Смекни!
smekni.com

Протестантская концепция культуры предпринимательства Макса Вебера

Содержание

Введение3

Спецификакапиталистическогопредпринимательства4

Мировоззренческиепредпосылкикапиталистическогопредпринимательства6

Протестантскаяконцепцияспасения какоснова «капиталистическогодуха»7

Лютеранствои кальвинизмкак формыпротестантскойэтики9

Рациональностькак базоваяценность буржуазнойэтики11

Особенностикапиталистическойхозяйственнойкультуры13

Хозяйственнаяактивностькак религиозныйдолг13

Протестантизми ценностипрофессионализма14

Нравственнаялегитимизацияпредпринимательства15

Отношениепротестантскойэтики к богатствуи успеху15

Духовныеустановки нарасширениепроизводства16

Социокультурныеособенностиразвитогоиндустриальногокапитализма17

Будущеепротестантскойэтики глазамиМ. Вебера17

Литература19

Введение

Со времениА. Смита западнаянаучная мысльбыла занятапроблемойспецифики тогонового социально-экономическогои культурногостроя, которыйсложился вЗападной Европев Новое время.Все яснееосознавалисьпринципиальныеотличия нетолько законови механизмовкапиталистическойэкономики, нои ее духовных,социокультурныхпредпосылокот тех ценностейхозяйственнойкультуры, которыесуществовалив Европе преждеи которые продолжалисуществоватьза пределамизападной христианскойцивилизации.А. Смит отметилспецификуэтических имировоззренческихоснованийкапиталистическиэкономики.Философы-гуманистыи просветителиобозначилиновые подходык пониманиюсущности человека,его предназначенияи места в мире.Но созданиенаиболее яркихконцепцийгенезисакапиталистическогообщества и егоуникальнойкультуры,формированиенового типачеловека, новогоменталитетаи картины мирасвязано с именамиК. Маркса, М. Вебераи В.3омбарта.

Эти мыслители,стоящие у истоковсовременнойтеории капитализма,раскрыли сразличныхмировоззренческих,методологическихи идеологическихпозиций спецификуэкономическойи социокультурнойсистемы западногокапиталистическогообщества.

Общиезадачи, генеральноенаправлениесвоей теориикапитализмаМ. Вебер определилв первой(1905 год) и наиболеепопулярнойиз работ на этутему – взнаменитой«Протестантскойэтике»: «Насинтересуетздесь возникновениебуржуазногопромышленногокапитализмас его рациональнойорганизациейсвободноготруда. Если жерешать этупроблему вкультурно-историческомаспекте, топредметомнашего интересабудет возникновениезападной буржуазииво всем еесвоеобразии...».1

На Западесложиласьуникальнаясистема духовногопроизводства,которую М. Веберназвал «духомкапитализма».Она включаетне толькорациональнуюпроизводственнуюэтику, но ирациональныйстрой жизненногоповедения вцелом. Ее основойявляется органичнаядуховно-нравственнаяориентацияна повседневнуюактивность,понимаемуюкак служениеБогу в миру.Эту установкуМ. Вебер связываетс этикой аскетическогопротестантизмаи сформированнойим картиноймира.

Спецификакапиталистическогопредпринимательства

М. Вебер,подобно К. Марксуи В.3омбарту,считает капитализмуникальнымисторическимявлением,принципиальноновой ступеньюразвития.

В «Протестантскойэтике» М. Веберобосновывалпротивоположностькапитализмаи всех некапиталистических,или, как он ихназывал, традиционныхобществ и системценностныхориентации.Он писал: «Первымпротивником,с которым пришлосьстолкнуться"духу" капитализмаи который являлсобой определенныйстиль жизни,нормативнообусловленныйи выступающийв "этическом"обличье, былтип восприятияи поведения,который можетбыть названтрадиционализмом».2

Подтрадиционализмомнемецкий социологпонимает такойстрой мышленияи образ действия,при которомчеловек ориентированна воспроизводствосвоего устоявшегосяобраза жизнии не стремитсяего изменить;работает лишьдля того, чтобыудовлетворитьсвои привычныепотребности,и не стремитсязаработатьсверх необходимогодля этого. Подобныеустановки прямопротивоположныбесконечному,имеющему цельлишь в себесамом, стремлениюк наживе капиталистическогопредпринимателя.Его стремлениек прибыли неограниченоестественнымипотребностямичеловека идалеко превосходитпределы нетолько обычного,но и престижногопотребления.Он ориентированна производстворади прибыли,а не ради удовлетворенияпотребностей,и эта ориентацияи составляет,по Веберу, суть«духа капитализма».

