Смекни!
smekni.com

Изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и тенденция их объединения (стр. 3 из 6)

·«Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ;

·«Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» от 30 декабря 2006 г № 6-ФКЗ.

·«Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ

В названия ФКЗ целесообразно включать наименования образуемых субъектов (Пермский край, Красноярский край, Камчатский край, Иркутская область). В названии ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» и ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» оно присутствует, но лишь в силу того, что один из объединяемых субъектов имел аналогичное название до объединения.

Согласно принятым ФКЗ новые субъекты именуются Пермский край (с 1 декабря 2005 г.), Красноярский край (с 1 января 2007 г.), Камчатский край (с 1 июля 2007 г.), Иркутская область (с 1 января 2008 г.), Забайкальский край (с 1 марта 2008 г.).

Со дня образования новых субъектов и до завершения формирования законодательного (представительного) органа государственной власти первого созыва действует переходный период. Однако в первом случае (Пермский край), он должен был закончиться не позднее 31 января 2007 г., во втором (Красноярский край) - не позднее 31 декабря 2007 г., в третьем (Камчатский край) - не позднее 31 декабря 2008 г., в четвертом (Иркутская область) - не позднее 1 января 2009 г., в пятом (Забайкальский край) - не позднее 1 января 2010 г.

Таким образом, на переходный период отводится период чуть больше года, но интеграция в финансово-бюджетной сфере растянется во всех субъектах Федерации еще на несколько лет. До этого срока размер финансовой помощи, поступающей объединяемым субъектам из федерального бюджета, не может быть меньше, чем он был до объединения. Деятельность законодательных органов государственной власти объединяемых субъектов Российской Федерации ограничивается в части:

) принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также решений, в том числе о проведении референдумов по вопросу о прекращении (приостановлении) процесса образования нового субъекта РФ;

) принятия решений о выражении недоверия губернаторам объединяемых субъектов и назначенных ими должностных лиц;

) принятия законов, иных нормативных правовых актов и осуществления других действий, связанных с отчуждением собственности объединяемых субъектов;

) утверждения договоров и соглашений с другими субъектами РФ, за исключением договоров и соглашений, заключаемых с объединяемым субъектом;

) утверждения договоров и соглашений в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей.

Автономные округа, входящие в состав краев и области, становятся административно-территориальными единицами с единой территорией и особым статусом. Этот статус определяется в соответствии с ФКЗ, федеральными законами, уставом и законами нового субъекта РФ. Пока трудно определить, в чем же конкретно будет выражен этот особый статус. В ФКЗ закреплены лишь особенности организации местного самоуправления и избрания депутатов законодательного (представительного) органа нового субъекта Федерации.

В ФКЗ от 12 июля 2006 г. № 2 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» содержится ряд положений, которые отсутствуют в предыдущих законах об объединении. Так, со дня образования Камчатского края Совет народных депутатов Камчатской области и Дума Корякского АО принимают совместные решения по вопросам, связанным с выполнением задач переходного периода. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от числа избранных депутатов Совета народных депутатов Камчатской области и Думы Корякского АО (п. 5 ст. 8).

Со дня образования Камчатского края и до дня завершения формирования Законодательного Собрания Камчатского края первого созыва в правомочном составе:

) законы принимаются Советом народных депутатов Камчатской области и Думой Корякского АО в форме законов Камчатского края, подписываются и обнародуются высшим должностным лицом Камчатского края (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Камчатского края);

) иные нормативные правовые акты Камчатского края по вопросам, отнесенным к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, принимаются Советом народных депутатов Камчатской области и Думой Корякского АО;

) порядок принятия законов и иных нормативных актов Камчатского края определяется соглашением между Советом народных депутатов Камчатской области, Думой Корякского АО и губернатором Камчатского края (п. 6 ст. 8).

