Смекни!
smekni.com

Малые предприятия (стр. 10 из 14)

Теперь о методической стороне дела. Все вошедшие в интересу­ющий нас анкетный блок вопросы относятся к нормативному уровню деловой культуры. Они нацелены на выяснение отдельных сторон формирования деловых отношений, связанных с выходом за чисто экономические рамки и нарушением этических норм. Речь идет о трех важных аспектах этих отношений, каждый из которых образует се­годня одну из наиболее сложных и острых проблем на пути форми­рования новой этики бизнеса:

- выполнение партнерами взаимных деловых обязательств;

- применение силовых методов в деловых отношениях;

' Среди представителей МП, о которых главным образом и пойдет далее речь, традиционное большинство составляют мужчины (82,7%). ^/ имеют высшее обра­зование, в том числе каждый восьмой - ученую степень. Распределение по возрасту статистически нормальное. Более ^/ находятся в активном среднем возрасте - от 30 до 50 лет. Практически все участники опроса занимают руководящие должности на своих предприятиях. Девять из десяти - не новички в малом бизнесе, имеют опыт работы три года и более. Предприниматели представляют все основные группы отраслей, среди которых выделяются: производство - 41,2%; торговля и услуги -39,1; наука, информация и обучение - 18,0; строительство - 14,3%. Очень широка география участников опроса. Только 22,7% респондентов - москвичи, из С.-Петер­бурга - 10,7%. Остальные достаточно равномерно представляют основные регионы России. Разумеется, опрос участников съезда не может быть репрезентативен в стро­гом смысле слова, но мы вправе говорить о том, что были рассмотрены мнения очень широких предпринимательских слоев.

Мы благодарим за организацию опроса В.А.Губернаторова (Торгово-промыш­ленная палата), В.Н.Лащинского (социологическая служба "Кассандра)", А.Ю.Че­лу ренко (Российский независимый институт социальных и национальных проблем), а также за помощь в его проведении сотрудников сектора экономической социоло­гии Института экономики РАН.

73


В. Радаев________________________________________________________________

- взаимоотношения с властными структурами и проблема кор­рупции.

По каждому из трех аспектов было задано два парных вопроса. Первый вопрос предполагает общую оценку реальной ситуации, вто­рой переводит ту же оценку в ценностно-нормативную плоскость, показывая пределы возможностей изменения ситуации в реально сло­жившихся условиях с точки зрения самих хозяйствующих агентов. Задача состоит в определении степени распространенности указан­ных (негативных, "аномальных") явлений и того, в какой мере эти явления воспринимаются сегодня в качестве нормы хозяйственной жизни. (Выяснять идеальные представления респондентов в данном конкретном случае нецелесообразно, поскольку ответ заранее извес­тен: все выскажутся за искоренение негативных явлений^.) Рассмот­рим теперь полученные данные.

О нарушении деловых обязательств

Много говорится об отсутствии деловой обязательности у новых российских предпр.инимателей, о постоянных срывах поставок, не­выполнении условий заключенных договоров. Порой за ними скры­вается хитрое мошенничество, порой - элементарная неорганизован­ность. Сказываются, конечно, и обстоятельства, независимые от воли нарушителей. Насколько распространенными эти явления кажутся самим предпринимателям?

Сталкиваться с нарушением деловых обязательств, к сожалению, приходится абсолютному большинству представителей малого бизне­са (болееV,p), более половины (52,0%) из которых считают это нередким явлением, а, по мнению 41,2% руководителей, такие нару­шения совершаются часто (см. табл. 1). Интересно, что представ­ленные оценки с точностью до 1-2% совпадают с результатами, по­лученными в нашем опросе руководителей негосударственных хозяй­ственных структур в 1993 г. Ситуация, судя по всему, существен­но не меняется в лучшую сторону, а в худшую ей меняться особо некуда^.

' Предложенный вопросный блок слишком компактен, чтобы претендовать на полную характеристику происходящих процессов. Прояснение картины нужда­ется в более развернутом и детальном инструментарии, включающем прямые и косвенные вопросы, индикативные и контрольные параметры, реальные и модель­ные ситуации. Однако и в предложенном минимальном варианте можно получить фрагменты концентрированного знания о состоянии дел в интересующей нас об­ласти.