В концепцииМ. Вебера традиционализмявляется нетолько ценностнымантиподом «духакапитализма»,но и одной изосновных помехдля его развития:«Повсюду, гдесовременныйкапитализмпытался повысить"производительность"труда путемувеличенияего интенсивности,он наталкивалсяна этот лейтмотивдокапиталистическогоотношения ктруду, за которымскрывалосьнеобычайноупорное сопротивление;на это сопротивлениекапитализмпродолжаетнаталкиватьсяи по сей деньтем сильнее,чем более отсталыми(с капиталистическойточки зрения)являются рабочие,с которыми емуприходитсяиметь дело»3.

Спецификадобуржуазногопредпринимательства,по М. Веберу,состоит в следующем.Во-первых, оносвязано с темтипом стремленияк обогащению,к наживе, которыйсуществовалвсегда и во всевремена:

«"Стремлениек предпринимательству","стремлениек наживе", кденежной выгоде,к наибольшейденежной выгодесамо по себеничего общегоне имеет скапитализмом.Это стремлениенаблюдалосьи наблюдаетсяу официантов,врачей, кучеров,художников,кокоток,чиновников-взяточников,солдат, разбойников,крестоносцев,посетителейигорных домови нищих...»4

В добуржуазныхобществах такжесуществоваликрупные предприятия- например,плантации,каменоломни,мастерскиеи т.п., в которыхприменялисьвполне рациональныеметоды организациитруда, достижениярентабельности,подсчета прибыли.Однако М. Веберне рассматриваетих как капиталистические.Отличия онвидит в том,что их цельюявлялосьудовлетворениереальных потребностей(в том числе ипотребностив богатстве),а не развитиепроизводствакак такового,самого по себе.Они еще былиориентированына удовлетворениеконкретныхвещественныхили социальныхпотребностейлюдей, значит,носили традиционныйхарактер. Предприятиееще не было какфизически, таки по принципаморганизацииотделено отдомашнегохозяйства, аиспользуемаярабочая силаорганизовываласьна основе личнойзависимости,внеэкономическогопринуждения.

Капиталистическоепредприятие,в пониманииМ. Вебера, – этопредприятие,основанноена «рациональнойорганизациисвободноготруда»5.То есть существуютне внешниепо отношениюк индивиду, авнутренние- нравственные,духовные- мотивы, побуждающиеего к занятиямрациональнойхозяйственнойдеятельностью,ориентированнойне на удовлетворениенепосредственныхпотребностей,а на саморазвитие.

Во-вторых,предпринимательствов добуржуазных(частично– и в буржуазных)обществахнередко носилохарактер погониза наживой,осуществляемойнасильственнымпутем, путемобмана и спекуляций.В интерпретацииВ. 3омбарта этобыло проявлением«предпринимательскогодуха», носителямикоторого выступалиразбойникии пираты, феодалы,крупные спекулянты.М. Вебер называлподобный видобогащения«авантюристическим»и подчеркивалего иррационально-спекулятивныйхарактер. Оносновывалсяна стремлениик сиюминутнойвыгоде, а не крациональномупостоянномуведению дела,поэтому М. Веберне считал еготипом капиталистическогопредпринимательства.

Понятие традиционногоу М. Вебера неполучило никакойисторическойконкретизации,и из этого можносделать вывод,что оно распространяетсяна все обществаи системы ценностныхориентаций,не знающиекапитализма,как на восточные,так и на западные(католические,православные).

ПротивопоставлениеМ. Веберомкапиталистическогои традиционногообществ подтверждаетего исходныйтезис об уникальностизападной цивилизации,породившейценности иинституты,которые незнали аналоговв другихсоциальнокультурныхсистемах. ОднакоМ. Вебер не говоритпрямо, являетсяли западныйкапитализмуникальнымпотому, чтодругие обществаеще не достиглитакой стадиирационализации,или потому, чтоони идут принципиальноиными путямиразвития и ккапитализмузападного типане придут никогда.

Мировоззренческиепредпосылкикапиталистическогопредпринимательства

М. Веберподробнопроанализировалте специфическиемировоззренческиеустановки, тукартину мира,которую формируетпротестантизм.Именно протестантскиемировоззренческиеустановкиобусловилиформированиесистемы ценностныхориентации,мотивации иповеденческихстереотипов,которые леглив основу капиталистическогопредпринимательства.

