3.5. БАЗИС 3.5.
Программные продукты для САПР под маркой БАЗИС давно ипрочно обосновались на рынке России и ближнего зарубежья.Все они отличаются, прежде всего, строгой ориентацией нарешение конкретной и актуальной задачи, а именно на резкое повышение производительности труда конструктора и технолога за счет следующих факторов:
- быстрая разработка, подготовка и выпуск различных эскизов,чертежей, технических рисунков и других чертёжно-конструкторских документов;
- широкие возможности для формирования новых документов на базе ранее созданных прототипов;
- мощный аппарат редактирования любых элементов и чертежа в целом;
- наличие удобных средств фрагментации и дефрагментации изображений;
- большие возможности для работы с типовыми элементами проектирования.
Не стала исключением и новая версия системы.
Коротко ее можно охарактеризовать так: БАЗИС 3.5 - это сплав десятилетнего опыта разработчиков
системы и её пользователей с новейшими принципами программирования и организации интерфейса. Это не принципиально новая система (принципиально новых отечественных систем в этом секторе программной индустрии, увы, нет, да и зарубежных практически
тоже),а доведённая до совершенства автоматизиро-ванная реализация традиционных методов и способов конструирования, позволяющая эффективно применять БАЗИС на всём цикле проектирования изделия: от эскизного проекта до ремонтных чертежей.
3.5.1. Аппаратное обеспечение.
Благодаря использованию самых современных
инструментальных средств программирования и тща-тельной проработке всех применяемых алгоритмов система БАЗИС достаточна компактна и предъявляет такие требования к компьютеру, которые в состоя-нии удовлетворить практически любое предприятие:
процессор 486 DX;оперативная память 8 Мбайт;
графический адаптер SVGA; видеопамять 512 Кбайт;
пространство на жёстком диске 5 Мб; операционная система Windows95/98 или WindowsNT.
3.5.2. Интерфейс пользователя.
При практическом одинаковых функциональных возможностях наиболее распространённых «легких» САПР организация интерфейса пользователя системой приобретает важное,если не сказать определяющее, значение. Ведь интерфейс - это первое, на что об-ращает внимание потенциальный пользователь любой системы, и то, с чем он ежедневно будет сталки-ваться при её практическом использовании. Даже небольшие шероховатости интерфейса могут сформи-ровать стойкое негативное отношение к неплохой, в общем-то, системе, если с ними приходится сталки-ваться изо дня в день. Удобство, наглядность и предсказуемость - вот три осново-полагающих прин-ципа,реализованных в системе БАЗИС 3.5. Все ко-манды системы тщательно сгруппированы по классам с тем, чтобы максимальный уровень их вложенности не превышал двух. Меню команд расположено гори-зонтально в одном месте экрана. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, восприятие горизон-тально расположенной информации более привычно для человеческого глаза (хотя есть, конечно, и исключения), а во-вторых, расположение всех ко-манд в одном месте не рассеивает внимание поль-зователя и минимизирует количество манипуляций, необходимых для обращения к требуемой команде. На первый взгляд пристальное внимание к этому кажет-ся несущественной мелочью, но это далеко не так.
Некоторые системы созданы таким образом, что процесс проектирования в них ведется так, как его представляет себе программист, разрабатывающий программы, а не конструктор. В результате наличие огромного количества экзотических возможностей, интересные математические «навороты» оказываются «мёртвыми» для конечного пользователя и только утяжеляют интерфейс.
В БАЗИСе наглядность интерфейса реализована при помощи ясного и понятного языка пиктограмм, а также кратких и развёрнутых подсказок, выдаваемых системой на различных этапах работы с ней.
Подсказки сделаны таким образом, что с одной сто-роны они существенно помогают начинающему поль-зователю, а с другой стороны совершенно «незамет-ны» для профессионала, за исключением, разумеет-ся, сообщений об ошибках. Это позволяет концен-трировать внимание на работе, а не на изучении кнопок. На экране доминирует чертёж, и все подчинено одному - эффективной работе с ним.
БАЗИС позволяет конструктору работать в тради-ционной для него манере и оперировать привычными
понятиями. Функциональные возможности системы ограничены разумной необходимостью, и отобраны в результате тщательного анализа работы конструкто-ров на предприятиях различного профиля.
Таким образом, БАЗИС - одна из ряда «легких» графических систем, позволяющая не только быстро создавать и легко редактировать чертежи, но и служащая надёжным фундаментом всей дальнейшей работы по комплексной автоматизации предприятия.