" В исследовании 1993 г. было также зафиксировано расхождение оценок, вызванное "асимметрией приписывания" ненормативных поступков. Большинство предпринимателей жалуются на необязательность деловых партнеров. Когда же задается вопрос, как часто предприниматели сами нарушают (разумеется, под дав­лением объективных обстоятельств) данные ими обязательства, картина получает­ся чуть ли не обратная - число нарушителей оказывается минимальным (Радаев В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимате­лей. - Мировая экономика и международные отношения, 1994, 4. с. 35-36).

74


Малый бизнес и проблемы деловой этики

Таблица

Частота столкновений руководителей малых предприятий с ненормативными хозяйственными действиями (в %)

Часто Нередко Отсутствуют
Нарушения деловых обязательств (N= 818) 41,2 52,0 6,8
Силовые вымогательства и угрозы (N = 760) 26,2 57,1 16,7
Вымогательства чиновников (N = 832) 40,7 49,9 9,4

Представители других сопряженных с малым бизнесом струк­тур оценивают ситуацию несколько более критично. Так, почти по­ловина руководителей средних и крупных предприятий (48,7%) счи­тают нарушение деловых обязательств частым явлением. А с точки зрения работников органов государственного управления и обществен­ных организаций (так или иначе связанных с малым бизнесом), ситу­ация выглядит еще хуже.

Выявлено несколько слабых, но значимых связей с оценками экономической ситуации и персональными данными предпринима­телей (здесь и далее упоминаются только статистически значимые связи, по Пирсону,р< 0,01). Тяжесть финансового положения соб­ственного предприятия и ожидание скорых банкротств в сфере мало­го бизнеса напрямую увязываются руководителями малых предприя­тий с частым несоблюдением деловых договоров, которое сплошь и рядом резко подрывает финансовые позиции предприятий.

Обнаруживается связь с опытом малого предпринимательства (чем продолжительнее этот опыт, тем он печальнее). В отраслевом разрезе более часто на срывы договоров указывают руководители, занятые финансовой деятельностью и консалтингом. В основных сферах дея­тельности (промышленность и сельское хозяйство, строительство и транспорт, торговля) оценки более умеренны, но для большинства опрошенных факты нарушения обязательств отнюдь не редки.

Чем выше образовательно-квалификационный уровень руково­дителей малых предприятий (наличие институтского диплома, уче­ной степени), тем чаще появляются негативные оценки. Более обра­зованные руководители болезненнее воспринимают нарушения хозяй­ственных норм. Члены предпринимательских объединений и ассоци­аций сталкиваются с нарушениями обязательств чуть реже. И эту, пусть очень слабую зависимость хочется принять как обнадеживаю­щую тенденцию. Быть может, в перспективе именно институциональ­ные методы помогут воспитать более ответственное отношение к де­ловым обязательствам.

Итак, несоблюдение деловых обязательств считается обыч­ным делом. Но расценивается ли оно как норма? Быть может, руководители болезненно реагируют на нарушения и пытаются изме­нить ситуацию? Или проблема неразрешима и воспринимается хо­зяйственниками как неизбежное зло, "издержки профессии"? Был поставлен вопрос: "Возможна ли сегодня успешная хозяйственная деятельность без нарушения деловых обязательств в любых случа-


В. Радаев

ях?^ Ответ таков. Только 11,0% руководителей считают, что нельзя избежать таких срывов. Без малого ^/ц уверены, что это возможно (52,1%) или по крайней мере "возможно с трудом" (36,9%) (см. табл. 2). Причем оценки предпринимателей совпадают с мнениями руково­дителей более крупных хозяйственных структур и более оптимистич­ны, нежели оценки представителей управленческих органов и обще­ственных объединений (около половины последних склонны считать, что это возможно с трудом).

Таблица 2

Оценка возможностей успешной хозяйственной деятельности в нынешних российских условиях при принципиальном недопущении ненормативных действий (в °/а)