М. Веберподчеркивает,что все особенностипротестантизмавытекают изхристианскогопредставленияо Боге как абсолютнотрансцендентном,персонифицированном,активно вмешивающемсяв земные дела,карающем испасающем пособственномупроизволуТворце мира.Сотворив мириз ничего, Богзадает егозаконы, а вместес ними и этическиенормы человеческогообщения, образующиев целом представлениео богоугодном,праведномобразе жизни.С этой точкизрения, как М.Вебер неоднократноподчеркивает,христианская,в том числе ипротестантскаяэтика рационализируетобраз жизниверующих вцелом, посколькуупорядочиваетего и подчиняетединым нормам,ориентируетна единые цели.

Описанныевыше религиозно-философскиепредставленияопределяютгосподствующиепредставленияо сущностичеловека и егобытия. Христианиннаделен бессмертнойдушой, но жизньдается емувсего один раз,и в течениеэтого ограниченного,неизвестногоникому и предопределенногосвыше отрезкавремени человекможет заслужитькак спасениеи вечное блаженство,так и погибельи вечные муки.Жизнь человека,его индивидуальноеуникальноесуществованиеимеют в христианствеабсолютнуюэтическую исотериологическую(душеспасительную)ценность, ибодуша вечна,бессмертна,и то, как мы проживемэту временнуюжизнь, определяетпоследующуювечность.

Важнейшейособенностьюхристианской,особеннопротестантскойрелигиознойэтики М. Веберсчитал абстрактныйхарактер ееценностей инорм. Существуетпонятие блага,добра, праведногообраза жизнии т.п., которымпротивостоитпредставлениео грехе, радикальномзле, такжеабстрактном.Всеобщее подчинениеверующих, равныхпо своим этическимкачествам,трансцендентномуБогу и абстрактнымэтическимнормам, создает,по мнению М.Вебера, социально-психологическиепредпосылкидля утвержденияв обществеформальногоравенства людейперед закономи безличныхюридическихотношений.Товарное хозяйство,а в особенностикапиталистическоепредпринимательство,равно как иполитическоеустройствообщества, основанноена формальнойправовой регуляции,исходит избезличныхотношений междуиндивидами,выступающимив качествеучастниковтоварообменаили юридическихлиц.

Протестантскаяконцепцияспасения какоснова «капиталистическогодуха»

В основе«капиталистическогодуха» по М. Веберулежит протестантскаяконцепцияспасения.«Высокие»религии внедряютв сознаниеверующихпредставленияо смысле жизнии ее высшейцели – оспасении. Дляхристианствавообще и протестантизмав частностиэтой высшейжизненной цельюявляется обретениеправедникомвечного блаженствав потустороннеммире. В спасенииосуществляетсяполная реализацияличности христианина.Именно в представлениио спасениивыявляютсяпринятые вданном религиозно-культурномкомплексе общиепредставленияо нормах и правилахотношенияиндивида квнешнему миру,об основныхнаправленияхи пределах егоактивности,о содержаниии ценностнойиерархии жизненныхожиданий.

Протестантживет для того,чтобы бытьорудием Богаи нести Еговолю в мир. Дляэтого он долженподчинить всесвое земноебытие преобразованиюмира во славуБожью, честнои добросовестнотрудиться идобиватьсяуспехов. Всяего жизнь –трудовая, духовная,интимная– должна бытьпроникнутасуровой аскезойи рациональностью.

Идее спасениясоответствуетметодика,определяющаяпрактическиепути достижениярелигиозногоидеала, реальныеформы поведенияиндивида вмире, меру инаправленияего активности.

Основойпротестантскойметодики спасенияявляетсямироотвергающаяаскеза, базирующаясяна признаниинесовершенстваи греховноститварного мира,на его решительномотрицании.Отрицаниегреховногомира естественнопредполагаетотказ от егоблаг, сознательноеограничениесвоих потребностей,обузданиеэмоций и подчинениевсего образажизни идееслужения Богу.

При отказеот мирских благи принциповмирскогосуществованиявообще, идеаломаскета-христианинаявляетсясистематизированнаядеятельность,направленнаяна преодолениемирских страстей,мешающихсосредоточитьсяна служенииБогу. М. Веберподчеркивает,что такая аскеза,которую можноназвать потусторонней,ведет к «полномуотрешению от"мира", к разрывусоциальныхи душевных узсемьи, к отказуот имущества,от политических,экономических,художественных,эротических,вообще от всехтварных интересов»6.

