Глава 4
ЖЕНЩИНА й КАРЬЕРА
ОБ ЭМАНСИПАЦИИ УЖЕ СЛЫШАЛИСЬ
Прежде чем использовать термин "эмансипация", дадим его опреде-
ление, исходя из корневом значения этом слова. В латинском языке
слово "ешапсiраге" означает: 1) освободить сина от отцовской власти и
этим обьявить его самостоятельным; 2) формально отказываться от че-
го-либо, отчуждать, уступать.
Корень слова "эмансипация" можно истолковать как "освобождение
от определенной роли". Почти в течение целом столетия эмансипация
"притяэает" на роль активном элемента: подверженные
дискриминации, в первую очередь женщины, требуют права освобож-
дения от навязанной им роли. Они хотят сами взять то, что им не пере-
дают добровольно... Для меня понятие "эмансипация" означает в самом
широком смысле попытку человека освободиться от круга обязанно-
стей, которые противоречат его индивидуальмым потребностям.
Это относится не только к женщинам, но и к мужчинам.
Если исходить из того, что с давних пор сложившийся образ
мужчины (сильный, отважный, находчивый) усгарел точно так же, как
и образ женщины (нежной, чувствительной, беспомощной), то
эмансипация - это общая для мужчины и жен~ины задачи! Задача,
которая может быть решена только обьединенными усилиями мужчин
и женщин, ибо каждый в отдельиости потерпит поражение в борьбе за
свое освобождение. Все предыдущие попытки освобождения женщин
подтверждают это. Причем радикальная активность больше навредила,
чем пошла на пользу общему делу.
КАК, БУДУЧИ МЕНЕДЖЕРОМ,
СОДЕЙСТВОВАТЬ ЭМАНСИПАЦИИ
Я постоянно возвращаюсь к изречению западного приверженца
суфизма сэра Ричарда Бартона, потому что оно совершенно спра-
ведливо: "Самовыражение в сочетании с уважительным отношением к
окружающим является единственной и достаточной целью человече-
ской жизни". Ключевыми словами этой цитаты являются "уважитель-
ное отношение к окружающим". Если эмансипацию понимать как
попытку обоих полов освободиться от анахронинеских ролевых обра-
зов, то это, как я считаю, означает не только терпимое отношение к
1 Суфизм - мистическое течение в исламе.
320
противоположному полу, но и оказание помощи другому в освобож-
дении от той роли, которая не отвечает ем потребностям и принижает
чувство собственном достоинства. Поэтому я посоветовал бы руко-
водителям активно поддерживать своих сотрудниц, если они попыта-
ютса освободиться от дискриминирующих их ситуаций. Что для згого
нужно делать?
_ Прежде всем способствовать возникновению у них чувства самоува-
жения.
_ Помочь стать экономически независимыми.
_ Предоставить им исключительное право принимать решение -
иметь детей или нет.
_ Способствовать взаимоуважению между сотрудниками различного
пола.
ЖЕНЩИНЫ ДУМАЮТ ИНАЧЕ
Ни один мужчина не может по-настоящему понять женскую психику.
Однако женщинам лучше удается проникнуть в психику мужчин.
Одна из лучших книг, которая попала мне в руки во время моего
поиска обоснованной информации об отношении полов друг к другу,
написана двумя женщинами, которые были удостоены ученой степени
Гарвардской школы бизнеса. Кроме преподавательской деятельности
они заняты еще и самостоятельным консультированием по вопросам
предпринимательства. Это д-р Маргарет Хеннинг и д-р Анн Жардэн.
Расскажу вкратце о некоторых субъективно отобранных мной
результатах их исследований. При этом моим горячим желанием явля-
ется убедить прогрессивных менеджеров приобрести эту действительно
ценную книгу для того, чтобы включить в нрактику своем руководства
некоторые изложенные там данные об особенностях женского мыш-
ления.
Ф Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только
через десять лет работы на фирме они решаются занять более высо-
кое положение, но для запланированной карьеры это слишком позд-
но!
_ Большимство женщин слишком пассивно. Вместо том, чтобы что-
то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чере-
дом.
