В стаж засчитывается и прочая юридическая практика, но только половина фактически отработанного времени и в общей сложности не более шести месяцев. Однако по ходатайству может быть засчитан стаж большей продолжительности.
Кандидаты должны также пройти курсы, состоящие из двух обязательных сессий, каждая продолжительностью в три дня, где кандидатам предлагаются лекции по темам практического характера, тренировочный судебный процесс и редактирование процессуальных документов. В программу курсов также входит дистанционное обучение по Интернету (особенно по вопросам этики). Курсы завершаются письменным экзаменом на дому. Курсы проводятся восемь раз в год и одновременно насчитывают примерно 70 слушателей.
Если кандидат работал стажером, то Ревизионный совет требует, чтобы он провел как минимум три дела в суде первой инстанции. Это оказывается проблематичным для стажеров в больших адвокатских фирмах, которые в основном занимаются консалтингом и редко выступают в суде.
Кроме того, требуется документ, подтверждающий достойное поведение кандидата, и то, что кандидат не находится под опекунством и не является банкротом или душевнобольным.
Некоторые группы юристов по закону лишены права заниматься адвокатурой. Это касается судей и юридического персонала судов, губернаторов и персонала их аппарата, а также юристов, работающих в полиции и в обвинительных органах.
Иностранные адвокаты
Иностранные адвокаты могут получить разрешение Ревизионного совета на оказание юридической помощи в области иностранного и международного права. При этом они обязаны указывать свой профессиональный статус и национальность. Они могут вести дела в суде, но поскольку рабочий язык судов норвежский, то судья имеет право требовать, чтобы иностранный адвокат выступал в суде вместе с норвежским адвокатом. Иностранный адвокат должен представить полис страхования профессиональной ответственности и обязан соблюдать норвежские правила адвокатской этики.
Адвокатам из стран - членов ЕЭС необходимо только уведомить Ревизионный совет о том, что они желают заниматься адвокатурой. Но и они обязаны указывать свой профессиональный статус и представить полис страхования профессиональной ответственности. На таких адвокатов распространяются этические правила, определенные Директивой Европейского союза от 22 марта 1977 года, и эти адвокаты могут оказывать юридическую помощь в области норвежского права.
Для того чтобы получить норвежскую адвокатскую лицензию, требуется, чтобы адвокат из страны - члена ЕЭС занимался адвокатурой в Норвегии на протяжении как минимум трех лет, а также сдал экзамен, подтверждающий достаточное знание норвежского права.
Адвокат из страны, не являющейся членом ЕЭС, также может получить норвежскую лицензию, но для этого требуется продолжительное пребывание в Норвегии и хорошее знание норвежского права.
Лицо из страны - члена ЕЭС, имеющее законченное юридическое образование, может получить разрешение на работу стажером в Норвегии.
Законодательство не предусматривает возможность получения разрешения на работу стажером для лиц из стран, не являющихся членом ЕЭС, но нужно полагать, что и они в особых случаях могут получить такое разрешение.
Практикующих иностранных адвокатов в Норвегии немного. Зарегистрированы 6 практикующих адвокатов из стран - членов ЕЭС и 44 адвоката из стран, не являющихся членами ЕЭС, с разрешением практиковать в области права своего государства. Среди них один россиянин.
Но быть зарегистрированным - одно дело, заниматься адвокатурой - другое. По имеющимся данным только 10 из 44 зарегистрированных адвокатов действительно практикуют в Норвегии.
Ситуация в России такая же. Когда я сам регистрировался в Министерстве юстиции в качестве "иностранного адвоката" в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", мне сообщили, что Министерство не имело сведений о том, сколько из зарегистрированных иностранцев занимались адвокатурой в России.
Необходимо также отметить, что число российских граждан, особенно молодых женщин, получающих юридическое образование в Норвегии, растет. Некоторые из них работают адвокатами или стажируются у адвокатов.
Права адвоката
Лицензированный адвокат имеет право вести от имени клиента дела во всех судебных инстанциях страны за исключением Верховного Суда. Он также имеет право представлять клиента в административных органах.
Норвежские адвокаты вправе представлять интересы клиентов, не имея от них специальной письменной доверенности. Существует презумпция, что у адвоката имеется такая доверенность.
Для получения права ведения дел в Верховном Суде выставляются дополнительные требования. У кандидата должен быть как минимум один год стажа работы в качестве адвоката. Кроме того, он должен провести в Верховном Суде два дела в качестве экзамена. Количество таких дел ограниченно, и далеко не всем кандидатам удается поучаствовать в этом экзамене. Поэтому количество адвокатов с правом выступления в Верховном Суде невелико, на 1 июля 2007 года их было 435, из них 33 женщины и 402 мужчины.