В качествепримера потустороннейаскезы можнорассматриватьхристианскоемонашество,уходящее отмирских дел,однако, неотказывающеесяот деятельностисамой по себе.В рамках этойформы аскезыфизическийтруд, например,у христианскихмонахов, приобретает,по выражениюМ. Вебера, «гигиеническую»ценность7,становитсяпринятым религиейсредствомпослушания– отвлеченияот мирскихстрастей. М.Вебер подчеркивает,что западныеаскеты-монахистояли на службецеркви, выполняяв ее интересахпрактическуюработу – будь то непосредственноепроизводствоматериальныхблаг или охранительная,инквизиторская,или политическаядеятельность.Однако важно,что высшийсмысл в данномслучае имелане деятельностьсама по себе,а духовныецели.

Уникальностьи историческаязначимостьпротестантизмасостоят в том,что в процессеРеформациипроизошлатрансформацияпотустороннейаскезы в посюстороннюю,или мирскуюаскезу, в которойдеятельностьв миру рассматриваетсякак «обязанность»,возложеннаяна верующего.При всем егонесовершенстве,мир являетсяединственнымобъектомдеятельности,направленнойна прославлениеБога, той особойдеятельности,которая «даетаскету возможностьдостичь техкачеств, к которымон стремится,а они в своюочередь служатвыражениеммилости божьей,в силу которойаскет обретаетспособностьк деятельноститакого рода»8.

М. Веберподчеркивает,что «принципиальноеи систематическинепреложноеединство мирскойпрофессиональнойэтики и религиознойуверенностив спасениисоздал во всеммире Толькоаскетическийпротестантизм.Только в протестантскойпрофессиональнойэтике мир в егонесовершенствеимеет исключительноерелигиозноезначение какобъект исполненияДолга путемрациональнойдеятельностив соответствиис волей надмирногобога»9.Человек, принадлежащийк товарномумиру и несущийв себе все егонесовершенство,в аскетическомпротестантизмечерез своюдеятельностьстановитсяорудием Бога,исполняющимв миру его волю,его призвание.10

Лютеранствои кальвинизмкак формыпротестантскойэтики

Особенностипротестантскихпредставленийо спасениивыразилисьв учениях различныхцерквей и сект.Одним из основоположниковпротестантизмабыл Лютер. Егодуховный вкладв формированиенравственныхпредпосылоккапитализма,по мнению М.Вебера, состоитв том, что именнов его ученииповседневнаяпрофессиональнаядеятельностьпредстала какформа спасения,как единственнаядля верующеговозможностьслужить Богу– ибо Лютеротрицал монашествои потустороннююмонастырскуюаскезу. Протестанттрудится неради богатстваили даже простопропитания,а во имя Бога:его профессияодновременноявляется ибожественнымпризванием(в немецкомязыке словоBeruf означаети «призвание»,и «профессия»).

Дальнейшеевлияние напревращениепротестантскойэтики в духовнуюоснову капиталистическогопредпринимательстваоказало учениеКальвина опредопределении.Согласно егоучению, спасениеили погибельчеловека определеныБогом и не зависятот реальногоповедения,праведностиили греховностикаждого конкретногочеловека. ВоляБожья недоступнапознанию человека,и именно поэтомуверующий кальвинистпостоянноощущает одиночествои тоску: он незнает своейсудьбы и неможет на нееповлиять. Вотличие откатолика илиправославного,он не можетрассчитыватьна посредничествоцеркви илисоборную молитву;вера и любовьк Богу не спасаютего, как лютеранина;даже собственнаяправедностьи абсолютноеблагочестиене дают емууверенностив спасении.

О своейсудьбе верующийможет судитьтолько по успехуили неуспехусвоих каждодневныхтрудов. Еслион встречаетна жизненномпути удачу,богатеет, процветает,это воспринимаетсякак знак избранностии спасенности,если нет –значит, он обреченна погибель.

Такимобразом, оказывается,что зримым инаиболее надежнымподтверждениемспасенностиверующегокальвинистаявляются егоуспехи и доход.Чем большеполучаемыйдоход и чембыстрее совершаемыйоборот капитала,тем выше религиознаяценность всейдеятельностии тем очевиднееспасенностьее субъекта.При этом особоезначение приобретаетденежное, тоесть абстрактное,а не вещное,выражениекоммерческогоуспеха, позволяющеесопоставлятьрезультатыи оцениватьстепень богоугодностиразличных видовдеятельности.