_ Женщины считают, что решающим фактором профессионально-
го успеха является их самореализация. В результате такой "эго-
центричности" они перестают интересоваться более существенными
вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отно-
г~ - м~ 321
шений и информационных каналов на предприятии, возникающих
на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают
каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отно-
шений типа "ты - мне, я - тебе", взаимной полезности, протекций,
возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в извест-
ной степени в своей деятельности мужчинами.
_ Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как саморе-
ализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и пер-
спективные должности.
_ Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со
своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как
продвижение по службе, преуспевание. Женщииы разделяют два
лоиятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществ-
ляется "здесь и сейчас", а карьера является исключительно личной
целью, о результатах достижения которой может судить только сама
женщина.
_ С самого детства мужчины настроены на то, что они будут рабо-
тать, чтобы по меньшей мере суметь прокормить сед~ Только
незначительная часть женщин в детстве зщумывалась над этим воп-
росом. Большинство же из них нщеется найти ком-то, кто будет их
содержать. Разница в настрое и направлении мыпиения, вытекаю-
щая из различных представлений, складывающихся еще в детстве,
огромна.
_ Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную
часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личном
характера, то мужчины ищут возможности "передергивать" личную
и профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком
разграничении личных и профессиональных проблем, в случае
конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.
_ Если мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже авто-
матически имеют "генеральский жезл в ранце".
_ Женщины же, напротив, своей работой далжны постоянно дока-
зывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполага-
ют обратное.
_ Другое типичное различие относится к понятию "личная стратегия".
Мужчины определяют ее как достижение поставленной цели. Когда
перед ними стоит новая зщача, они постоянно задаются вопросом:
"Что мне это даст?" Это решающий вопрос, так как он ставит на
карту их будущее.
Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь
думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и
в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта пробле-
ма будет иметь для них в будуще~
Уже во время игры в футбол мальчики учатся тому, как иеобходимо
обьедиияться в команду, что можно выиграть и проиграть, что
отдельные члены команды могут иметь плохой характер. Ведь ко-
манда должна насчитывать одиннадцать игроков!
322
Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе
команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиноч-
ные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство
девушек никогда не узнает, что означает "командный дух", они не
учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмогря на
то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии!
_ Следующим типичным различием в мышлении мужчины и
женщины является их оценка риск~ Для мужчины риск означает
потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс.
Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный мо-
мент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности
они избегают риска.
В остальном женщины склонны в противоположность мужчинам в сво-
ем ролевом поведении чаще всем придерживаться взгляда; "Я именно
такая, какая есть, нравится это другим или нет!" Помому им труднее
отмежеваться от руководителя, работы или некой возникшей ситуации.
Женщины принимают все очень серьезно. Они вкладывают в происхо-
джцее что-то совершенно особенное, поэтому особенно болезненно
реагируют на критику и личные оскорбления. Они меньше всем дума-
ют о том, что могут справиться с работой, с которой еще незнакомы или
которую никогда не выполыли.
В заключение оба автора обобщают результаты исследований, кото-
рые представляются им наиболее существенными. Разница в мыш-
лении обусловливает то, что большое количество мальчиков учатся
лщить между собой, а девочки очень редко считают это необходимым.
Позднее по причинам совместных ожиданий и раннего опыта мужчины
уются участвовать в заседаниях и дотвариваться между собой, терпеть
друг друга. Все это женщины находят непостижимым.
Групповое поведение мужчины является в действительности таким
феноменом, который заставляет женщин творить примерно следую-
щее: "Как только могут двое мужчин, абсолютно не переносящих друг
друга, сидеть вместе на собрании и делать вид, что уважают и помогают
друг другу, в то время как другие знают, как обстоит дело в
действительности? Как они могут быть такими лицемерами?" Этот воп-
рос многие обьясняет.
Деятельность фирмы соответствует действиям коллектива, члены
котором заботятся, с одной стороны, о прибыли, а с драй - только о
собственном выживании, соответствующая ситуация в отношении
прибыли и выживания определяет чаще всего положение каждом
отдельного члена коллектива. До тех пор, пока нет прибыли, выигры-