Отдельно хочется сказать об участии государства в инвестиционной политике предприятий черной металлургии. Примеры целевых государственных программ по техническому перевооружению и развитию металлургии в 2000-2001 годах были не совсем удачными. Так, по программе "Техническое перевооружение и развитие металлургии России на 1993 - 2000 гг." уровень выполнения составил менее 30 %. Фактические затраты по Программе составили 70 млрд. рублей в соотношении: собственные средства - 98, 0 %, бюджетные средства - 2, 0 процента. Кредиты отечественных банков в инвестиции черной металлургии не привлекались из-за высокой ставки (100 - 210 % в 1993 - 1995 годах, 25 - 150 % в 1996 - 2000 годах). Т.е. по сути государственная программа была, а денег не было.
Сегодня предприятия черной металлургии России способны производить около 2800 марок сталей и сплавов, 7600 профилеразмеров сортового проката, 2200 типоразмеров листового проката, 30000 типоразмеров стальных труб и 50000 типоразмеров метизов. Сортамент металлопродукции отечественного производства, включающий марки, профили, размеры, технические характеристики, достигает 15 миллионов единиц.
Универсальность и разнообразие качественных параметров продукции черной металлургии позволило отдельным российским производителям-экспортерам сертифицировать технологию ее производства по международным стандартам практически на всех переделах. Однако многие качественные характеристики металлопродукции в России достигаются устаревшими технологиями, не обеспечивающими ресурсосбережение.
Пока все попытки привлечь серьезные инвестиции в черную металлургию можно считать провалившимися. Добытые на тяжелых условиях кредитные средства нельзя отнести к удачным достижениям российской экономики. Это тем более обидно, что общая инвестиционная привлекательность страны оценивается зарубежными экспертами все выше и вплотную приближается к мировому образцу - Китаю.
В чем же тут дело? До сих пор ни Правительством, ни Государственной Думой не реализован пакет полноценных законодательных актов, защищающих интересы инвесторов. В российской юридической практике последних лет, особенно в регионах, почти нет примеров защиты их интересов. Противодействие региональных властей, уже установивших связи с местным бизнесом и не заинтересованных в приходе иностранных компаний, не уменьшается.
Крупные российские корпорации также не ратуют за приход сильных конкурентов из-за рубежа. Казалось бы, кому как не заинтересованным собственникам заниматься модернизацией производства, что в конечном итоге ведет к повышению конкурентоспособности продукции, а значит повышению прибыли. Но тут очевидно срабатывает принцип: лучше синица в руке. Кажется, что долгие войны за передел собственности в черной металлургии, до сих пор ставят вопрос контроля над собственностью на первое место.
Лозунг "Даешь инвестиции!" конечно, провозглашен, мы даже наблюдаем эту чехарду с объяснениями. Журналисты спрашивают у правительства, правительство терпеливо объясняет, собственники, в свою очередь, призывают государство, банки пока не могут, но хотят, иностранцы наоборот хотят, но не могут. И получается, что "король-то голый"! Говорим о необходимости инвестиций, но практически ничего для этого не делаем. Ой, как хочется верить, что российская черная металлургия не упустит свой шанс и воспользуется моментом, пока Россия остается "модной" на рынке инвестиционной привлекательности.
Основные гипотезы развития черной металлургии
Ускорение роста экономики страны неизбежно связано с увеличением потребления черных металлов, с дальнейшим формированием внутреннего рынка стальной продукции. Современный уровень потребления в России чрезвычайно низкий – в 2000-2002 гг. составлял 22 – 22, 4 млн. т готового проката в год. В расчете на душу населения – 152 кг. В передовых странах мира этот показатель колеблется от 300-400 кг. (США, страны Евросоюза) до 600-800 кг и более (Япония, Республика Корея).
В первые четыре года роста экономики страны (после кризиса 1998 г.) увеличение производства готового проката – основного конструкционного материала современности – лишь наполовину (чуть больше – 53%) было обусловлено ростом экономики, другая половина – увеличением его экспорта до 27, 4 млн. т (56% произведенного). Следует заметить, что одна треть роста потребления была связана тоже с экспортом косвенно, так как определялась ростом производства труб – основным (на 70%) потребителем которых является нефтегазовая отрасль.
Учитывая общемировую тенденцию изменения структуры конструкционных материалов, динамику ожидаемого повышения качественных параметров производства стальной продукции, а также известную зависимость душевого потребления от уровня доходов населения страны, за основу нами принят рост потребления готового проката в период 2001-2025 гг. в 2, 2–2, 5 раза – до 47–54 млн. т. При снижении доли экспорта с 55% в 2000 году до 26-30% – в 2025 году производство проката может увеличиться до 57–65 млн. т.