Рациональностькак базоваяценность буржуазнойэтики

М. Веберособо подчеркивает,что основнымсодержаниемпрофессиональнойдеятельностипредпринимателя-протестантане может бытьнакоплениекапитала кактакового. Напротив,истинный капитализмв веберовскомпониманиисвязан с рациональнойрегламентациейпредпринимательскойдеятельности:«Безудержнаяалчность вделах наживыни в коей мерене тождественнакапитализму,и еще менее его"духу". Капитализмможет быть дажеидентичнымобузданию этогоиррациональногостремления,во всяком случаеего рациональномурегламентированию»11.

Главнаяи сущностнаяхарактеристика«духа капитализма»– это стремлениек рациональномуведению хозяйстваи рентабельности.При этом деятельностьв целом ориентированане на практические,а на идеальныецели –ониподчинена идееспасения черезаскетическоемирское служениеБогу.

Сущностьюлюбой профессиональнойдеятельностиу протестантаявляется еерациональный,систематическийхарактер, иэтим его трудолюбиеотличаетсяот усердиятрадиционногоремесленника:«Не труд кактаковой, а лишьрациональнаядеятельностьв рамках своейпрофессииугодна Богу.В пуританскомучении о профессиональномпризванииударение делаетсявсегда наметодическомхарактерепрофессиональнойаскезы»12.Акцент нарациональностидеятельностиобъясняетсятем, что верующийв каждом событиисвоей жизни,в особенностипрофессиональной,усматриваетзнаки божественногопредначертания,возможностьоценить своишансы на избранностьи спасенность.Поэтому особоенравственноеи религиозноезначение дляпротестантаимеет рациональныйобраз жизнив целом.

Чем большеудач, чем ощутимееи заметнее дляокружающихего преуспеяние,чем последовательнееудается придерживатьсянравственныхзаповедей, темочевиднеемилость Божья.Неудачи, поражения,ошибки воспринимаютсякак признакибогооставленности.Протестантучитывает этизнаки, постоянноподводит баланс«спасенности»и «погибели»как приходаи расхода вбухгалтерскойкниге. Рациональнаякалькуляцияраспространяетсяна все событияи поступки, наотношения слюдьми и сгосударственнымиинститутами,с внешним миром,а также и навнутреннююжизнь человека.

Такимобразом, всяжизнь протестантапревращаласьв подобие деловогопредприятия,она вся рассматриваетсяс точки зренияоценки богоугодности– строжайшаяпрофессиональнаяаскеза сочетаетсяс аскезойнравственной,бытовой и сексуальной– все направленона служениеБогу, никакиеизлишестване допускаются.С точки зрения«личного счастья»,традиционногообраза жизнии потребительскогохозяйства такоесамоограничениебыло иррациональным.Однако с точкизрения протестантскихпредставленийо спасении ононеобходимои представляетсобой единственновозможный путьслужения Богуи познаниясвоей судьбы.

Рациональностькак универсальныйспособ взаимоотношенияс Богом определяети отношениек миру. Оно недопускаетвмешательствав жизнь и деятельностьлюдей чувственно-эмоциональных,иррациональныхявлений. Протестантизмв его кальвинистскомварианте полностьюисключаетвлияние чудаи магии на судьбучеловека. Ондаже отрицаетцерковныетаинства какбессмысленнуюи кощунственнуюпопытку повлиятьна божественныйпромысел. Происходит,по выражениюМ. Вебера, расколдованиемира.

В основе«расколдованиямира» лежитвера в абсолютнуютрансцендентностьБога и недоступностьдля человеческогопознания егопромысла. Этоделает дляпротестантаневозможныммистическоепроникновениев смыслы бытия,поэтому он, вотличие отмистиков, неозабочен «вечнымивопросами».Но необходимостьбыть орудиемБога, преобразовыватьмир во славуЕго заставляютактивно познаватьреальные законыприроды, и, болеетого, – применятьих знание напрактике. Следствиемразвитиярациональногоотношения кмиру было, вчастности, тообстоятельство,что многиевыдающиесяоткрытия иизобретениябыли сделанына Востоке, нопрактическоеприменениеполучили наЗападе.

