Еще одним из направлений развития внутреннего рынка является формирование разветвленной (географической) структуры переработки алюминия для нужд регионального, в том числе мелкого и среднего бизнеса, потребляющего алюминиевые сплавы и полуфабрикаты для производства продукции строительного назначения, бытовых товаров длительного срока пользования, спортинвентаря, посуды и других.
Например, фабрике, производящей велосипеды, нужен не слиток алюминия, а трубка из специального сплава, при этом партии поставок такой трубки довольно незначительны, и для крупных предприятий такая поставка экономически нецелесообразна. Необходимо значительное количество таких предприятий, которые бы занялись переработкой продукции действующих крупных заводов на такие виды изделий. А также обустройство рынка сбыта такими механизмами, как дилерские и дистрибьютерские фирмы и доступность капитала.
На рис.3.1 показано соотношение предприятий, производящих первичный металл и перерабатывающих его в составе зарубежных компаний и России.
Рис.3.1
Соотношение предприятий, производящих первичный металл и перерабатывающих его в составе зарубежных компаний и России
"Алкоа" | "Алкан" | РОССИЯ | |
Количество электролизных предприятий | 27 | 15 | 11 |
Доля металла в слитках в товарной продукции,% | 37,5 | 30,9 | 79 |
Количество перерабатывающих предприятий | 184 | 162 | 16 |
Транспортные тарифы
Рис.3.2 - Доля транспортной составляющей в цене алюминия
Расчеты сквозных транспортных затрат на одну тонну алюминия (с учетом поставок на внешний и внутренний рынки) показывают, что в 2006 году они достигли самых высоких значений за последние годы. Доля транспортных затрат в цене алюминия в 2006 году составила в среднем 12,1% и увеличилась по сравнению с 1993 годом почти в 2,5 раза.
Аналогичные удельные затраты основных конкурентов российских компаний (с учетом перевозки сырья и продукции) на транспорт в алюминиевых компаниях мира значительно ниже. Здесь не только имеют место большие дистанции между грузоотправителями и грузополучателями. В мировой практике они не меньше. Например, Норвегия завозит глинозем из Южной Америки и Австралии, производители алюминия США и Канады - из Африки и Австралии.
Такое положение с железнодорожными тарифами объясняется двумя причинами:
перекрестное субсидирование пассажирских перевозок в РФ существенно увеличивает тарифы для промышленности;
российские железные дороги являются естественной госмонополией и при попустительстве соответствующих правительственных структур, начиная с 90-х годов, увеличивали тарифы, темпами значительно опережая рост цен на промышленные товары.
Тарифы на электроэнергию.
Рассмотрим некоторые аспекты проблемы стабильного обеспечения алюминиевых предприятий электроэнергией по экономически обоснованным тарифам.
1. Электроэнергия не рыночный товар - товар виртуальный и монопольный. Почему?
Невозможность создания коммерческих запасов и отсутствие возможности транспортировки на необходимые расстояния не позволяют потребителю выбирать оптимального поставщика. Мировая статистика фиксирует мизерные объемы экспорта-импорта электроэнергии, как приграничную торговлю этого товара на ограниченные расстояния.
Производство электроэнергии всегда меньше или равно (спросу) потреблению. Оно не может быть больше, так как исключена возможность ее складирования. По этим причинам энергетические компании являются естественными монополистами на рынке электроэнергии в конкретном регионе или стране.
Энергокомпании, которые включают в свои структуры генерирующие мощности на различных источниках генерации и с различной ее себестоимостью, реализуют свою продукцию по ценам, обеспечивающим прибыль всем субъектам компании, которые, как правило, являются самостоятельными юридическими лицами.
Можно привести такой пример из нашей российской практики. Если себестоимость одного киловатт-часа, произведенного гидростанциями, принять за единицу, то себестоимость одного киловатт-часа, произведенного АЭС, составит три и более, а на ГРЭС эта величина достигает от 4-5 до 9.
Монополии заинтересованы формировать "рынок" цен, которые бы устраивали всех производителей энергии на данной рыночной площадке. Потребитель не имеет практической возможности получить этот виртуальный товар на каком-то другом рынке.
