Смекни!
smekni.com

Офшорные компании (стр. 2 из 3)

Третий принцип — лояльное отношение к требованиям сдачи отчетности, проведению аудиторских проверок, проведению заседаний и состава совета директоров, регулированию отдельных видов бизнеса (банковский, страховой и пр.).

Четвертый принцип — управление (в т.ч. оперативное) офшорной компанией должно осуществляться за пределами офшорной юрисдикции, т. е. вне территории регистрации.

В настоящее время можно выделить три типа офшорных территорий:

Островные офшоры — как правило это небольшие острова и архипелаги Карибского моря, Тихого и Индийского океанов. Их основная черта: практически полное отсутствие налогов, умеренные фиксированные платежи, нетребовательность к ведению бухгалтерского учёта и проведению собраний совета директоров, высокая степень конфиденциальности и анонимности владельцев компаний. Однако компании, зарегистрированные в этих зонах, часто имеют сомнительную репутацию и невысокий престиж.

Европейские территории обладают гораздо более высоким статусом, а стоимость содержания офшора может достигать десятков тысяч долларов в год. Эти страны имеют налоговые льготы на некоторые виды деятельности. Эти территории нельзя назвать офшорами в полном смысле этого слова: платятся налоги, ведётся бухгалтерская отчетность, регулярно проводится аудит. Сведения о владельцах бизнеса раскрываются в обычном порядке, однако стабильная политическая система и независимый суд привлекают на эти территории зарубежный капитал, в том числе и из России.

Некоторые административно-территориальные образования, в которых действует особый режим налогообложения, как, например, Лабуан в Малайзии или некоторые штаты в США. К этой группе можно отнести и российские территории, такие как Калмыкия, Алтай, Углич.

Своя классификация есть и у Российского ЦБ(Указание ЦБ России от 7 августа 2003 года № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)»), так можно выделить следующие группы по признаку уменьшения «прозрачности» и «финансового контроля»:

К первой относятся государства с законодательством, отвечающим международным стандартам, и высоким уровнем финансового контроля. Это острова Гернси, Джерси, Сарк, Мэн, а также Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур и Черногория.

Ко второй группе ЦБ отнес большинство «классических» офшоров: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Гренада, Содружество Доминики, Коста-Рика, Монако и др., а также ряд зависимых от Великобритании территорий: Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова. В этот же список внесены два штата Северной Америки – Вайоминг и Делавэр.

В третью группу включены такие страны, как Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

При выборе той или иной офшорной зоны необходимо обращать внимание на следующие характеристики будущей офшорной компании:

Стоимость открытия/содержания компании;

Наличие и величина налогов;

Требования к отчетности, собраниям совета директоров, аудиту и пр.;

«Престиж» офшорной зоны;

Наличие сервиса номинальных акционеров/директоров;

Наличие/отсутствие соглашения об избежании двойного налогообложения с РФ;

Особенности (стабильность) политической ситуации в стране;

Специализация офшорной территории на той или иной сфере деятельности, т. е. есть территории, которые предоставляют режим наибольшего благоприятствования для занятия банковским, страховым или иным видами бизнеса;

Возможность покупки готовой офшорной компании в т.ч. с необходимыми лицензиями.

Лицам, которые планируют или используют офшоры в своей деятельности необходимо учитывать следующие принципы т. н. международного налогового планирования:

Существует различие в налоговых политиках разных государств, в связи с этим один и тот же экономический показатель (прибыль, налог на дивиденды и пр.) в этих странах может рассматриваться как база для исчисления налога, а может не приниматься в расчет, или налогообложение той или иной хозяйственной операции может происходить как в более жестком, так и в более «либеральном» режиме. Это говорит о том, что от одной и той же экономической деятельности, получив одинаковый доход в одной стране налоги будут меньше, а в другой больше, т. е. необходимо анализировать в какой стране для того или иного бизнеса созданы лучшие условия.

Налогообложение в разных государствах может зависеть не только от сущности бизнеса, но и от организационно правовой формы компании. Т.е. при регистрации офшора необходимо учитывать разный подход к налогообложению различных по своей организационно-правовой форме предприятий.