Конечно,было бы ошибочносводить духовныеистоки развитиязападногорационализмаисключительнок протестантскомусознанию. ФилософияевропейскогоПросвещениятакже утверждаларациональныеметоды философиии познаниямира. Однакомировоззренческиеосновы этогорационализмабыли иными: онразвивалсяиз оптимистическойверы в возможностичеловеческогорассудка, егоспособностьпреодолеватьзаблуждения,познавать ипереустраиватьмир на разумныхи справедливыхоснованиях.Рационализмупросветителейбыл чужд суровыйпафос абсолютнойгреховностии ничтожностичеловека.Содержащийсяв философиипросветителейпризыв к деятельномупереустройствумира, к томучтобы «возделыватьсвой сад» (Вольтер)не имел религиознойподоплеки, какв протестантизме.

Оптимистическойэнергии Просвещенияне было свойственножесткое самоограничениев повседневнойжизни. Но в контекстепротестантскойидеологии иморали рационализмприобрелспецифическиечерты, существеннымобразом определившиесознание буржуазногообщества. Так,особенностьюсуповой пуританскойморали сталоотрицание всехчувственно-эмоциональныхформ культуры.Музыка, театр,спорт и т.д. сточки зрениярациональнойкалькуляцииобраза жизниосуждаютсяне только потому,что могут ввестив нежелательныенепроизводственныерасходы, но впервую очередьпотому, чтоспособствуютвсплескамстрастей,эмоциональнойиррациональности,нарушающейметодичнуюаскезу.

Такимобразом, рационализмбыл плодом нетолько Реформации,но и всей духовнойи интеллектуальнойжизни Запада.Как показываютсовременныеисследования,в тех странах,где протестантскийменталитетбыл особенноустойчив, дажепосле ослаблениямассовойрелигиозностирациональность,методичность,аккуратность,бережливость,высокая культуратруда весьмаустойчивы какнормы поведения.М. Вебер приводитв качествеобразца протестантскогосознания исамой последовательнойрациональностиБ. Франклина,который, хотяи был воспитанв протестантскойсемье, сам небыл религиозен.

Особенностикапиталистическойхозяйственнойкультуры

Хозяйственнаяактивностькак религиозныйдолг

Понятиедолга в протестантскойэтике абстрактно,не конкретизируетсяи трактуетсяшироко, какобщая необходимостьтрудиться:«Не бездействиеи наслаждение,а лишь деятельностьслужит приумножениюславы Господней...Пустым, а иногдадаже вреднымзанятием считаетсяпоэтому и созерцание,во всяком случаетогда, когдаоно осуществляетсяв ущерб профессиональнойдеятельности.Ибо созерцаниеменее угодноБогу, чем активноевыполнениеего воли в рамкахсвоей профессии»13.В рамках этойабстрактнойнеобходимостикаждый реализуетсвое призваниедоступнымиему средствами:капиталом ипредпринимательскойдеятельностьюили своей рабочейсилой, непосредственнымфизическимтрудом. В сознаниипротестантастремлениепредпринимателяк наживе и усердныйтруд простогорабочего носятодинаковосакральныйхарактер, что,в конечномсчете, приводитк легитимизацииэксплуатации.

Отсутствиеу человекапрофессии иливозможностиработать дляпротестантаозначает, чтоон не выполняетсистематическии непреложносвоего божественногопредназначения,не может почувствоватьсебя орудиемБога, а значит,ощутить своюспасенность.Это не тольковеличайшеенесчастье, нои грех, виначеловека, которыйне прикладываетусилий длятого, чтобыслужить Богу.

Протестантизми ценностипрофессионализма

ПередвсесильнымабсолютнотрансцендентнымБогом протестантоввесь тварныймир представляетсянесоизмеримоничтожным,никто из людейне может хотьсколько-нибудьприблизитьсяк Богу. Поэтомувсе оказываютсяодинаковогреховнымии несовершенными,а значит, равныв своих шансахна спасение.Из этого равенствашансов на спасениеследует и одинаковаяценность изначимостькаждой конкретнойличности, ееосвобождениеот традиционнойсословной исакральнойиерархии. Эмансипацияличности врамках религиозногосознания протестантовявляется важнейшейпредпосылкойстановлениядуховной структурысовременногокапиталистическогообщества, основойотношенийсвободногорыночногохозяйства иправовогогражданскогообщества.

Предпринимателии наемные рабочиев личностномплане равны.Рабочий, хотяего доход,безусловно,меньше, чем упредпринимателя,все же рациональнои систематическитрудится,являясь такимже орудием Богав своей профессиональнойаскезе, как иего хозяин. Сдругой стороны,протестантскаяэтика решительнорвет с традиционнымнравственнымосуждениемпредприимчивости:нажитые честнымрациональнымпредпринимательствомденьги служатзнаком Божьегоблагословенияправедныхтрудов и поэтомудостойны уважения.Более того,предпринимательпредоставляетработу другимлюдям – посути, обеспечиваетим возможностьвыполнять ихдолг передБогом – иэто дело такжевесьма полезноеи благое.