На территории Камчатского края в переходный период правосудие осуществлялось федеральными судами, ранее созданными в Камчатской области и Корякском АО, и мировыми судьями судебных участков, ранее созданных в Камчатской области и Корякском АО (п. 1 ст. 14 ФКЗ от 12 июля 2006 г.). О мировых судах упоминается и в ФКЗ по Иркутской области (п. 1 ст. 13 ФКЗ от 30 декабря 2006 г.). В предшествующих же ФКЗ не было упоминания о мировых судьях, что вызывало справедливую критику исследователей. В Красноярском крае суды автономных округов просто упраздняются, а вопросы, относящиеся к их ведению, передают в юрисдикцию Красноярского краевого суда. Аналогичная позиция закреплена в ФКЗ по Иркутской области.

Глава II. Тенденции и проблемы объединения субъектов Федерации

2.1 Правовой анализ тенденции объединения субъектов Федерации

Давая общую оценку процессу укрупнения субъектов РФ, нужно отметить, что с правовой точки зрения происходящие изменения в территориальном устройстве Российской Федерации и установленный порядок их проведения характеризуются значительным числом недоработок. новый субъект конституционный федерация

Законодательно закрепленный порядок образования новых субъектов Российской Федерации имеет погрешности с точки зрения юридической техники. Так, названные федеральные конституционные законы довольно неуверенно описывают некоторые правовые последствия образования в составе Российской Федерации нового субъекта: согласно п. 2 ст. 5 ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» оно «может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению». Согласно элементарной логике объединение субъектов обязательно должно предполагать прекращение существования всех объединяющихся субъектов.

Практика объединения края, областей с входящими в их состав автономными округами не обходится без юридических недоразумений и курьезов. Согласно Конституции 1993 г. непременно должен быть образован новый субъект Федерации, поэтому присоединение одного субъекта Федерации к другому с продолжением существования последнего является невозможным. В реальности в случае с Эвенкией и Таймыром фактически произошло не объединение с Красноярским краем, а их поглощение последним, поскольку Красноярский край не прекратил существования, а новый субъект не образовался.

Отсутствие законодательно установленных пределов укрупнения субъектов может привести и к отрицательным последствиям. Крупные, экономически и политически мощные субъекты - это потенциальные агенты суверенизации и перераспределения властных и иных ресурсов. Поэтому важно своевременно предупредить избыточность укрупнения субъектов, законодательно закрепив пределы, сроки и детальный порядок проведения подобных процессов.

Так, если вместо 83 субъектов РФ будет создано 10-15, то федеральный центр столкнется с тем, что новые субъекты станут очень сильными в экономическом, политическом, социальном отношении, что позволит им конкурировать с Федерацией. Это в перспективе может привести к распаду государства либо приспособлению и уступчивости федерального центра к требованиям сильных субъектов (начнется обратный процесс децентрализации - расширение полномочий субъектов и т.д.). Необходимо выработать перспективную модель федеративных отношений на долгий срок, с учетом которой последовательно производить коррекцию состава субъектов РФ. К объединению субъектов РФ следует подходить индивидуально, исходя из экономической и политической целесообразности.

Еще один важный вопрос: можно ли считать федеральные округа «укрупненными субъектами РФ», не повлекло ли их создание возникновения многоуровневой организации государственного устройства страны? Думается, что на данный вопрос должен быть отрицательный ответ. Система федеральных округов не вносит каких-либо изменений в административно-территориальное устройство России, в правовой статус субъектов РФ, не меняет их территориальные границы. Федеральные округа сами по себе не являются самостоятельными субъектами РФ и объединение субъектов РФ в федеральные округа в большей степени носит условный, формальный характер. Федеральные округа представляют собой «абстрактные, фантомные совокупности субъектов России», «результат условной «нарезки» территории страны в интересах более эффективного, относительно приближенного к регионам президентского контроля и администрирования». Обращает на себя внимание и то, что согласно Положению о полномочном представителе Президента в федеральном округе он взаимодействует с органами государственной власти субъектов РФ, «находящихся в пределах федерального округа», а не в его составе. В отличие от субъектов РФ в федеральных округах отсутствуют органы государственной власти, возможность проводить собственное нормативно-правовое регулирование и иные определяющие статус субъекта Федерации признаки. Все действующие сегодня в федеральных округах органы государственной власти - федеральные органы государственной власти. Территории федеральных округов могут быть изменены главой государства без согласования с иными органами публичной власти или населением, проживающим на соответствующей территории.