В период 2001-2010 гг. валовый выпуск продукции отрасли увеличивается в 1, 48 раза, потребление – в 1, 83 раза (в основных ценах 2000 г.), что обусловлено высокими темпами роста основных металлопотребляющих отраслей – машиностроения и строительства соответственно в 3, 27 и 2, 19 раза. В последующий период (2011-2025 гг.) темпы роста замедляются – валовый выпуск увеличивается в 1, 39 раза.
Функционирование российской черной металлургии при современной технической и технологической структуре производства, по своей сути материало- и энергоемкой, и региональной структуре размещения предприятий сопряжено со значительным объемом перевозок сырья, материалов и готовой продукции. Общий объем перевозок железнодорожным транспортом общего пользования по трем группам грузов, учитываемых статистикой – черные металлы, железные и марганцевые руды, кокс, в 2000 г. достиг 181, 4 млн. т при среднем расстоянии перевозок черных металлов, равном 2028 км. В прогнозируемом периоде следует ожидать сохранения или некоторого увеличения общего объема перевозок продукции черной металлургии, учитывая рост производства готового проката с 46, 7 млн. т в 2000 году до 54-56 млн. т в 2010 году (рост в 1, 17 раза), в последующий период – с таким же темпом при некотором сокращении экспорта (примерно на 4 млн. т за десять лет и 5-7 млн. т – в последующие годы), а также незначительных изменениях региональной структуры производства и потребления сырья и готовой продукции.
В течение последних 10-12 лет под влиянием резкого сокращения потребления черных металлов и не менее двухкратного увеличения экспорта продукции произошел существенный сдвиг производства и потребления черных металлов, а также железорудного сырья в пользу регионов европейской части страны. Удельный вес Центрального округа в производстве проката повысился с 13, 9% в 1990 году до 20, 5% в 2000 году при снижении доли Урала с 38:% до 35, 6%, в Сибири и на Дальнем Востоке – с 17, 3% соответственно до 17, 1%. В общем объеме производимого железорудного сырья удельный вес Центрального и Северо-Западного округов возрос с 44, 5% и 19, 6% до соответственно 56, 8% и 16, 4%. И эти региональные пропорции в период до 2010 гг. и в последующие годы, как показывают наши оценки и решения на модели, существенно не изменятся.
В ходе начавшейся реконструкции и обновления производства на ведущих металлургических предприятиях страны – Новолипецком, Череповецком, Оскольском комбинатах намечается прирост выпуска стали и проката, строительство новых цехов с ростом выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью. На металлургических предприятиях Северо-Западного и Приволжского округов начата реализация проекта по организации производства труб большого диаметра для магистральных газо- и нефтепроводов. В черной металлургии Сибири возможен незначительный прирост выпуска проката в связи с ликвидацией устаревших мощностей на Кузнецком комбинате и неполном восстановлении потерянных объемов на Новосибирском металлургическом заводе. Как и в прошлые десятилетия одним из ограничителей роста производства стали и проката в регионе является менее эффективная железорудная база, требующая на воспроизводство в прежних объемах и значительных капитальных вложений.
В период 2011-2025 гг. развитие производства черных металлов должно происходить преимущественно на основе нового строительства. В частности, в Центральном регионе при дальнейшем освоении запасов наиболее эффективной железорудной базы страны – КМА, где намечается продолжение строительства последующих переделов на заводе по производству брикетированного железа.
Основное условие дальнейшего наращивания производства черных металлов в целом и в региональном разрезе, в частности в Сибири, будет зависеть прежде всего от темпов технической и технологической реструктуризации производства – обеспечения к началу второго периода перехода на существенно менее материало- и энергоемкий уровень производства, обеспечивающий сохранение конкурентоспособности российской металлургии на мировом рынке, базирующейся в настоящем на низком уровне цен на энергоресурсы, очень низком уровне оплаты труда и низкой его производительности.
Итоги развития черной металлургии за 2003 г.
Мировой рынок стали.
Весьма неплохо выглядят наши позиции и на мировом рынке, где среди пятерки стран-лидеров по объемам производства стали мы уступаем по темпам роста только Китаю.
В целом на мировом рынке ситуация сейчас является позитивной: производство и потребление стали неуклонно растут. За первое полугодие 2003 года выплавка стали в мире достигла рекордного уровня в 465, 712 млн т. (рост на 8, 2%). Россия прочно закрепилась на 4-м месте в мировой табели о рангах с результатом 30, 313 млн. тонн (6, 4% мирового производства), а среди экспортеров металла занимает 1 место (более 10%) мирового экспорта.