Такимобразом, рабочийи капиталист-предпринимательоказываютсяедины в мирскойпрофессиональнойаскезе, предпринимательсо своими высокимидоходами непротивостоитрабочему, апросто являетсянесколько болееуспешным ибогоугодным.

Нравственнаялегитимизацияпредпринимательства

Важнейшимфактором,способствующимстановлениюкапитализмана основереформаторскогорелигиозногосознания, являетсяпризнаниевысокой нравственнойценности занятиябизнесом. Приэтом постоянноерасширениепроизводстваприобретаетхарактер моральногои религиозногодолга –неустанногослужения Богу,его прославленияповседневнымпродуктивными прибыльнымтрудом и преобразованиягреховногомира во славуЕго.

М. Веберподчеркиваетотличие протестантскойпрофессиональнойаскезы оттрадиционнойхристианской,выраженнойв учении отцовцеркви и ихинтерпретацияхСвященногоПисания. Так,слова апостолаПавла «Есликто не хочеттрудиться, тоти не ешь» усредневековоготеолога ФомыАквинскоготрактовалиськак императивдля всегочеловеческогорода в целом,не распространяющийсяна богатыхлюдей, которыеи без трудаобладают всемнеобходимым.А протестантБакстер подчеркивал,что богатствоне освобождаетот необходимоститрудиться,напротив, оноявляется предпосылкойдля болееинтенсивноготруда.14

Отношениепротестантскойэтики к богатствуи успеху

Мы ужеговорили означении успехакак знака Божьегоблагословения.Неудачи и особеннобедность являются,напротив, знакомобреченностина погибель.Однако это неозначает, чтоверующий вслучае неудачиможет предаватьсяотчаянию ибросить своитруды –напротив, онвсе равно долженприлагать всеусилия, чтобыслужить Богукак можно болееприлежно ирационально,ибо внезапнопришедший успехможет пробудитьнадежды налучшую участь.

Свидетельствомуспеха являетсядоход, выраженныйв деньгах,ибо такое егоизмерение лучшевсего свидетельствуето Рациональностидеятельностии служит абстрактноймерой для оценкибогоугодностиразных видовтруда. Хотя всепрофессии равныперед Богом,как подчеркиваетМ. Вебер, престижи желательностьтого или иногорода деятельностиопределяютсяего полезностью(как формойслужения Богу)и доходностью,посколькуименно уровеньдохода говоритоб избранности.

Бедностьи нищета впротестантскойкультуре нетолько не несутпозитивныхморальныхценностей (какв традиционномхристианствеи некоторыхдругих религиях),но и не могутбыть поводомдля состраданияи тем более– благотворительности.Бедный неудачникотвержен Богом,и поэтому отнего отворачиваютсяи люди. Нищиеполучают несочувствиеи помощь, апрезрение,подвергаютсяпреследованиями гонениям– хорошо известныпримеры из книгЧ. Диккенса.15

Нравственноеи духовноезначение доходав протестантскойхозяйственнойэтике не ограничиваетсятем, что он являетсязнаком избранности.Доход создаеттакже условия,материальныепредпосылкидля дальнейшегослужения Богу.Протестантскаяэтика предписываетсуровую аскезув быту, отказот роскоши иразвлеченийво имя дальнейшегорасширениядела. Она неодобряетпотребительскогоиспользованиядохода –то, что нажито,должно бытьне растрачено,а, напротив,преумноженово славу Божью.Историческаяуникальностьпротестантскойэтики, благодарякоторой онастала духовнойпредпосылкойкапиталистическогопредпринимательства,состоит в том,что здесь создаютсяспецифическиеценностныеориентациина бесконечноеинвестирование,бесконечноеразвитиепроизводства.

Духовныеустановки нарасширениепроизводства

Как обращениек Богу в молитвене может иметьконец, так ислужение Емув миру не знаетпредела. Верующийне может перестатьбыть орудиемБога. Поэтомупрофессиональнаядеятельностьпротестанта,предпринимательскаяв том числе, неможет прекратиться.Протестант-предпринимательне может остановитьсяна достигнутом,удовлетворитьсянакопленнымкапиталом, ондолжен распоряжатьсяданным Богомбогатствомисключительнодля преумноженияславы Божьей,а не для удовлетворениясобственныхпотребностей.

