Подведем итоги: сожительство вместо законного брака ставит воцерковленного человека в крайне неловкое и уязвимое положение, что особенно относится к женщинам. Надежды на заключение брака в будущем и на сожительство как некую ступеньку к нему далеко не всегда оправдываются.
История свидетельствует о том, что венчанный брак всегда имел огромное значение для православных христиан. Даже весьма сомнительные примеры свидетельствуют о важности брака как такового. Один из моих друзей историков рассказывал о том, как сложно было объяснить в школе детям, зачем понадобился тайный брак Марины Мнишек с лжеДмитрием II и почему она пошла на риск выдать его таком образом. Византийский император Лев Мудрый оказался в крайне сложном положении после смерти своей третьей жены после родов и пошел на беспрецедентные уступки и меры для того, чтобы Церковь дала ему разрешение на четвертый брак. При этом он навлек на себя гнев самых широких кругов населения, которое вряд ли бы обратило внимание на наличие у императора любовницы. Даже достаточно одиозные правители, причем именно в плане заключения браков Иван Грозный и уже упомянутый Генрих VIII активно защищали свое право на брак – правда не лучшими методами. Так Генрих VIII избавляясь от очередной жены, проявлял немалую изобретательность, и список предъявленных бывшим женам обвинений в его случае был поистине неисчерпаемым. Фигура Ивана Грозного представляется более трагичной. Полагаю, что он искал образ своей первой жены во всех последующих и видимо не мог его найти. Для нас важно, что институт брака имел огромную ценность даже для таких неразборчивых правителей, обладавших большими возможностями. История знает немало браков, которые если и не были до конца счастливыми, служат ярким примером самопожертвования – в нашей отечественной истории яркий пример - брак императора Николая II и Александры Федоровны. Брак их вообще стал возможен в результате важных уступок, поскольку Александра Федоровна сменила конфессию на православную после долгих размышлений и молитв.
Мы видим, что брак является подлинным сокровищем в нашем мире и основывается на древних традициях, освященных христианской Церковью. Для поддержания полноценной жизни христианина необходимо отказаться от сожительства (но не от зарегистрированного гражданского брака) как несовместимого не только с устоявшимися нормами Православия, но и для спасения своей души и полной благодати жизни во Христе.