И безусловным,скрупулезно отслеживаемым является требование строгого соблюдения требований ГОСТ, и не просто формального соблюдения,а предоставления конструктору такой среды, в которой он просто не сможет сделать чертёж не по ГОСТу.
3.5.3. Построение изображения.
Кроме индивидуального, традиционного редактиро-вания предусмотрены команды группового редактирования:
- ассоциативная линейная деформация элементов с
сохранением или изменением их структуры. При пер-вом способе, отрезок, например, всегда останется отрезком при любых параметрах редактирования, а при втором - он может преобразоваться, к примеру, в ломаную линию;
- ассоциативная угловая деформация элементов, которая особенно удобна при построении чертежей трубопроводов и деталей сложной формы из тонкого листа;
- трансфокация элементов относительно центра, которая используется, в частности, для редакти-рования деталей типа фланцев;
- угловая деформация элементов с построением проекции на плоскость чертежа. Этот способ редак-тирования используется, например, для получения изображения деталей, видимых на сборочном чертеже под углом.
Для ускорения построений в системе предусмотрены два режима: сетка и ортогональность. При включён-ной сетке маркер перемещается строго по её узлам в восьми направлениях. Режим ортогональности предназначен для точного построения горизонталь-ных и вертикальных линий. В системе БАЗИС 3.5 он настраиваемый, то есть пользователь может задать сектор, перемещение маркера в пределах которого будет считаться горизонтальным или вертикальным.
В системе БАЗИС 3.5 действует режим автономных команд. Он позволяет, не прерывая выполнение текущей команды провести целый ряд дополнительных действий:
-переустановить локальную систему координат;
- изменить размер области рисования;
- точно установить маркер в любую точку или на любой элемент;
- включить или выключить сетку и режим ортогональности;
- изменить тип линии для построения элемента;
- получить различную справочную информацию о любом элементе, а также измерить длины и углы;
- провести различные вспомогательные построения.
3.5.4. Структуризация элементов.
Существует множество предопределенных структур-ных элементов: это размер, область штриховки, элемент оформления чертежа (спецзнак), основная надпись (штамп),технические требования, вид, блок и фрагмент. Несколько в стороне от них стоит еще один структурный элемент - слой.
Часть из них формируется системой в процессе ра-боты независимо от желания пользователя (размер, спецзнак, штамп), другие - специальными командами по его желанию (блок, слой, вид), а фрагмент яв-ляется временным структурным элементом, существу-ющим только в процессе выполнения некоторых команд. Общим для них является то, что работа с ними ведется как с единым целым. Вид – это авто-номная область хранения информации на листе в оп-ределенном масштабе. В каждом виде информацию можно разбивать на слои. Слои разных видов не связаны между собой. Все построения записываются в текущий слой текущего вида.
Слой в системе БАЗИС представляет собой некото-рую независимую область хранения информации. Он может включать в себя любые элементы и находиться в одном из четырех состояний:
- текущий слой - это тот слой, с которым в данный момент работает пользователь;
- активный слой - слой, в котором имеется информация, и который виден на экране;
- невидимый слой - слой, в котором имеется информация, но который в данный момент не виден на экране;
- пустой слой.
Количество слоев в каждом виде - 256. Для работы со слоями предусмотрены следующие команды:
- назначение состояния и цвета слоя;
- сдвиг и поворот слоя;
- наложение изображения из одного слоя на изображение в другом слое;
- сложение слоев;
- "расслоение" изображения, то есть перенос части (или всего) изображения из одного слоя в другой.
Правильная организация работы со слоями позволя-ет решить очень многие актуальные задачи проекти-рования, например, автоматизированное формирова-ние и деталировка сборочных чертежей, проведение несложного кинематического анализа работы меха-низмов, анализ взаимного расположения коммуника-ций на поэтажных строительных планах и многие другие.
В системе БАЗИС 3.5 существует большая группа команд, работающих одновременно с несколькими элементами. Для этих команд введено понятие вы-деленного фрагмента - множества указанных поль-зователем любых элементов (кроме слоя), объеди-нённых только для выполнения определенной коман-ды. Он формируется перед выполнением соответству-ющей команды.
Аппарат работы с выделенным фрагментом достаточно широк и включает в себя следующие команды:
- сдвиг, поворот и удаление фрагмента;
- симметричное отображение фрагмента с сохране-нием соответствия проставленных на нём размеров требованиям ЕСКД;
- копирование фрагмента по направлению заданного вектора с заданным шагом.
- копирование фрагмента по окружности. Может успешно применяться, например, для отрисовки мест фиксации инструмента на делительной головке;