительный характер заочного рассмотрения уголовного дела, суд в каждом отдельном случае должен удостовериться в том, что имеется прямо выраженная (устно письменно) просьба о таком рассмотрении, не обусловленная никакими объективными препятствиями для явки в суд (болезнью, отсутствием средств проезда к месту суда и т. д.).
На основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК судебное разбирательство в отсутствие подсудимого возможно также в случае его смерти, если рассмотрение дела необходимо для его реабилитации.
В силу ч. 3 ст. 258 УПК возможность разбирательства дела в отсутствие подсудимого допускается также в случаях, когда по решению суда он удаляется из зала судебного заседания в связи с нарушением порядка в судебно заседании и неподчинением распоряжениям председательствующего судебного пристава. Закон не предусматривает в качестве обязательного условия, при котором возможно удаление подсудимого из зала судебного заседания, злостный характер допущенных им нарушений, однако представляется, что с учетом значимости права подсудимого на участие в судебном разбирательстве его удаление из зала за единичный факт нарушения порядка неподчинения требованиям председательствующего следует признать недопустимым. Рассмотрение уголовного дела в отсутствие подсудимого без достаточных к тому оснований должно расцениваться как нарушение уголовно-процессуального закона и влечь отмену обвинительного приговора, ее таковой был вынесен2.
Важной гарантией конституционных прав подсудимого в уголовном судопроизводстве являются положения ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и п. 8 ч. ст. 47 УПК, гарантирующие право этого участника процесса на помощь защитника. Защитник, реализуя свою процессуальную обязанность исполнять все не запрещенные законом средства и способы защиты подсудимого, участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, излагает суду свое мнение относительно существа и доказанности обвинения, правильности юридической квалификации действий его подзащитного, обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого или оправдывающих его, меры наказания, а также других вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства (ч. 1 ст. 248 УПК).
В соответствии с ч. 2 ст. 49 У ПК в качестве защитников в судебном разбирательстве могут выступать адвокаты, а по определению или постановлению суда, наряду адвокатом, — и другое лицо, о допуске которого ходатайствует подсудимый, в частности его близкий родственник. При производстве у мирового судьи такое лицо может быть допущено в качестве защитника и вместо адвоката. В случаях, когда подсудимый по тем или иным причинам лишен возможности пригласить адвоката, но при этом не отказывается от помощи защитника, его участие в рассмотрении дела должно обеспечиваться судом; причем им в этих целях может быть вызван лишь адвокат.