О договорах в Баварской правде говорится в большей мере в дополнительных главах. Здесь можно найти некоторые подходы к формулировкам общих принципов договорного права: об условиях законности договоров, их нерасторжимости, о "пороке воли" и пр.
"Договор или соглашение, — как гласит «Баварская правда», — мы не разрешаем никоим образом изменять, если они заключены письменно или при посредстве трех и более поименованных свидетелей, поскольку в них ясно обозначены день и год" (16, 16). И там же: "Если продажа будет совершена при помощи насилия или из боязни смерти или заключения (в тюрьму), то она недействительна" (16, 2).
Здесь же говорится о залоге по решению суда, о договоре хранения, ссуде. Если вещь была сдана на хранение "без выгоды и погибла вследствие несчастного случая", то хранитель не нес ответственности. Убытки же от кражи вещи, сданной на хранение, делились поровну. Договор продажи не мог быть расторгнут вследствие низкой цены, это было возможно только в случае обнаружения скрытого порока вещи. Задаток давался для обеспечения договора купли-продажи и терялся в случае его нарушения.
Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены, которых было много, так как они часто сменяли друг-друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях — и с вооруженной свитой.
В «Алеманнской правде» более ярко проявились элементы патриархальной семьи. Брак под угрозой штрафа требовал согласия отца. Как дань глубокой старине допускалась фактическая продажа жены. Согласно титулу 51 увод чужой жены, "если этого захочет первый муж" (51, 1), стоил 400 сол. Обычное право германцев, также как и «Салическая правда», запрещало браки между представителями отдельных социальных слоев, особенно между рабами и свободными. Браки с рабами влекли за собой потерю свободы, простое сожительство с рабыней наказывалось штрафом в 15 сол., со свободной — 45 сол. Баварская правда более терпимо относилась к таким бракам. если женщина "не знала", что она вышла замуж за раба, она просто уходила от него. Запрещались браки с рядом родственников и свойственников.
Обычное право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований. Более строг в этом отношении эдикт Теодориха, запрещавший "беспричинный развод", строго осуждавший конкубинат, но разрешавший проституцию.
На рубеже VII—IX вв. были изданы первые законодательные акты, устанавливающие обязательность церковного оформления браков, запрещающие повторные браки вдов и пр.
Большая часть статей в германских правдах посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под преступлениями в них понимались прежде всего обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, и нарушение "королевского мира". Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.
Главная цель штрафа, у германцев — предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между дворами, кланами, родами и пр., возникающей вследствие "нарушения чести".
Честь у германцев приобреталась тогда, когда захватывалось то, что защищалось другим, и соответственно терялась при противоположных обстоятельствах.
Композиция и была, с одной стороны, определенной формой восстановления, искупления чести, с другой — формой примирения, установления мира.
В «Алеманнской» правде прямо указывалось на дезертирство как на преступление. На изменения в понимании преступления и наказания все большее влияние оказывает христианская церковь, вводящая такую широко трактуемую правовую категорию, как "оскорбление или неуважение церкви", требующая "воспитания страха божьего" как цели наказания и пр. Так, и в «Алеманнской», и в «Баварской» правдах выделяется целая группа преступлений, в том числе и убийство, общим признаком которых является место их совершения в церкви или во дворе церкви. Они относились к вышеназванной категории "оскорбления церкви" и влекли за собой большой штраф не в пользу потерпевшего и его родственников, которые отодвигались на второй план, а в пользу самой церкви.
«Баварская правда» изобрела под влиянием церкви и такое наказание, как "продолжительная композиция", которая уплачивалась сначала в 12 сол., затем по 1 сол. "до седьмого рода преступника ежегодно" за нанесение удара беременной женщине, приведшего к выкидышу плода.
Самосуд пресекался непоследовательно и еще долго допускался в германских правдах. Так, «Баварская правда разрешала убийство вора, "захваченного на месте во время преступления в ночное время".
При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещении убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба.
Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести — нападение на спящего, женщину, ребенка, надругательство над трупом. Тяжесть наказания во всех «варварских правдах» (в т.ч. и в рассмотренной выше «Салической», и в «Баварской», и в «Алеманнской») зависела от социального статуса преступника и потерпевшего: свободного или раба, знатного или незнатного, богатого или бедного. Богатство со временем наряду со знатностью выходит на первый план.
В германском обществе, несмотря на наличие некоторых разрозненных норм и статей в "варварских правдах", не сформировалось еще ясных представлений о различных государственных преступлениях, которые в основном воспринимались как действия, направленные против короля.
Сделаем краткие выводы из этой главы:
-Также как и франкское законодательство, германское было не столь совершенным, как римское, но «Баварская правда», например, все же совершеннее «Салической», что объяснимо более поздним ее составлением. В германских законодательствах также сохранились многие архаичные родоплеменные пережитки, но в уже меньшей степени: закон старается бороться с ними, пусть и не прямыми мирами; появлялись зачатки формулировки общих принципов права; из источников видно, что довольно сильной властью пользовался церковный институт.
Заключение
На основании рассмотренных выше «варварских правд» можно выделить в них общие черты и подходы к судопроизводству, а следовательно в целом охарактеризовать варварскую юридическую сферу.
Одним из пережитков раннесредневекового права были старинные обычаи как один из его источников. Так согласно им судебный процесс возбуждался не иначе как по заявлению пострадавшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление доказательств. Предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны.
Когда не удавалось добиться признания – на чем сосредотачивались основные усилия, – судьи принуждали к «божьему суду», состоявшему в испытании соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами «божьего суда» в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. В «Салической правде» упоминается котелок с кипящей водой, в который опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.
Также существовало такое явление как судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи.
Публично-ритуальный характер судебных разбирательств требовал присутствия многих лиц: соприсяжных, свидетелей, родственников и т.п.
За подавляющее большинство преступлений обвиняемые облагались штрафами различных размеров, либо карались смертной казнью - «в назидание» другим, но состоятельные люди могли позволить себе откупиться от этого.
В варварских законодательствах не существовало общих принципов права (либо они были лишь на стадии зарождения) вместо этого приводились различные статьи, описывающие индивидуальные факты. Их отличали разобщенность, бессистемность и противоречивость, тем не менее это большой шаг вперед по сравнению с древностью в развитии правовых отношений.
Нельзя не сказать и о том, что немаловажное значение для дальнейшего развития нормативных актов в данный период принадлежит Римскому праву, причем некоторые законы из него послужили опорой для создания различных правовых актов в начале раннефеодальной эпохи.
Важнейшее значение «варварских правд» как исторических источников заключается в содержащихся в них сведениях о судебном институте и процессе судопроизводства в варварских королевствах, а также в возможности проследить путь развития Западноевропейских правовых отношений в период становления раннефеодального строя.
Список литературы
Баварская правда // Русский пер. Г.М. Даниловой, Петрозаводстк, 1969.
Алеманнская правда // Русский пер. Г.М. Даниловой, Петрозаводстк, 1969.
Салическая правда // Русский пер. Н.П. Грацианского, М., 1950.
История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. // под редакцией Жидкова О.А. Изд-во «Норма».- М., 2000.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М, 1997. – 643с.
Советская историческая энциклопедия. Т. 1. - М., 1961