По разрешению Ревизионного совета у адвоката может стажироваться лицо, у которого тоже должно быть законченное юридическое образование. Стажер должен обладать личными качествами, которые необходимы для получения адвокатской лицензии. Стажер имеет право от имени адвоката выступать в суде и выполнять прочие функции адвоката, но под ответственность своего наставника. Наставник со своей стороны обязан обучать стажера и контролировать его работу.
С 1990 года наблюдается значительный рост числа стажеров.
В состав более крупных адвокатских фирм могут входить частнопрактикующие адвокаты, тем не менее их работа оплачивается как работа штатных юристов.
Обязанности адвоката
Адвокат обязан представить в Ревизионный совет письменный полис страхования профессиональной ответственности, который включает два элемента: страховое покрытие ущерба, который может быть нанесен адвокатом в результате допущенной ошибки или халатности, размером не менее 5 млн. норвежских крон на каждого адвоката (6 норвежских крон примерно 1 доллар США. - Прим. ред.). Другая часть страховки должна покрыть ущерб, преднамеренно нанесенный адвокатом клиенту. Типичный пример - растрата денежных средств клиента. Гарантия предоставляется страховой компанией адвоката и покрывает практически все формы ответственности.
Союз адвокатов заключил для своих членов коллективный договор по страхованию. Минимальное страховое покрытие стоило в 2007 году 9856 норвежских крон. Многие адвокаты предпочитают, однако, застраховаться от ущерба размером свыше 5 млн. норвежских крон. Страховка в этом случае стоит естественно больше.
Адвокаты обязаны также платить взнос в Ревизионный совет. В 2007 году он составил 1990 норвежских крон и был распределен следующим образом: в Ревизионный совет и Комитет по лицензированию адвокатов - 1500 норвежских крон, в Дисциплинарную комиссию - 490 норвежских крон.
Взносы идут на покрытие текущих расходов этих органов.
В соответствии с финансовым законодательством деятельность адвокатов подлежит полной финансовой отчетности, которая должна быть заверена одобренным аудитором. Аудитор должен также следить за тем, чтобы денежные средства клиентов, доверенные адвокату, распределялись в соответствии с действующими правилами.
Адвокат обязан не позднее 1 апреля каждого года уплатить вышеупомянутый взнос за текущий год и представить в Ревизионный совет пояснительную записку, баланс и годовой отчет за прошедший год, прошедшие аудиторскую проверку.
Пренебрежение этими обязанностями является основной причиной лишения адвокатской лицензии. Сначала Ревизионный совет реагирует напоминаниями и обязывает уплатить взнос в двойном размере. Затем тон напоминаний становится более строгим, и спустя некоторое время в Комитет по лицензированию отправляется рапорт. В 2006 году Ревизионный совет отправил 521 напоминание с требованием уплаты двойного взноса. Из них на 37 адвокатов был написан рапорт в Комитет по лицензированию, но большинство из них урегулировали ситуацию до того, как Комитет провел собрание, на котором рассматривался вопрос о лишении лицензий.
Оказание правовой помощи
Для оказания правовой помощи, как правило, необходимо иметь лицензию адвоката. Этот вид деятельности определен как "профессиональное или постоянное оказание правовой помощи". Определение довольно неопределенное. Под правовой помощью понимается любая помощь, основывающаяся на законах и правилах общества, от представления в суде до оформления документов и чистого консалтинга. Если такие услуги оказываются "постоянно", т.е. регулярно, то идет речь о деятельности, несмотря на то что это делается бесплатно. Если клиент платит, то даже однократное оказание услуги квалифицируется как правовая помощь.
Существуют некоторые исключения. Лицензированный или зарегистрированный аудитор имеет право на оказание помощи при разработке и оформлении налоговых отчетов, налоговых жалоб и прочих письменных обращений к налоговым властям.
Тот, у кого есть достаточное образование в специальных областях права, может получить в Ревизионном совете разрешение на оказание правовой помощи в этой специальной области. В 2006 году было выдано 15 таких разрешений, о них ходатайствуют в основном налоговые советники.
Кроме того, имеется такое исключение: "Правовая помощь может оказываться любым лицом в той степени, в какой она необходима для оказания полноценной помощи в другом виде деятельности. Такая правовая помощь может также оказываться независимо от поручений в основном виде деятельности". На этом основании финансовый советник может оказывать правовую помощь в вопросах финансирования, организации предприятия и в прочих родственных вопросах. Архитектор имеет право давать юридические советы по вопросам строительного законодательства, бухгалтер - по налоговым вопросам.