Один и тот же доход в разных юрисдикциях может облагаться различным количеством налогов, т. е. иметь различную совокупную налоговую нагрузку, т. е. регистрируя офшор надо заранее знать какие виды доходов будут у компании и проанализировав это выбрать юрисдикцию с наиболее благоприятным налоговым режимом.

Обязательно необходимо учитывать факт наличия соглашения между РФ и тои или иной юрисдикцией об избежании двойного налогообложения. Это позволит не платить дважды налоги.

Так или иначе, правительства большинства офшорных юрисдикций стремятся создать (насколько это возможно под давлением других государств и международных организаций типа ФАТФ и ОЭСР) наиболее комфортные условия корпоративного законодательства для офшорных компаний. К ним можно отнести следующие:

Возможность предоставления сведений о конечных бенефициарах(владельцах) зарегистрированных офшоров должна быть минимальна или добровольна, а за незаконное разглашение таких сведений установлена серьезная ответственность, вплоть до уголовной;

Невысокие требования к уставному капиталу и резервам (особенно критично для банковских и страховых компаний);

Возможность назначения номинальных владельцев и директоров;

Возможность выпуска акций компании «на предъявителя», что практически исключает возможность определения до определенного момента истинного владельца компании;

Ответственности директоров компаний должна быть сведена к минимуму;

Возможность проведения собраний совета директоров и/или акционеров в любой точке мира, или минимальное требование о проведении такого мероприятия на территории государства не чаще одного раза в год;

Крайне лояльные требования к наличию аудиторской проверки отчетов, к ведению и предоставлению таких отчетов в местные органы власти;

В целом, для реализации подобных настроек законодательства со стороны государства, которое является офшорной территорией используются три основные модели законодательства, а именно: Общее английское законодательство, Европейское корпоративное законодательство, Корпоративное законодательство США и их комбинация, которую можно назвать гибридом модели Законодательства о компаниях.

Глава 3. Правовое регулирование офшорных зон в законодательстве РФ

В настоящее время связь конкретного юридического лица с тем или иным государством и его налоговой системой осуществляется через критерий национальности юридического лица. Так, в некоторых странах считается, что национальность юридического лица определяется по критерию места учреждения компании, в других странах национальность определяется по критерию его места нахождения, причем это не только место нахождения органов управления компании, но и место ее основной деятельности. Эти отличия, в свою очередь, приводят к возникновению проблем правового регулирования иностранных юридических лиц, связанных с их перемещением.

В России национальность юридического лица определяется по месту его учреждения, что позволяет собственнику выбирать юрисдикцию, в рамках которой условия деятельности являются более благоприятными, в том числе и с точки зрения осуществления контроля за его деятельностью.

Заметим, что статьей 48 Римского договора закреплен принцип согласно которому нельзя препятствовать свободе выбора предпринимателем юрисдикции для осуществления своей деятельности, а эта «свобода» в свою очередь позволяет пользоваться соответвующим льготным режимом, предусмотренным для иностранного юридического лица, включая льготы и преимущества в той или иной стране.

В современном международном частном праве, если при определении национальности компании применяется критерий инкорпорации (как правило, характерный для стран общего права), в части применения режима деятельности указывается также и критерий местонахождения компании, который распространен в странах континентального права. В свою очередь, регламентировать деятельность иностранных компаний, в том числе и тех, которые находятся в офшорных зонах, помогает критерий контроля при определении режима деятельности иностранной компании в той или иной стране. В результате его применения появляются так называемые псевдоиностранные компании, т.е. по форме национальные, но по существу, в силу присутствия иностранного контроля, иностранные.

В связи с эти считаем важным решение вопроса в будущем о введении в законодательное регулирование иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, критерия контроля, который позволяет обеспечить прозрачность сделок, совершаемых этими компаниями на территории Российской Федерации. Сделки по установлению контроля признаются действительными при условии согласования их с антимонопольными органами.