Какие бы реформы в электроэнергетике ни проводились - ее производители объективно остаются монополистами либо в рамках отдельного региона, либо страны в целом.
На таком рынке конкуренция между поставщиками товара (электроэнергии) практически отсутствует. Он не стимулирует сокращения затрат на производство электроэнергии на более затратных генерирующих мощностях и не способствует оптимальному размещению производительных сил в рамках страны и мира.
Электроэнергетика - инфраструктура, определяющая в значительной степени темпы развития экономики региона (страны); и ее развитие, ее монопольные возможности должны быть предметом особого внимания со стороны правительств. Поэтому эта отрасль экономики и ее развитие, независимо от формы собственности, должны находиться под "присмотром" государства. Энерготарифы и планы развития энергетического комплекса страны должны быть увязаны с общим развитием экономики. Государство должно выступать в качестве посредника между производителем электроэнергии и ее потребителями. Для России в период восстановления экономики и ее подъема это особенно важно.
Необходимо искать особые и более оптимальные условия для вмонтирования электроэнергетики в рынок. Это мировая проблема.
2. Что касается регулирования тарифов на электроэнергию, то этот фактор следует разделить на две части: текущее регулирование и перспектива в связи с реформированием РАО ЕЭС.
Текущее регулирование. Здесь проблема в основном для заводов, расположенных в Европейской части России. Тарифы здесь явно и необъективно завышены. Так, например, тарифы для Волгоградского алюминиевого завода составляют около 3,5 ам. центов за киловатт. Это, примерно, такая цена, которую за электроэнергию платят производители в Центральной Европе, вырабатываемой в основном на покупных газе, нефти, а также угле. В последнее время наметилась устойчивая тенденция по выводу производства первичного алюминия из этого региона мира.
Волгоградский алюминиевый завод расположен в непосредственной близости от Волжской ГЭС, да и строился он рядом с ГЭС с тем, чтобы получать энергию с относительно невысокой себестоимостью. Тариф 3,5 цента за кВтч делает производство алюминия на Волгоградском заводе нерентабельным при самых высоких ценах на алюминий.
Недостаток государственного регулирования тарифов состоит в том, что до сих пор нет нормативных правил заключения долгосрочных договоров. Это очень важно для инвестиционных процессов реализации проектов предприятий - крупных потребителей электроэнергии.
В настоящее время в мире около 50% первичного алюминия производится на электроэнергии, вырабатываемой гидростанциями. Это не только дешевые источники энергии (по прямым затратам на ее производство), но и экологически безопасные, так как энергия производится без выбросов углекислого газа в окружающую атмосферу. Около 30% мирового алюминия производится компаниями на электроэнергии, полученной от генерирующих мощностей, принадлежащих самим компаниям. Сегодня при создании новых алюминиевых проектов мировые алюминиевые компании, как правило, инвестируют в создание генерирующих мощностей (в том числе государственных), становясь, таким образом, их собственниками.
География расположения в России алюминиевых заводов накладывается на географию размещения крупных источников объективно дешевой электроэнергии. Такова была разумная стратегия косыгинского правительства. Сегодня в России 82% алюминия производится с использованием гидроэнергии.
Российские алюминиевые компании не имеют в своих структурах собственных генерирующих мощностей, но являются акционерами большинства крупных гидроэлектростанций России.
В настоящее время создаются предпосылки для реализации этого важного стратегического направления. Изучается возможность строительства алюминиевого завода в едином комплексе с достройкой Богучанской ГЭС с участием РУСАЛа и РАО ЕЭС. РУСАЛ объявил также о своем участии в проекте строительства Рогунской ГЭС и алюминиевого завода в Таджикистане.
Следует отметить, что в отличие от общемировой практики в России отсутствует необходимое нормативное обеспечение заключения долгосрочных договоров (на 10-20 лет) на поставку электроэнергии.
Правительство России до сих пор не приняло в этом плане никаких решений, что сдерживает стремление инвесторов участвовать в таких крупных проектах, как строительство Тиманского глиноземно-алюминиевого комплекса, Богучанской ГЭС, второго алюминиевого завода в Кандалакше.