Такимобразом, протестантизмсоздает уникальныедуховны стимулыдля расширенноговоспроизводства,для постоянногонаращиваниякапитала, ноне ради богатствасамого по себе,ради умноженияславы Божьейи собственнойуверенностиспасении.

Социокультурныеособенностиразвитогоиндустриальногокапитализма

Будущеепротестантскойэтики глазамиМ. Вебера

М. Веберв «Протестантскойэтике» описалдуховные факторыстановленияпервичногокапитализмана Западе. Вэтот периодименно духовная,религиознаямотивацияпредпринимательскойдеятельности,ее восприятиес точки зрениярелигиозногоспасения душидоминироваланад стремлениемк наживе, рационализировалаего и наделяларелигиознымсмыслом. Всовременномзападном обществеположениеизменилось:страсть к наживевырвалась изрелигиозной«обертки» ипревратиласьв самодовлеющиймотив, в базовуюценность:

«Внастоящее времядух аскезы- кто знает,навсегда ли?- ушел изэтой мирскойоболочки. Вовсяком случае,победившийкапитализмне нуждаетсяболее в подобнойопоре... В настоящеевремя стремлениек наживе, лишенноесвоего религиозно-этическогосодержания,принимает там,где оно достигаетнаивысшей своейсвободы, а именнов США, характербезудержнойстрасти, подчасблизкой кспортивной»16.

Из протестантскихэтическихценностей лишь«представлениео "профессиональномдолге" бродитпо миру, какпризрак прежнихрелигиозныхидей»17.Протестантскаяэтика, заложивдуховные основаниявысокой профессиональнойкультуры, утратиланепосредственноевлияние на нее.Как свидетельствуютсовременныесоциологическиеисследования,прямого соответствиямежду высокимуровнем протестантскойрелигиозностии трудовойэтикой ненаблюдается,но в целом онавыше там, гдебыла болеесильная протестантскаятрадиция.

Капитализмуже развиваетсяне на основерелигиознойкультуры, а насвоем собственномбазисе. Еслипервоначальночеловек сосвоими целями,ценностями,стремлениямисоздавалкапиталистическоехозяйство, тотеперь онопревратилосьв колоссальныйсамостоятельныймеханизм, формирующийобраз мыслии стиль жизникаждого членаобщества,навязывающийему свои нормыи «правилаигры». М. Веберпишет: «Пуританинхотел бытьпрофессионалом,мы должны бытьтаковыми».

Литература

  1. ЗарубинаН.Н., Социально-культурныеосновы хозяйстваи предпринимательства.– М.: ИЧП «ИздательствоМагистр», 1998

  2. ВеберМ. Избранныепроизведения.М., 1990

1Вебер М. и методологияистории (Протестантскаяэтика). Вып.1. М., 1985, с.35

2там же, с.68

3там же

4Вебер М. Протестантскаяэтика и «духкапитализма»// Вебер М. Избранныепроизведения.М., 1990, с.47

5там же, с. 53

6Работы М. Веберапо социологиирелигии и идеологии.М., 1985, с. 234

7там же, с. 249

8там же, с. 237

9там же, с. 250

10Зарубина Н.Н.,Социально-культурныеосновы хозяйстваи предпринимательства.– М.: ИЧП «ИздательствоМагистр», 1998, с.75

11Вебер М. и методологияистории (Протестантскаяэтика). Вып.1. М., 1985. Ч.1, с. 28

12М. Вебер. Избранныепроизведения.М., 1991, с. 190

13Вебер М. Избранныепроизведения.М., 1990, с. 186

14Зарубина Н.Н.,Социально-культурныеосновы хозяйстваи предпринимательства.– М.: ИЧП «ИздательствоМагистр», 1998, с.81

15там же, с. 82

16Вебер М. Избранныепроизведения.М., 1990, с. 206-207

17там же




Реферат

Подисциплине«Культурапредпринимательства»

Н

ГосударственныйУниверситетУправления

Институтнациональнойи мировой экономики

Кафедрапредпринимательства

а тему: «Протестантскаяконцепцияпредпринимательскойкультуры МаксаВебера»

Выполнилстудент

Дневнойформы обучения

Специальностименеджменторганизации

Специализациипредпринимательство

2 курса1 группы


_________ , НовгородцевА. А.


Руководитель

__________ , МакееваВ. Г.


Москва2002 г.